Марченко Лариса
Непосредственно-образовательная деятельность «Кукла Акань ищет друзей».
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно-образовательная область «Познание»
тема «Кукла Акань ищет друзей».
(НОД для детей группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет).
Цель: - формировать у детей уважительное отношение к культуре разных
народов;
- приобщать детей к традиционной культуре коренного населения
Югры – народа ханты-манси;
- продолжать знакомить с устным народным творчеством Югры;
- познакомить детей с хантыйскими словами: названия животных
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность „Кукла Акань ищет друзей“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
(заяц – Шовр, птиц (коршун – Курык, кукла – Акань;
- развивать мелкую моторику пальцев рук в процессе изготовления
хантыйского украшения (браслет).
Словарная работа: чум, берестяной короб, малица, Шовр, Курык, Акань,
нагрудное украшение, лобное украшение.
Оборудование: игрушки сова, заяц, коршун, кукла Акань, берестяной короб,
изделия из бисера народа ханты-манси, шишки, бусинки 2-х
цветов (по 12 бусинок на каждого ребенка, нить для
нанизывания бусинок, розетки, салфетки на каждого ребенка
Ход занятия.
- Ребята, вы узнали, кто к нам в гости пришел?
- Мудрая Сова.
- Здравствуй, Мудрая Сова! Что необычного и интересного ты нам в своем
волшебном мешочке принесла?
Воспитатель достает из мешка куклу Акань.
- Ребята, кто это?
- Кукла.
- Да, ребята. Это кукла. А похожа она на тех кукол, с которыми мы обычно
играем? Что в ней необычного?
Ответы детей.
- Эта кукла народа ханты. А кто такие ханты и манси, вы знаете? Где они живут?
Чем занимаются? Что такое тайга?
Ответы детей.
- Правильно. Для своих детей ханты и манси шили таких кукол. А кто из вас
Знает, как ее зовут? Давайте спросим ее. Кукла, как тебя зовут?
- Акань.
- Акань, а как ты попала в волшебный мешочек Мудрой Совы?
Кукла Акань «шепчет» воспитателю на ухо.
- Ах, вот оно что! Рассаживайтесь ребята поудобнее, я вам сейчас расскажу,
Что с ней случилось.
Дети садятся на стульчики; рядом – Сова и кукла. Кукла «шепчет» воспитателю на ухо свой рассказ.
- В тайге жила кукла Акань одна, в чуме. Сама зверя добывала. Сама шкурки
мягкими делала. Из них одежду и обувь шила. Сама рыбачила и рыбу впрок
сушила.
Показ стойбища ханты-манси: чум, рыбу, одежду, обувь.
- А какие узоры вышивала! Какие украшения делала!
Показ украшений народа ханты-манси.
- Одним словом – мастерица на все руки! Только все время одна она была.
Надоело ей самой о себе заботиться, с собой разговаривать. «Пойду,- решила Акань, - друга искать». Надела она малицу, на спину – расписной кузов. В кузове у нее – рукодельная сумочка с нитками, бисером и бисерной игольницей. (Показать). Шла кукла Акань лесной тропой. Вдруг выскочил ей на встречу Заяц-Шовр. Увидел куклу, удивился, ушами захлопал.
- Кто ты, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?
- Понравился кукле приветливый Заяц-Шовр. «Я – Акань, - друга ищу. Хочу о нем заботиться и песни его слушать, - ответила кукла».
- А что далеко ходить? – говорит Заяц-Шовр, - я буду твоим другом. Я очень люблю играть.
- И научил куклу играть в очень интересную игру. Давайте вместе с куклой Акань тоже в нее поиграем.
Игра - физминутка «Зайка».
Из сугроба на опушке
Чьи-то выглянули ушки, Дети сидят на корточках. Кисти рук прижаты к голове, «шевелят ушами».
И помчался скок, скок, скок
Белый маленький зверек. Легкий бег на мессе, «лапки» сложены перед грудью.
Вот запрыгал он проворно
По тропинкам по зеленым. Легкие прыжки с продвижением вперед и вокруг себя.
Ветер у березок кружит,
Шевелит зайчишке уши. Маховые движения руками- «ветками» перед собой, поднимая их вверх.
Ветер-ветер, поиграй-ка, Хлопки в ладоши.
Не догнать лихого зайку! Бег на места.
- Понравилась игра? А теперь слушайте, что было дальше. «Заяц-Шовр, спой мне песенку свою, а я тебе зимнюю малицу узором вышью», - сказала кукла.
- Я песен не пою, я их – пугаю. Вот так, - ответил Заяц-Шовр. Скакнул он под куст – там птичка щебетала. Испугалась птичка, упорхнула и унесла свою песенку на восход солнца. А Шовр, не простившись, туда же запрыгал.
- Обиделась кукла Акань, сложила рукодельный мешок в кузовок и пошла в другую сторону. Перешла лужок и оказалась она в кедровом бору. Возле одного дерева села отдохнуть, кто-то сверху ее спрашивает: «Чья будешь, красавица? Куда тропу ведешь? Не друга ли ищешь в наших местах?
- Поглядела кукла Акань, а это Коршун-Курык ее окликнул. Сказала кукла, кто она и зачем здесь. Коршун-Курык слетел вниз и давай ее сговаривать: «Что далеко ходить? Я могу быть верным другом».
- Кукла Акань согласилась. Посадил ее Коршун-Курык в гнездо, сам на охоту улетел. Прибралась кукла Акань. Собралась вечернюю еду готовить. А у Курыка амбаров нет, припасов нет, - надо самой добывать. Спустилась кукла Акань с дерева искать молодые кедровые шишки.
- Ребята, а давайте поиграем с шишками в игру.
Игра «Найди шишку».
(Шишки заранее разложены в групповой комнате. Дети зрительно находят их и приносят воспитателю).
- Молодцы, ребята, все шишки собрали. А теперь слушайте дальше.
- Сварила кукла Акань шишку, стала Коршуна-Курыка ждать. Поужинал Курык. «А теперь,- говорит кукла Акань, - я сяду рукодельничать, а ты песню мне спой».
- Я песни не пою, я их – съедаю, - ответил Коршун-Курык и улетел.
- Осталась кукла Акань опять одна. Пошла дальше друга искать. Тут издалека послышалась чья-то песенка. (Звучит хантыйская песня). Это пела девочка.
- Вот кто может стать мне настоящим другом! – воскликнула кукла Акань. И пока стояла, слушала песенку, девочка ушла и унесла песенку с собой.
- Как быть? Как девочку найти? – заплакала кукла Акань. Но мимо пролетала Мудрая Сова. Увидела она, что Акань плачет и говорит ей : 2Садись в мой волшебный мешочек, отнесу я тебя в детский сад, к детям. Там много мальчиков и девочек. Может, там ты себе друга найдешь. Так и попала к нам кукла Акань. Ребята, как вы думаете,чнужно делать? Можем мы помочь ей?
Ответы детей.
- Кукла Акань, слышишь, ребята предлагают тебе остаться у нас в детском саду. Ты согласна? Они научат тебя играть, петь, танцевать, рисовать.
- Я согласна. А я вас рукоделию буду учить. Проходите за столы –я научу вас плести браслеты из бусинок.
Работа детей под музыку народа ханты-манси. Воспитатель вместе с куклой Акань помогают.
Итог: дети рассматривают браслеты друг друга, Мудрая Сова и кукла Акань хвалят их.
- А сейчас, ребята, давайте познакомим Мудрую Сову и куклу Акань с нашей группой (экскурсия, беседа).