Татьяна Кичкирёва
Непосредственно — образовательная деятельность Насекомые вокруг нас: в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно – образовательная деятельность в подготовительной группе : Насекомые вокруг нас.
Цель:
Формировать естественно – научные представления о насекомых и пауках.
Задачи:
Публикация «Непосредственно — образовательная деятельность Насекомые вокруг нас: в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Продолжать знакомить детей с особенностями строения насекомых, пауков, обогащать знания о них;
учить детей доброжелательному отношению к живым существам;
продолжать изучать нормы и правила поведения в природе;
воспитывать любовь ко всему живому, умение видеть и радоваться красоте всего живущего на земле;
развивать познавательную активность, мышление, сообразительность.
Словарная работа:
Обогатить словарь: насечки, брюшко, живой вертолет, муравейка, крылатые и бескрылые.
Материал:
Картинка цветущего луга; звукозапись, магнитофон; игрушки насекомые
игра: «Подбери крылья стрекозы», листок бумаги с нарисованной частью жука, фломастеры;
береза с паутиной и пауком игрушкой; стилизованная лужайка с хвоей, листьями, ветками и травой; улей, соты, лупы на каждого ребенка, подносы; коллекция насекомых - игрушек;
картинки Лесовичков (2 шт. – весёлый и грустный) правила поведения в природе (7 шт) .
Методы и приемы:
словесные: худ, слово, рассказ- объяснение, вопросы-ответы, название слов прилагательных;
практические: рисование, обследование игрушек насекомых, составление целого из частей, метод эмпатии ;
игровые: игра «Найди насекомое», «Кто, где живет», «Собери бабочку», «Подбери крылья стрекозы»;
наглядные: насекомые игрушки, картинки, картинки Лесовичков и правил поведения в природе, сюжетная картинка.
Ход:
Звучит музыка.
Воспитатель читает стихотворение С. Я. Маршак у картинки у цветущего луга.
Эта страница зелёного цвета,
Значит на ней настоящее лето.
Если бы здесь уместиться я мог
Я бы на этой странице прилёг.
Бродят в траве золотые букашки,
Вся голубая, как бронза,
Села качаясь, на венчик ромашки
Словно цветной самолёт, стрекоза.
Вот тёмно – красная божья коровка.
Спинку свою, разделив пополам,
Вскинула крылья прозрачные ловко
И полетела по важным делам.
Вот в одинаковых платьях, как сестры
Бабочки сели в траву отдыхать;
То закрываются книжечкой пестрой,
То, раскрываясь,несутся опять.
Воспитатель: Есть на земле два мира - растений и животных. Они живут вместе и не могут обойтись друг без друга. Мы тоже живем вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное изучать о них как можно больше. Хоть за окном еще зима, а в нашей экологической гостиной речь пойдет об удивительных существах-насекомых.
Скажите, почему их так называют?
ответы 2х-3х детей.
Воспитатель: Правильно, дети, на брюшке у насекомых есть «насечки», полоски. Посмотрите на муравья (рассматривание игрушки).
А что еще есть у насекомых?/брюшко/
Из скольких частей состоит тело насекомого? /из трёх/
Сколько конечностей? /шесть/
А сколько у нас? /четыре/
У нас два глаза, а у насекомых может быть несколько. У нас орган слуха - уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечика, например, на ноге.
Наш орган вкуса находится на языке, а у бабочек и мух - на лапках. Мы нюхаем носом, а насекомые усиками. У нас 5 органов чувств, а у насекомых- чувство времени и чувства ориентировки в пространстве очень развиты. У нас температура тела 37%, а у насекомых она равна температуре окружающей среды. Вот почему они боятся холода. Насекомые - настоящие дети солнца, если оно греет - они деятельны и подвижны, но становится холодно - и они вялые. Вот сейчас зимой они что делают? –
Дети: Спят.
Воспитатель: Правильно, теперь вы знаете, как отличать насекомых от других существ. Чем они отличаются?
Дети: насечки на брюшке, 6конечностей, 6 части тела.
Воспитатель: Сейчас вы подойдете к нашей полянке и выберите насекомых.
Читает стихотворение:
Посмотрите на ладошку!
На ладошке - мир живой.
Через лупу, как в окошко
Мы увидим мир иной.
Пчёлы, бабочки, кузнечик
Как мгновенье, не поймать.
А игрушки - вот в ладошке
Захотел - взглянуть опять.
Брюшко, лапки и насечки
В лупу всё мы разглядим
Ничего не поломаем-
Никому не навредим!
Кичкирёва Татьяна Анатольевна.
Игра: «Найди насекомое» (игрушки)
Воспитатель: А как вы выбирали насекомых?
Ответы 2-х или 3-х детей/.
Сюрпризный момент. Входит Муравей.
Муравей: Здравствуйте, мои друзья! Очень рад вас видеть я.
Воспитатель: Ах! Какой большой ты стал. Кто, скажи, тебе помог? Как ты подрасти так смог?
Муравей: А вы знаете, друзья, я не простой муравьишко. Я волшебник! Могу я чудеса творить. И всех могу вас удивить. Должны вы многое узнать, и я хочу вам мир показать. Точнее чудеса - в зеленой траве, мягкой Мураве.
Слушайте загадку: Черен да не ворон, рогат да не бык, шесть ног без копыт. Кто это?
ДЕТИ: Жук.
Воспитатель: Жуков много, они разные: крылатые и бескрылые, рогатые и усатые. Вы сейчас дорисуете вторую часть нарисованных жуков, тех, что на листочках и увидите, каких жуков можно встретить.
Дети дорисовывают вторую часть жуков.
Воспитатель: Дети, назовите какой жук у каждого?
Дети называют: жук – носорог, жужелица, майский.
Муравей: А мой жук похож на мухомор,
Воспитатель: Дети, какой жук похож на мухомор?
Дети: божья коровка.
Воспитатель: А почему этого жука так называют?
Ее ещё называют Доктор Айболит.
А кто из вас встречал божью коровку? Вы когда-нибудь ей помогали? Рассказы детей.
Воспитатель: Запомните правило: нельзя собирать жуков, давить их, насаживать на иголку, собирая коллекции.
Ну, Муравейка, о ком еще мы узнаем сегодня?
Муравей: Это «живой вертолет». Так называют этих насекомых. Кто это?
Дети: стрекоза.
Воспитатель: На столах лежат картинки стрекоз – нужно собрать их из нескольких частей и подобрать крылья стрекозе.
Игра «Подбери крылья стрекозе».
Воспитатель: Муравейка, правильно ли дети собрали стрекозу?
Муравей: Да! А я чуть не попал в вот этот домик. .(Подходят все к берёзе, где висит паутина из верёвки «Макраме»)
Чей он?
Дети : это паутина – в ней живёт паук.
Воспитатель: Пауки не насекомые. Это отдельный класс животных. Пауки во многом похожи на насекомых, находятся с ними в ближайшем родстве. Однако есть серьёзные отличия. У насекомого шесть ног (три пары, а у паука восемь (четыре пары). У насекомого тело состоит из трех частей: головы, грудки и брюшка. Тело паука состоит только из двух частей. У всех пауков по восемь глаз. Они очень живучие, потому что долго могут обходиться без пищи. А питаются эти живые существа только жидкой пищей- соком других насекомых, оставляя пустую шкурку.
Паутина – это настоящее чудо; она прозрачная и крепкая: удерживает добычу и кладку яиц. Середина липкая – ловчая часть-, а от неё отходят сигнальные нити в норку паука. Пауков убивать нельзя, так как они уничтожают вредных насекомых.
А где живёшь ты, Муравейка?
Муравей: Я живу в муравейнике, но он далеко в лесу.
Воспитатель: мы сейчас тебе построим новый хороший муравейник.
Муравей: но я не смогу в нём жить, потому что ветки с землёй соединяются слюной муравьёв и от этого он прочный.
Воспитатель: Муравейник – это удивительное сооружение с множеством ходов. Разорять его нельзя, муравьи помощники человека в борьбе с вредителями. Муравьи – санитары леса.
А это чей домик? /показ улья/
Муравей: В нем живет дружная семья, как моя.
Дети: Это улей.
Воспитатель: Какую пользу приносят пчелы?
Дети: пчёлы дают мед.
Давайте посмотрим соты через лупу.
Дети рассматривают настоящие соты через лупу.
Воспитатель: Скажите, а почему нельзя близко подходить к пчёлам?
Дети: Они могут укусить.
Воспитатель: и убивать пчелу тоже нельзя, так как пчёлы могут напасть на вас.
Необходимо соблюдать правила безопасности: не подходить близко к ульям, не дразнить пчел, не махать руками и тем более ловить их.
Дети, каких насекомых совсем нельзя брать в руки? Почему?
/ответы детей/
Сейчас поиграем в игу «Кто, где живёт?»
На столах лежат картинки луга, леса и поля – распределите насекомых - игрушки по месту обитания.
Игра «Рассели насекомых и пауков»
На столах лежат картинки с правилами поведения в природе, о которых мы сегодня говорили
Посмотрите на них и подумайте, что можно делать, а что нельзя делать в природе. Распределите правила Лесовичкам. Хорошие поступки поставьте весёлому Лесовичку, а плохие - то, как нельзя поступать – серьёзному.
Дети расставляют картинки с правилами на полках.
Воспитатель: Понравилось ли вам в экологической гостиной? С кем знакомил нас Муравейка?
Дети получают от него угощенье.