наталья дуева
Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП во 2 младшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность
по формированию элементарных математических представлений
во второй младшей группе.
Тема: «Один, много.»
Р. п. Шатки
2012 год
Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
ЦЕЛЬ:
Уточнить представления детей о понятиях «один» и «много», умение определять, где один предмет, а где много предметов.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП во 2 младшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.
Закрепить умение детей определять и называть цвет предмета, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру.
Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, аналогию, развивать внимание, речь, творческие способности.
Материалы к нод:
Демонстрационный: игрушки-зверушки, ваза, искусственные цветы, большой лист голубой бумаги.
Раздаточный: кубики, лодочки 6 цветов.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Какие сказки вы любите?
- В какой сказке очень дружно жило много зверушек? («Теремок»).
Воспитатель рассказывает, что жители теремка приглашают детей в гости, и предлагает детям собрать для зверушек цветы.
- Где можно взять цветы?
Выслушивает все ответы детей, после чего воспитатель предлагает им нарвать цветы на поляне.
2. Актуализация знаний.
Игра «Цветочная поляна»
Дидактические задачи: актуализировать представления детей о понятиях «один» и «много», развивать внимание.
Дети подходят к месту на ковре, где лежат цветы по одному на каждого ребёнка.
- Сколько на цветочной поляне цветов? (Много)
- Сорвите по одному цветку.
После того как дети выполнили задание, воспитатель задает вопросы:
- Сколько цветков ты сорвал? (Один)
- Какого цвета цветок ты сорвал?
Дети с цветами идут по группе и подходят к теремку, около которого находятся фигурки сказочных персонажей. Жители теремка радуются приходу гостей.
- Что нужно сделать с цветами, чтобы они не завяли? (Их нужно поставить в вазу с водой.)
Воспитатель ставит на стол вазу (если у детей в руках искусственные цветы) или кладет на стол лист бумаги с нарисованной на нем вазой (если цветы вырезаны из картона).
- Поставьте цветы в вазу.
- Сколько цветов ты поставил? (Один)
После того как все дети поставили свой цветок в вазу, воспитатель задает вопрос:
- Сколько цветов в вазе? (Много)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Игра «Строим длинный поезд» (начало).
Дидактические задачи:
1)Создать мотивационную ситуацию для открытия нового знания;
2)Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;
3)Закрепить умение различать цвет, сравнивать предметы по цвету, форме и размеру;
4)Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.
Жители теремка благодарят детей за цветы и предлагают поиграть.
-Во что вы любите играть?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель говорит, что звери предлагают поиграть в кубики.
Воспитатель ставит на ковер коробку с одинаковыми по цвету и размеру кубиками. Количество кубиков равно количеству детей.
-Кубики одинаковые или разные (Одинаковые)
- Чем похожи кубики?
Как правило, дети называют цвет кубиков: этот кубик красный, и этот тоже красный. Воспитатель уточняет: у кубиков одинаковый цвет, и обращает внимание детей на то, что у кубиков одинаковая форма и одинаковый размер.
Зверушки предлагают каждому ребенку построить длинный-длинный поезд из кубиков. Детям предоставляется самостоятельность. Может случиться, что кто-то из детей успеет взять несколько кубиков. В этом случае у других детей кубиков не окажется совсем.
- Справедливо ли разделили кубики? (Нет)
- Как надо поступить, чтобы кубики были у каждого ребенка?
Как правило, дети, у которых несколько кубиков, начинают отдавать по одному кубику тем, у кого нет их совсем. Воспитатель хвалит детей за то, что поделились с товарищами.
После того как дети распределят кубики между собой, жители теремка спрашивают детей?
-У кого из вас получился длинный поезд?
-Почему никто не смог построить длинный поезд? (Потому что у каждого один только кубик)
4. Открытия детьми нового знания.
Игра «Строим длинный поезд» (окончание).
Дидактические задачи:
1)уточнить представления о понятиях «один» и «много»;
2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия, развивать творческие способности.
- Что нужно сделать для того, чтобы каждый из вас смог построить длинный поезд (Нужно взять много кубиков)
Воспитатель кладет на пол много кубиков такого же цвета, как и у детей. Каждый ребенок строит длинный поезд.
-Длинные или короткие поезда у вас получились?
- Почему вам удалось построить длинный поезд (Потому что было много кубиков)
5. Включение нового знания в систему знаний.
Игра «Возьми лодочку»
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение определять, где много предметов, а где один предмет, умение использовать в речи слова «один», «много», «ни одного», различать значение слов «один» и «одна»;
2)закрепить умение определять и называть цвет предметов.
Дети собираются около воспитателя. Воспитатель говорит, что пора возвращаться домой. Жители теремка на прощание хотят сделать что-то приятное детям и показывают разноцветные лодочки, сложенные из бумаги (число лодочек равно числу детей.)
-Что хотят вам подарить зверушки? (Лодочки)
- Сколько в коробке лодочек? (Много)
- Возьмите лодочки.
Может случиться, что кто-то из детей возьмет не одну лодочку. В этом случае кому-то лодочки не достанется.
- Всем достались подарки?
- Почему лодочки достались не всем?
-Что нужно сделать для того, чтобы подарок был у каждого ребенка?
После того, как дети распределят лодочки между собой, воспитатель задает вопрос:
- Сколько лодочек ты взял? (одну)
- Какого она цвета? (красная –желтая -зеленая)
-Сколько теперь в коробке лодочек? (ни одной)
Зверушки предлагают спустить лодочки на воду. Дети с лодочками подходят к столу, на котором лежит большой лист синей бумаги. Это море.
- Поставьте на воду только красные (желтые, зеленые) лодочки.
-Сколько лодочек ты поставил на воду? (одну)
- Сколько лодочек плавает в море? (много)
Воспитатель подводит итог: каждый поставил по одной лодочке, и их стало много.
Игра «Купание в море».
Дидактические задачи: развивать воображение, умение действовать по аналогии, имитировать движения.
Воспитатель предлагает детям поплавать в море. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками по воздуху – плывут.
Игра «Посмотрим друг на друга».
Дидактические задачи: закрепить умение пользоваться понятиями «один», «много», «ни одного», развивать речь.
Дети собираются около воспитателя.
Воспитатель предлагает детям посмотреть друг другу в глазки, улыбнуться друг другу.
-Что у каждого из вас одно?
Если дети затрудняются в ответе, воспитатель может задать наводящие вопросы:
-Сколько у тебя голов, носов, ртов?
Дети должны отвечать, согласовывая числительное с существительным в роде, числе и падеже: один рот (нос, одна голова. Отвечая, дети дотрагиваются до головы, носа, рта.
- Чего у вас много? (много волос, пальцев, зубов)
-Сколько у вас хвостиков? (ни одного).
6. Рефлексия.
Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали на занятии, и создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
-Что вы сегодня делали?
- Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель хвалит детей и говорит им, что они смогли построить длинный поезд потому, что могут различить где один, а где много.
В свободное время работа над понятиями «один» и «много» включается в контекст всех занятий с детьми в группе и на прогулке.
Например, рассматривая с детьми картинки, можно задать им вопросы:
-Чего (кого) на картинке много?
- Что (кто) на картинке одно (один?
Планируемые результаты:
Основным результатом должно стать продвижение детей в развитии познавательных интересов – внимание, память, речь, фантазия, воображение ; мыслительных операций – анализ, сравнение, обобщение, классификация;
познавательного интереса, деятельных способностей - умение понимать правила игры и следовать им, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль; в общении - умение устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми; коммуникации – опыта изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом.