Галина Дуденко
Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ «Путешествие по Черному морю» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЧЕРНОМУ МОРЮ»
Цель:
- Уточнить и расширить знания детей о животном мире Черного моря.
- Дать понятие, что море - залог здоровья.
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели черноморского побережья»;
- рисование рыб;
- конструирование из бумаги – «рыба»;
- беседа о морских обитателях;
Публикация «Непосредственно-образовательная деятельность с использованием ИКТ „Путешествие по Черному морю“ (старшая группа)» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- рассматривание фотоиллюстраций с картины И. К. Айвазовского «Черное море»;
- чтение художественной литературы;
- чтение научно-публицистических сообщений о крабах, о медузах;
- подвижные игры: «Море волнуется раз!», хоровод «Рыбы плавали, ныряли».
Обогащение словаря: дельфины – белобочки; медуза – аурелия; крабы; моллюски; рыба – меч; морская звезда; шторм, штиль; катер, корабль; море - шумливое, теплое, спокойное, лазурное, игристое, великое.
Оборудование: музыкальный зал украшен в виде корабля, украшенного сигнальными флажками; парусный корабль; шапочки рыб; ракушки;, бинокль, имитированная рыбацкая сетка (сделанная из футляров киндер сюрпризов); медузы (вырезанные из дна пластиковых бутылок) на магнитиках; удочки с магнитами; три обруча; музыкальный центр, ноутбук и диапроектор, сюрпризный момент (жемчужны в раковинах).
Ход занятия:
Воспитатель в капитанской фуражке приглашает детей (пассажиров) на прогулочный корабль, для путешествия по Черному морю.
Здравствуйте ребята. Я капитан корабля «Солнышко», предлагаю вам сегодня совершить морскую прогулку по Черному морю (дети занимают места на корабле).
Но прежде, чем мы отправимся в путешествие, скажите мне, как называется город, от берегов которого мы отплываем? (Ответы детей)
Ребенок читает стихотворение об Анапе (В. Бухаров) :
Над городом веет морская прохлада,
К себе зазывает наш пляж золотой.
Наш город Анапа, другого не надо!
Мы встречаться рады с тобой!
(Слайд №1 -№4 – город-курорт Анапа) Мы живем в городе Анапа. Анапа – детская здравница, куда приезжают на отдых и лечение тысячи детей и взрослых. Они приезжают для того, чтобы подкрепить свое здоровье, подышать морским воздухом, погреться на теплом солнышке, и конечно покупаться в нашем прекрасном море. А как называется наше море? (Черное море). (Слайд №5-№14 – Черное море) Звучит фонограмма шума моря.
Прислушайтесь – это море нас зовет:
«Ты волна, моя волна
Ты шумлива и вольна
Плещешь ты куда захочешь,
Ты морские камни точишь
Ты беги сюда, друг мой,
Тайны моря нам раскрой.
А. С. Пушкин.
Ребята, вы все были на море, купались в нем, гуляли по берегу моря, катались на катере. Как можно сказать о море, какое оно? Ответы детей: (голубое, нежное, шумливое, теплое, спокойное, лазурное, игристое, великое и так далее).
Море – залог здоровья, море нужно беречь, нужно охранять животный и растительный мир моря, хранить его чистоту.
А защитник природы – это человек.
Вы все сохраняете чистоту Черноморского побережья. А мусор вы куда выбрасываете? (В специально отведенные для этого места (мусорку). А для того чтобы защищать нашу природу, надо быть всем в хорошей физической подготовке.
Проводится физкультминутка (дети встают в хоровод)
Рыбы плавали, ныряли (Выполняются движения в соответствии с текстом).
В солененькой морской воде.
То сойдутся- разойдутся,
То зароются в песке.
Вот Барышня-Медуза (Плавные волнообразные движения опущенных
В пышных кружевах вниз рук, ходьба)
Весело танцует
На морских волнах.
Мидия – ракушка, (Присесть на корточки и медленно подняться,
Лаковое брюшко, раскрывая ладони)
Со дна морского покажись,
И опять на дно ложись!
Рыбка хвостиком виляет, (Бег с выставленными вперед руками со
Грациозно проплывает, сложенными ладонями)
По течению реки,
Не страшны ей рыбаки!
Надев красивый легкий панцирь (Передвижение на полусогнутых ногах,
И храбро выставив клешни, выставив в стороны руки)
Краб выступает в грозном танце.
Он так старается – взгляни!
Это рыбацкая лодка, (Ходьба рывками, сопровождаемая загребающими
Быстро по морю плывет. движениями рук,
Рядом с лодкой мчится стая, (Наклоны вперед в движении, имитирующие Волны телом разрезая, ныряния)
То хвосты, то снова спины,
То вперёд, плывут дельфины.
Разные рыбы на свете живут, (Руки развести в стороны)
Сейчас мы узнаем, как их зовут.
А сейчас все занимаем места на корабле и отправляемся в путешествие. (Смотрю в бинокль). (Слайд№15-№16 – Чайки)
Смотрите, ребята, вот и чайки пролетают над нами. Чем питаются чайки? Как чайки предвещают погоду?
«Если чайка села в воду – жди хорошую погоду,
Чайка бродит по песку – рыбакам сулит тоску».
А еще ребята я хочу вам сказать, что чайки очень дружные, у них отличное зрение, они могут видеть через толщу воды серебристую рыбу. Рыбой она питается.
И так, мы продолжаем свое путешествие. Но, что я вижу – это же медузы!
(Слайд №17 – Медузы)
1. Как называются медузы? (аурелия, очень красивое название)
2. Чем покрыты щупальца медузы? (пузырьками с ядом)
3. Как медузы предсказывают появление шторма? (при перемене атмосферного давления, медузы уходят в глубь моря)
А сейчас солнышко ярко светит и медузы рядом с нами весело резвятся.
Игра с медузами «Кто больше поймает медуз»
В имитированной рыбацкой сетке (сделанной из футляров киндер сюрпризов) лежат «медузы» (вырезанные из дна пластиковых бутылок) на магнитиках. Дети делятся на три команды, у каждой команды один сачок и «ведро» (обруч) для улова. Задача ребят, как можно быстрее поймать «Медуз в свое ведёрко". Игра проводится под музыкальное сопровождение. Выигрывает та команда, у которой самое большое количество «медуз».
В конце игры, дети выпускают «медуз» назад в море. Путешествие продолжается.
Смотрю в бинокль.
Дети, я еще кого-то увидела, да это же рыбы. (Слайд №18 – Рыбы)
Рыбки весело играют
В чистой, свеженькой воде
То сойдутся, разойдутся
То зароются в песке.
А названия этих рыб мы сейчас с вами отгадаем.
(Слайд №19 – Камбала)
Камбала – Лежу себе на самом дне
На сумасшедшей глубине
В песке и в мягкой тине
Как будто на перине,
Но тянет груз глубин
И я расплющена, как блин.
(Слайд №20 – Рыба-Меч)
Рыба – меч – Я серьезно могу ранить
Острым носом, как мечом
И с налета протаранить
Даже лодку нипочем
Этот меч не вложишь в ножны,
Не упрячешь под замком
Значит будьте осторожны
Рыбы вместе с рыбаком!
А какие еще рыбы водятся в море?
(Слайд №21 – Кефаль)
Кефаль – Чудесные кефали на море танцевали.
И даже не заметили, как в сети их поймали.
(Слайд №22 - Хамса)
Хамса – Рыбка плавает по морю, нет совсем о ней историй.
«Кто-нибудь бы написал» - обижается Хамса.
(Слайд №23 - Горбуша)
Горбуша – На востоке дальнем стужа,
Не берет мороз горбушу,
Что ей холод – ерунда,
Рыбе главное – еда!
(Слайд №24 – Килька)
Килька – Килька плавает по морю без забот и без хлопот.
И рисуя там узоры – веселиться круглый год.
(Слайд №25 - Барабулька)
Барабулька – Гуляет, резвится, и счета ей нет,
Костюмчик на каждой надет из монет.
Кто же это? Ребята, смотрите, краб.
(Слайд №26 – Краб)
Краб – И фигурой и повадкой
Я похож на паука
Свой обед клешнею хваткой
Я возьму наверняка.
Ребята, а что вы знаете о крабах? (это санитары моря, уничтожать крабов нельзя, если погибнут все крабы, море может быть мертвым).
Ребята, ребята, а к нам плывет стайка дельфинов. (Слайд №27-№29 – Дельфины) Как они любят резвиться на волнах. А вы знаете, что дельфин дышит легкими, а не жабрами? (выходят три ребенка в шапочках дельфинов)
1-ый ребенок – Мы веселые ребята
Акробаты – дельфинята
Любим мы резвиться,
Прыгать, веселиться.
2-ый ребенок – Мы дельфины – белобочки
Любим мы волну крутую
Даль морскую голубую
Не найдешь нигде такую.
3-ый ребенок – Мы резвимся целый день,
Развлекаться нам не лень
Приглашаем детвору
На веселую игру.
Игра «Море волнуется»
(Дети встают по всей «палубе» и выполняют движения по тексту под музыкальное сопровождение Чайковского "Времена года" :
«Море волнуется раз. Море волнуется два. Море волнуется три.
Морская фигура …замри)
Ой, ребята, кто-то к нам плывет. Кто это? Да это же красавица Морская звезда!
(Слайд №30 – Морская звезда)
Морская звезда – Живу я на дне, глубоко под водой.
Меня называют морскою звездой.
Солёные волны – стихия моя,
А крабы и рыбы – большие друзья.
Все богатства вод морских
Прячу я от глаз людских.
Мне по утрам кораллов ветки
Приносят юркие креветки,
А кит корзину жемчуга
Кладет в обед к моим ногам
Вот жемчуг яркий, дорогой
Вам дети я дарю подарок мой.
(слайд №31 – Жемчужина)
Всем детям раздаются раковины мидий, откуда ребята, самостоятельно, извлекают жемчужины.
Откуда же она взялась эта жемчужина? В раковину двустворчатого моллюска – попадает песчинка. Чтобы избавить моллюска от неприятных колющих ощущений, раковина начинает выделять перламутр, который наслаивается на песчинку, и матовый шарик растет и растет. В результате между телом моллюска и стенкой раковины появляется жемчужина. Но прежде чем она превратится в жемчужину, пройдет от 2 до 5 лет. Жемчуг - это старинный и излюбленный драгоценный камень. Цвет жемчуга бывает белый, розовый или желтоватый, иногда чёрный. Из жемчуга делают красивое ожерелье.
И так дети, мы с вами совершили путешествие по нашему Черному морю. А. С. Пушкин так сказал о нашем море: (звучит фонограмма шума моря)
«Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы».
Дети выстраиваются полукругом и под музыкальное сопровождение исполняют песню про Анапу
1. В небе кружатся ветры с морем шепчутся горы,
Скоро яркое солнце наберет высоту,
Вы увидите этот удивительный город,
Чтобы сердцем поверить в ее красоту,
Припев:
Если вы случайно о доме загрустили,
Ласковое солнце улыбнется веселей
Анапа, Анапа - жемчужина России,
Нет тебя красивей, нет тебя милей.
2. Словно в сказке раскрашен
Теплым золотом берег,
Синеглазые волны омывают его.
Тот кто был здесь однажды
Вместе с нами поверит
В настоящую дружбу
В ее волшебство!
Припев:
Если вы случайно о доме загрустили,
Ласковое солнце улыбнется веселей
Анапа, Анапа - жемчужина России,
Нет тебя красивей, нет тебя милей.