МААМ-картинки

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Такие разные и такие похожие»

татьяна морозова
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Такие разные и такие похожие»

Образовательная область «Социализация»

Программное содержание: воспитывать доброжелательное отношение, терпимость, интерес и уважение к людям (детям) любой расы, их деятельности и культуре. Формировать понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны.

Интеграция образовательных областей :

Образовательная область «Познание»

Публикация «Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы „Такие разные и такие похожие“» размещена в разделах

Познакомить детей с понятиями: «раса», «расовые признаки»; с этическими понятиями: «бестактно», «неприлично» ; с климатическими особенностями мест проживания людей других рас, с их культурой. Учить выделять характерные особенности внешности человека.

Воспитывать в детях уважение к традициям гостеприимства и чаепития в Японии и на Руси.

Образовательная область «Коммуникация» :

Поощрять стремление детей участвовать в беседе, обмениваться своими впечатлениями.

Образовательная область «Художественное творчество» :

Упражнять детей в конструировании журавликов из бумаги – в искусстве «оригами», учить видеть связь между различными видами народного искусства.

Образовательная область «Чтение художественной литературы» :

Создать у детей эмоциональный отклик на поэтические образы стихотворения, учить отгадывать загадки.

Образовательная область «Музыка»

Показать детям неразрывную связь между музыкой и устным народным творчеством.

Образовательная область «Здоровье»

Пополнить знания детей о целебных свойствах чая.

Словарная работа: раса, расовые признаки, Африка, Япония – Страна восходящего солнца, сакура, ханами, кимоно, гэта, оригами, икебана; Русь, традиции, самовар, целебные травы, заваривание.

Предварительная работа: знакомство со сказками народов мира, с детскими популярными журналами: «Волли», «Мурзилка»; цикл занятий (познавательное, изо, лепка) по теме «Африка»; вне занятий – конструирование из бумаги «оригами», чтение литературы, заучивание пословиц, считалок, стихотворений о чае, о самоваре, о дружбе, ; рассматривание книг, иллюстраций к сказкам; рассматривание картины Кустодиева «Купчиха за чаем».

Материал занятия: плакат с изображением детей 3-х рас, две фигурки девочек (японки и африканки) для фланелеграфа, два столика для чайной церемонии, музыкальное сопровождение (запись).

Ход НОД

1. Ребята, посмотрите, что за дети глядят на нас с этого плаката?

- Какие милые, правда?

- Чем они отличаются друг от друга? (Цветом кожи, цветом волос и глаз)

Людей, живущих в одном месте, с одинаковым цветом кожи называют расой.

- Сколько здесь рас?

- Мы все на кого-то из троих похожи цветом кожи?

Мы относимся к белой расе, потому что у нас белый цвет кожи.

Я прочитаю вам о мальчике с черной кожей: «В столовую вошел очаровательный мальчик лет пяти. Во всем его облике было что-то необычайно милое. Тонкие черные волосы обрамляли красивыми локонами лицо, сияющие темные глаза посматривали по сторонам из-под пушистых длинных ресниц».

-Похоже описание этого мальчика на ребенка, изображенного на плакате? (Ответы детей)

Послушайте еще: «Маленькая девочка, лет 5-6, повернула головку и я увидела нежное матовое личико с узкими блестящими глазками, прямыми черными волосами, маленьким ротиком, который улыбался очень приветливо».

- Это о какой девочке?

Ответы детей)

А вот так написано о третьем ребенке: «Легкие, как облако, золотистые волосы, голубые глаза, розовые губы и нежная белая кожа».

- А как вы думаете, чем похожи эти дети?

(Все они люди.)

- А могут все трое одинаково хорошо петь? Рисовать? Танцевать? Быть добрыми?

(Конечно, это не зависит от цвета глаз или кожи.)

- Видели ли вы людей с черной или желтой кожей?

Можно ли их разглядывать? Что-то говорить вслух? Показывать на них пальцем?

Вы правильно говорите: это неприятно, как и нам, если нас в упор разглядывают (показывает это).

Это бестактно, неприлично!

- А люди разных рас могут жить рядом?

(Конечно, могут пожениться, могут дружить, могут быть соседями.)

- А может быть плохая раса?

Нет, конечно, никогда. Есть просто плохие люди, злые. Но ни цвет кожи, ни то, на каком языке говорит человек, ни то, в какой он одежде, не имеет значения.

2. -Дети, а как вы думаете, в каком городе нашего государства можно встретить много-много гостей?

-А в каком месте их особенно много?

На Красной площади в Москве.

Давайте и мы с вами закроем глаза и представим себе, что мы находимся на Красной площади.

( Звучит музыка: шум, голоса людей, иностранная речь)

Посмотрите, как много здесь людей: и взрослых, и детей с разным цветом кожи и в разной непохожей одежде, говорящих на разных языках.

А хотите познакомиться с детьми, приехавшими из разных самых дальних уголков земли.

3. Посмотрите, нам навстречу идет девочка с черной кожей. Давайте с ней познакомимся.

Здравствуйте, ребята!

Меня зовут Джоани. Я приехала из Африки, плыла на пароходе по Средиземному морю.

Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.

Африканцы – очень музыкальные люди, любят петь, танцевать, веселиться, играть на разных музыкальных инструментах. Ритм в музыке всегда задается барабанами - тан-танами разных форм и размеров.

Еще одна страсть африканцев – футбол. В футбол играют самые малые дети любым круглым предметом, не обязательно мячом.

Джоани, а наши дети тоже знакомились с Африкой на занятиях. Они сейчас тебе об этом расскажут.

(Подготовленные короткие рассказы детей о пустыне Сахаре, о ландшафте, о национальных парках)

Джоани: Спасибо, ребята. Я вижу, вы много узнали о моей родине.

А хотите, я вам загадаю загадки об африканских животных. Вы отгадаете и покажете повадки этих животных.

*Африканские лошадки

Одеваются в тельняшки. (Зебры)

(Попрыгать, поскакать)

*В реках Африки живет

Злой зеленый пароход!

Кто б навстречу ни поплыл,

Всех проглотит (крокодил).

(Поплавать)

*Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам. (Верблюд)

(Сгорбиться)

Ноги длинные, но шея

У него еще длиннее. (Жираф)

(Встать на носочки и вытянуть шею)

Молодцы, ребята, все загадки отгадали.

Дети, а давайте Джоани пригласим остаться с нами, Джоани, оставайся у нас.

4. А мы продолжим знакомиться с гостями столицы.

Дети, обратите внимание на девочку в необычном нарядном костюме. Давайте с ней поговорим.

А. Добрый день! Меня зовут Хонако. Я гостья из Японии. Мы живем в стране, где раньше, чем везде, восходит Солнце. Поэтому наша страна называется Страной восходящего солнца. Солнце изображено на флаге страны.

Япония расположена на Дальнем Востоке. Из Москвы в Токио самолет летит почти 10 часов. И если, пролетая над Японией, посмотреть вниз из иллюминатора, можно увидеть множество больших и малых островов.

Большая часть Японии покрыта горами, есть в горах и действующие вулканы, случаются и землетрясения.

Природа Японии не только грозная, но и удивительно красивая, особенно весной, когда зацветают деревья и цветы. Сначала распускается слива, потом деревья персика, а с конца марта – сакура (японская вишня).

Японцы любуются сакурой уже много веков. Собираются в парках, утопающих в пышных бело-розовых кустах. Эта традиция называется ханами.

Б. Спасибо, Хонако. А расскажи нам, пожалуйста, о своем костюме.

Это кимоно – платье, которое заворачивается впереди наподобие халата. Поверх кимоно надевают широкий пояс оби. У женщин кимоно яркие, узорчатые, а оби очень широкие, завязываются бантом (узлом) на спине. мужские кимоно темных цветов, с мелким рисунком или просто черные, оби узкие, с узлом на боку. Сейчас мы носим современную одежду, а кимоно надеваем по праздникам. Обувь называется гэта. Дома мы обувь снимаем.

В. Скажи, Хонако, а твоей стране любят праздники?

Да, очень.

И у нас тоже. Ребята, а какие у вас любимые праздники?

(Ответы детей). В России на Новый год как украшают дом?

В Японии самый любимый праздник Новый год. Над входной дверью вывешивают свежие ветки сосны, украшенные гирляндами из рисовой соломки. Этот талисман защищает всех обитателей жилища от всего дурного. Любимое кушанье: бобы, жареная рыба.

Есть еще специальные детские праздники: для девочек - Праздник кукол(3 марта) или Праздник девочек, для мальчиков – Праздник мальчиков(5 мая –День детей).

Девочек родители наряжают в яркие шелковые кимоно, они приходят друг к другу в гост, любуются куклами, угощаются сладостями.

В День мальчиков на крышах домов, в садах вывешиваются разноцветные знамена, по форме похожие на карпов. Сколько карпов перед домом, столько мальчиков в семье. (Карпы символизируют силу и упорство, необходимые в жизни).

Г. Скажи, Хонако, а вы любите встречать гостей?

Да, наши гости никогда не уходят без чая.

Хонако, а мы тоже угощаем гостей чаем. Русскому чаепитию уже много лет.

(Как это происходит, расскажет)

Хонако. А теперь я вам покажу и расскажу, как у нас проходит чайная церемония.

Японцы пьют чай в специальном чайном домике.

Гости, входя в этот домик, должны наклонить голову и присесть, так как высота двери всего 91см, снять обувь. Перед началом чаепития гости моют руки, ополаскивают рот, снимают драгоценности. Затем спокойно садятся.

Столик для чая украшают лепестками цветов, икебаной (букетом, веером.

Угощает всех чаем мужчина. Он наполняет водой железный чайник и ставит его на огонь. Затем насыпает в керамическую чашку зеленый чай, добавляет кипяток и взбивает бамбуковой кисточкой до образования пены. Гости отпивают из чашки по очереди. Пьют чай без конфет и сахара, с сухофруктами и сухим печеньем.

Самое главное – насладиться вкусом и ароматом чая.

Д. А ты знаешь, Хонако, мы знакомы с еще одной вашей традицией – искусством оригами. Наши дети с удовольствием делают различные поделки из бумаги.

- Как называется это искусство? (Оригами)

Помните, я вам рассказывала об одной смертельно больной японской девочке, которая очень хотела жить и наделала из бумаги много-много журавликов. (Журавль в Японии – символ жизни) На земле, к сожалению, еще много-много больных детей.

- Ребята, а вы хотите им помочь выздороветь?

Тогда подходите к столам и смастерим из бумаги журавликов.

(Дети стоя выполняют работу 5-7минут)

Этих журавликов вы можете подарить людям, которым очень нужна помощь.

Е. А теперь становитесь в хоровод.

Сегодня мы с вами путешествовали по Красной площади и познакомились с гостями из Африки и из Японии.

- Откуда гости приехали? (Ответы детей). Чем отличаются эти девочки от нас?

У них разный цвет кожи и форма глаз, они по-разному одеваются, говорят на разных языках, не похожих на наш, у них разные песни и танцы, традиции. Но все люди на Земле любят свой дом и свою семью и хотят жить весело, радостно и мирно. И все мы вместе – жители и хозяева одной общей на всех планеты Земля и от того, какие мы хозяева, зависит будущее нашей планеты. Так давайте же любить нашу землю и с уважением относиться друг к другу!

Давайте послушаем красивое стихотворение В. Орлова «Разноцветная планета» о нашей планете.

Публикации по теме:

Такие разные деревья (фотоотчет)Такие разные деревья (фотоотчет) Деревья – высший природный символ динамичного роста, сезонного умирания и регенерации. В различных культурах многие деревья считались священными.

Комплексное занятие с детьми 5–6 лет «Такие разные пуговицы» (включение ребенка с ОВЗ) МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 127» Комплексное занятие с детьми 5 - 6 лет на тему: «Такие разные пуговицы» (включение.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Такие разные кошки» Возрастная группа: подготовительная Тема: «Такие разные кошки» Цель: Создать условия для формирования творческих способностей.

Конспект НОД «Такие разные профессии» для второй младшей группы Программное содержание: познакомить детей с такими профессиями, как повар, врач, шофер, пожарный, строитель, парикмахер, летчик их трудовыми.

Конспект познавательно-речевой образовательной ситуации в подготовительной группе «Такие разные хвосты» Конспект познавательно-речевой образовательной ситуации в подготовительной группе №1 «Такие разные хвосты» Цель: повышать интерес к жизни.

Конспект занятия с детьми подготовительной офтальмологической «Такие разные геометрические фигуры» Программное содержание: Образовательные задачи: – Закрепить знания детей об овощах и фруктах. – Развивать умение работать со схемами. –.

Лэпбук «Такие разные рыбы»Лэпбук «Такие разные рыбы» Лэпбук - это удивительная книжка-раскладушка с различными кармашками, окошками, вкладками и даже подвижными деталями, в которую помещены.

Психологический тренинг для детей подготовительной группы «Мы все такие разные» Психологический тренинг для детей подготовительной группы «Мы все такие разные…» Цель: создать условия для развития коммуникативной и личностной.

Проект «Такие разные животные» Краткое описание педагогического проекта Название проекта «Такие разные животные» Тип проекта Познавательно-исследовательский Возраст.

Выставка «Такие разные собачки»Выставка «Такие разные собачки» Вот такую выставку собачек нам удалось организовать в группе. Ребяткам захотелось, чтобы их собачку увидели все. Поэтому охотно откликнулись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы «Такие разные и такие похожие»
Опубликовано: 21 октября 2016 в 21:32
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД