Светлана Лелекина
Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе «Как растения помогают освоить азы математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №32»
Непосредственно образовательная деятельность
во второй младшей группе
«Как растения помогают освоить азы математики»
Разработала: Лелекина С. В.
воспитатель
г. Арзамас, 2014г.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе „Как растения помогают освоить азы математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Задачи: формировать понятие «комнатные растения»; учить сравнивать растения; делать выводы на основе сравнения; продолжать учить сравнивать предметы по величине, устанавливать отношения «больше», «меньше»; формировать умение различать геометрические фигуры (треугольник, овал, круг); развивать речь; развивать логическое мышление.
Интеграция: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественная литература», «Физическая культура», «Познание».
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная.
Материалы и оборудование :
-демонстрационный материал (комнатные растения : бальзамин, герань, бумажные ленты, ведро с водой, маленькая кружечка, палочки для рыхления земли.
-раздаточный материал (геометрические фигуры-треугольник, лупа)
Ход занятия.
На столе стоят бальзамин и герань.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами рассмотрим эти комнатные растения. Как они называются? Отгадайте загадки.
На окне зимой и летом
Вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом
Горит нежно (бальзамин).
Куст оконный и балконный.
Лист-пушистый и душистый.
А цветы на окне-
Словно шапка в огне. (герань)
Чем вам нравятся бальзамин и герань?
Дети: Они очень красиво цветут.
Воспитатель:
Герань
На окне в такую рань
Распустилась герань.
Круглые листочки,
Пышные цветочки.
Даже очень хороши-
Так решили малыши.
Бальзамин
На окне цветочков много.
Только мокрый- он один:
Мокрым Ванькой называют
Всем известный бальзамин.
Воспитатель: Сколько стеблей у герани? У бальзамина? Давайте посчитаем.
Дети: У герани один стебель, а у бальзамина три.
Воспитатель: Отложите слева столько полосок бумаги, сколько стеблей у бальзамина, а справа столько полосок сколько стеблей у герани (дети выполняю задание).У какого растения стеблей больше?
Дети: У бальзамина.
Воспитатель: А какого цвета стебли герани и бальзамина?
Дети: У бальзамина стебель светло-зеленый, а у герани снизу темный, а выше зеленый.
Воспитатель: Ребята, что находится на стебле?
Дети: На стебле находятся листья, цветки, бутоны, веточки.
Воспитатель: Сравните по форме листья герани и бальзамина. Обведите их пальцами и подберите к ним соответствующие модели.
Дети: У бальзамина листья овальной формы, а у герани-круглые.
Воспитатель: Как определить какая поверхность у листьев?
Дети: Надо осторожно погладить листья.
Дети гладят листья. Определяют, какая поверхность у листьев герани и бальзамина. Выбирают соответствующие модели.
Дети: У герани лист шершавый у бальзамина –гладкий.
Воспитатель предлагает рассмотреть лист герани в лупу.
Дети: Лист у герани покрыт маленькими волосками, поэтому он и шершавый.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на края листьев герани и бальзамина. Потрогайте их осторожно, обведите пальцем. Палец скользит или цепляется.
Дети: Цепляется. Края листьев неровные.
Воспитатель: А на что похожи листья этих цветов.
Дети: Лист бальзамина похож на огурец, на яйцо, он овальный, а лист герани похож на круг, на зонтик.
Физкультминутка.
Спал цветок и друг проснулся (туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Покружиться)
Воспитатель: Понюхайте растения и определите, у какого растения листья имеют запах.
Дети осторожно трогают листья, принюхиваются, определяют, что листья герани имеют сильный запах.
Воспитатель: Ребята, сравните цветки герани и бальзамина.
Дети: Они разные по цвету: у герани они красные, у бальзамина-розовые. Они разные по форме. У бальзамина они похожи на маленькую чашечку, а у герани маленькие цветочки образуют один большой цветок, как помпончик у шапки.
Воспитатель: Ребята, послушайте, наши растения ведут спор : какое из них выше? Какое ниже? У какого лист больше, у какого меньше? Какое растение выше, как это можно сделать?
Дети: Надо поставить растения рядом.
Воспитатель ставит на стол бальзамин, а рядом на куб-герань.
Воспитатель: Какое растение выше?
Дети: Надо поставить растение рядом.
Дети снимают герань с куба и ставят на стол рядом с бальзамином. Сравнивают растения.
Дети: Герань выше бальзамина.
Воспитатель: А какие по форме стебли у растений? Как можно определить?
Дети: Надо обвести пальцем, посмотреть.
Воспитатель: Сравните листья у растений, выясните, у какого растения лист длиннее. Что для этого надо сделать?
Дети: надо положить на лист герани лист бальзамина.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательнее на герань и бальзамин. Все ли листья одинаковые по величине у растения?
Дети: Нет, вверху у растения листья мельче, внизу крупнее.
Воспитатель: Почему вверху у растения листья мельче, чем внизу?
Дети: Внизу листья уже не растут, а вверху еще продолжают расти.
Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы можем превратиться в цветок.
Упражнения с элементами релаксации “Цветок» Опускаем голову и руки. Представьте, что вы маленькие семечки, из которых вырастут большие и красивые цветы. Теперь теплый-теплый луч солнца достиг земли и согрел вас. И вот из ростков стали вырастать прекрасные цветы. Стали расти и выросли. Медленно встаем. Растите-растите и вот вы уже какие большие. Теперь разведите руки в стороны. Вы нежитесь на солнышке. Улыбнитесь, представьте, что вы смотрите на солнышко, медленно поворачивайте голову вправо-влево, вам спокойно, приятно, вам очень хорошо.
Теперь соедини свои ладони. Пусть это будет бутон. На него дует ветерок, подуй на свои ладони. Бутон не раскрывается. А ветер всё продолжает дуть. Он усиливается. Дуйте на ладони всё сильней и сильней. Но вот выглянуло солнышко, ветер стих. Согреем своим дыханием ладошки. Стало тепло и хорошо. Бутон начал раскрываться. Начинай медленно разводить свои пальчики в сторону. Бутон раскрылся. Улыбнись ему.
Воспитатель: Ребята, давайте вернемся к нашим растениям. А у какого растения лист шире, у какого уже?
Дети: У бальзамина лист уже, чем у герани. У герани лист шире.
Воспитатель: Давайте сравним.
Дети сравнивают путем наложения. Делают выводы.
Воспитатель: Ребята, а какие условия необходимы, чтобы растения хорошо росли?
Дети: Им нужны солнце, вода, тепло, земля.
Воспитатель ставит рядом, например два бальзамина: одно растение большое, а другое маленькое.
Воспитатель: Какому из них потребуется больше воды для поливки, а какому меньше. Давайте определим.
Воспитатель дает одному ребенку полить большое растение. Другому ребенку – меленькое растение. Дети считают сколько кружечек растение выпьет, откладывая справа фишки (треугольники). Растения поливают до тех пор пока в поддоне не появиться вода.
На вопрос: «Одинаковое ли количество кружечек потребовалось для полива?»
Дети: Нет, на большое растение потребовалось больше кружечек воды.
Сравнивают по количеству треугольники, лежащие около растений.
Воспитатель: А как правильно ухаживать за нашими растениями?
Дети: Растение надо поливать, рыхлить землю в горшке.
Один ребенок выходит, показывает, как надо правильно поливать растение, рыхлить землю в горшке.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что часто поливать растение тоже нельзя. От лишней влаги растение может заболеть и погибнуть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами узнали много нового. Вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Литература:
1. Метлина Л. С. Математика в д\с. М-1984г.
2. Дошкольное воспитание №7-2001г.
3. Тарунтаева Т. В. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М. :-1980г.