Елена Золотарева
Неправильное воспитание в семье. Причины возникновения невроза
▼ Скачать + Заказать документы
В отечественной литературе невроз определяется, как психогенное заболевание личности. У ребенка невроз - это психогенное заболевание формирующейся личности, то есть такое заболевание, которое затрагивает самые значимые стороны формирования личности, систему ее отношений, в первую очередь, это отношения в семье, а уже потом отношения со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Неправильное воспитание в семье, Причины возникновения невроза» размещена в разделах
Многие из перечисленных черт характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании. Центром перекреста характерологических и невротических отклонений в семье, конечно же будут родители, дети которых больны неврозами. Изменения личности родителей, а то и невроз у матери часто предшествуют развитию невроза у ребенка, способствуя возникновению конфликтов в семье и проблем в воспитании, как главных факторов невротизации детей. Главной первопричиной считают прародительские отношения. Особенностями взаимоотношений в семьях, где дети страдают неврозами можно сгруппировать следующим образом: построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения :
- при противоположности черт характера супругов.
- личностные изменения у родителей.
- несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей.
- тревожная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная изоляция от внешних связей.
Поскольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, выделим наиболее существенные из них в виде трех групп факторов невротизации детей. К факторам первого порядка можно отнести следующие стороны, отношения родителей:
В общении с детьми родители непроизвольно компенсируют многие из своих неатреагированных чувств и переживаний. Это и гиперопека матери, которая основана на тревожности и страхе одиночества.
Другая особенность родительского отношения – это неосознанная проекция личностных проблем на детей, когда родители обвиняют детей в том, что практически присуще им сами, но не осознается.
Также отличительной чертой воспитания является и разрыв между словом и делом, когда родительская мораль носит слишком абстрактный, отвлеченный характер и не подкрепляется живым, непосредственным примером.
Факторами второго порядка, или основными параметрами, неправильного воспитания являются :
Непонимание например ребенок не может что-то сделать, а родители считают его просто упрямым.
Непринятие детей характеризуется нежеланием иметь ребенка.
Несоответствие требований и ожиданий родителей возможностями и потребностями детей.
Негибкость родителей в отношениях с детьми выражается фиксацией проблем; застреванием на них.
Неравномерность отношения родителей в различные годы жизни детей. Недостаток заботы сменяется её избытком или, наоборот, избыток – недостатком.
Непоследовательность в обращении с детьми – существенный фактор невротизации, выражением непоследовательности будут бесконечные обещания и угрозы, недоведение начатого дела до конца.
Несогласованность отношений между родителями. Обусловлена наличием конфликта, усиленного контрастными чертами их темперамента.
Факторы третьего порядка это:
Аффективность – избыток родительского раздражения, недовольства или беспокойства, тревоги и страха.
Тревожность в отношениях с детьми выражается беспокойством и паникой по-любому поводу и без. Не отпускать ребенка от себя. Привязыванием детей к себе.
Доминантность в отношениях с детьми, беззаговорочное предопределение взрослыми любой своей точки зрения: категоричность суждений, приказной тон. Стремление подчинить ребенка.
Гиперсоциальность – особенность воспитания, когда оно имеет слишком правильный, без учета индивидуальности ребенка, характер. Такая особенность воспитания характеризует также повышенную принципиальность в отношениях с детьми, когда принцип подменяет чувство. Длительный стресс, в котором находится ребенок, попавший под один или несколько типов воспитания, не проходит бесследно, он подрывает способность регулировать чувства, уверенность в себе и самоутверждение в жизненно важных позициях!