Получи документы

Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать

Ольга Тусаева
Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать

НЕСТАНДАРТНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

ДЛЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ : КАК ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ.

В последние десятилетия отмечается значительное снижение двигательной активности детей. Гиподинамия в детском возрасте приводит к снижению жизненного тонуса, уменьшению защитных сил организма, задерживает умственное развитие детей. Мы на практике убеждаемся в снижении интереса детей к двигательной активности, их малоподвижности, нежелании принимать участие в подвижных играх.

Публикация «Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать» размещена в разделах

Решить вопросы всестороннего физического развития детей можно только совместными усилиями родителей и работников дошкольного учреждения. Для этого необходимо скоординировать воспитательную работу, проводимую в семье и детском саду.

Поэтому необходимо:

- совершенствовать воспитательно-образовательную работу с детьми на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду»;

- внедрять новые формы и методы работы с семьёй;

- устанавливать единые требования к процессу физического воспитания ребёнка в семье и в детском саду;

- усиливать связь между повседневной воспитательно-образовательной работой с детьми в детском саду и воспитанием ребёнка в семье, прежде всего путём различных поручений, заданий, которые дети должны выполнять дома вместе с родителями;

- использовать личный пример взрослых членов семьи в физическом воспитании дошкольников;

- изучать положительный опыт семейного воспитания и пропагандировать его среди родителей;

- строить всю работу на основе взаимопомощи педагогов и родителей.

Учитывая данные параметры, был намечен следующий план работы:

1 Повысить моторную плотность физкультурных занятий, улучшить методику их проведения.

2 Чередовать различные виды деятельности детей, направляя их интересы.

3 Работать над организацией самостоятельной двигательной деятельности детей.

4 Более рационально использовать на физкультурных занятиях стандартное оборудование.

5 Изготовить силами воспитателей и родителей для занятий и самостоятельной двигательной деятельности нестандартное оборудование.

Понимая важность физического воспитания детей и проанализировав

состояние этого вопроса в группе, была разработана специальная анкета для родителей, позволяющая определить, как они понимают задачи физического воспитания, умеют ли организовать занятия спортом, создать для этого условия, выявить интересы детей.

В анкете 18 вопросов, сгруппированных в 5 баллов: 1- информация о семье; II- наличие знаний, умений и навыков у родителей; III – условия для физического воспитания детей в семье; IY – виды деятельности ребёнка дома после прихода из детского сада; Y – уровень педагогической культуры родителей.

Анкетированием было охвачено 24 родителя с разным образовательным уровнем. Более 60% родителей раньше занимались спортом, некоторые имеют спортивные разряды. Самые распространенные виды спорта: лыжи, лёгкая атлетика, волейбол, плавание, но есть среди родителей и такие, кто занимался тяжелой атлетикой, боксом, туризмом, спортивной гимнастикой. Единицы продолжают заниматься спортом в настоящее время: именно они стали нашими активными помощниками в организации дней здоровья, практикумов, конференций. Из анкет стало ясно, что всего несколько детей занимаются в секции по легкой атлетике,

спортивной гимнастике, посещают бассейн.

Более половины опрошенных родителей (54%) ответили, что большая часть семей имеет мелкий спортивный инвентарь, велосипеды, самокаты, но лишь у немногих есть детские спортивные комплексы. В большинстве случаев это объясняется жилищными условиями. Мы решили помочь родителям в решении этой проблемы, для чего и объявили смотр-конкурс на изготовление таких спортивных комплектов, которые можно было бы разместить в малогабаритных квартирах.

Ответы на вопросы о соблюдении режима дня, о проведении закаливающих мероприятий показали, что родители не уделяют должного внимания этим столь важным для воспитания ребёнка задачам. Только в 35% семей установлен режим дня, соблюдение которого ребёнком контролируется. 65% родителей знают, как проводить закаливающие мероприятия, но 30% из них этим не занимаются. Ответы на вопрос: «Что мешает вам заниматься закаливанием детей?»были такими: «Нет времени», «Нет условий», «Нет знаний».

Чем заняты дети дома после прихода из детского сада и в выходные дни? Конструированием, лепкой, рисованием (I-е место; далее в порядке уменьшения количества положительных ответов, чтением книг, подвижными играми, просмотров телепередач и компьютерных игр, трудовой деятельностью, настольными играми, спортивными играми и упражнениями, музыкально-ритмической деятельностью.

Подвижные игры занимают третье место, спортивные игры и упражнения предпоследнее, основное же предпочтение отдаё тся малоподвижным видам занятий: конструированию, лепке, рисованию, чтению книг, игре на компьютере. Всё это свидетельствует о том, что систематического, целенаправленного физического воспитания, необходимой физической нагрузки и двигательной активности дети в семье не получают. Подтверждение мы находим и в ответах родителей на вопрос: «Какие трудности в физическом воспитании детей вы испытываете?» Вот наиболее часто встречающиеся ответы: «Не хватает времени», «Нет спортивного инвентаря», «Нет навыков в обучении детей», «Нет литературы по данному вопросу», «Нет спортзала, куда можно было бы ходить с ребёнком».

Полученная из анкет информация позволила при составлении перспективного плана конкретизировать содержание работы с семьёй и определить тематику и направленность собраний, консультаций, лекториев и других фронтальных и индивидуальных форм общения с родителями.

В перспективном плане работы отразились различные её формы. Наряду с использованием традиционных форм работы (лекций, консультаций, собраний и т. д) для оказания помощи родителям проводятся практикум («Закаливание детского организма и профилактика нарушения осанки» – ноябрь, «Дни консультаций» («Адаптация», консультации специалистов – сентябрь, декабрь, март). Кроме того, практикуются такие нетрадиционные формы работы с семьёй, как демонстрация опыта семейного воспитания на итоговом собрании (май, проведение «Круглого стола» («Активный отдых в выходные дни») – апрель, «Семейных стартов» по разным видам спорта (сентябрь, февраль, апрель, май, июнь). Главная задача всех мероприятий – это повысить интерес детей к различным видам двигательной деятельности; увеличить их двигательную активность; поднять эмоциональный настрой на физкультурных занятиях.

Составить перспективный план не столь трудно, важнее продумать, как его реализовать. В октябре в группе проводился практикум на тему:

«Нестандартное оборудование для физического воспитания детей», где конкретизировались задачи с учётом возрастных особенностей детей. На этой встрече врач рассказывал о физическом развитии детей и состоянии их здоровья, а я - о физической подготовленности на основании данных контрольно-учётных занятий. Это повысило эффективность совместного с родителями обсуждения общих для семьи и дошкольного учреждения проблем физического воспитания детей. В заключении было показано развлечение «Всей семьёй на старт», с участием родителей и с использованием стандартного и нестандартного физкультурного оборудования. Это было сделано с одной целью: показать, что использование нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствуют повышению интереса к физкультурным занятиям. У детей повышается интерес к выполнению основных движений и упражнений при использовании нестандартных дорожек-брусков, дорожек-лесенок, дорожек-змеек и т. д. Детей привлекают необычные формы и красочность такого оборудования, что способствует высокому эмоциональному тонусу во время занятий.

На следующем родительском собрании, посвященном вопросам физического воспитания, родителям были показаны чертежи-схемы и рисунки нестандартного оборудования. Большинство родителей вначале отнеслись к этой идее без энтузиазма, и только две семьи заинтересовались нестандартным оборудованием и изготовили его по нашим чертежам для занятий дома. Результаты не замедлили сказаться: родители отмечали повышенный интерес детей к утренней гимнастике, их желание использовать это оборудование в подвижных играх не только дома, но и во дворе, вместе со сверстниками.

Мы предложили этим родителям поделиться опытом изготовления и применения нестандартного оборудования в домашних условиях. Наглядный пример убедил большинство взрослых в необходимости его использования в детском саду и дома. Родители помогли приобрести поролон, изготовили своими руками дорожку-лабиринт, маты-мишени, несколько сюжетных дорожек. С их помощью был оформлен физкультурный уголок, который постоянно пополняется: в нём появилась объёмная кукла для показа отдельных упражнений и проведения подвижных игр, дорожка-змейка, дорожка-брусок (из поролона, дорожка-следы, ребристая доска (из клеёнки).

Естественное природное окружение является хорошим подспорьем в физическом развитии ребёнка. Во время прогулок стараюсь заинтересовать

детей, подбирая упражнения с использованием предметов природного окружения, усложняю упражнения по мере их усвоения, стремлюсь научить детей выполнять разные виды движений.

Зимой для развития двигательных навыков детей используются постройки : дракон - для подлезания и перелезания, лев- для лазания, лисичка с обручем и мишень на стене веранды- для метания, ледяные дорожки- для скольжения. Дети учатся таким упражнениям: осторожно пройти по чистому снегу след в след, сохраняя равновесие (Игра "Следопыты"); прыгать по снегу след в след, отталкиваясь одной или двумя ногами. По мере усвоения дети выполняют эти упражнения быстро и энергично.

Благодаря рациональному использованию обычного стандартного и нестандартного оборудования значительно увеличилась моторная плотность физкультурных занятий (до 80% - 90%). Возрос интерес детей к разным видам движений, изобретательность в самостоятельной двигательной деятельности, значительное повышение эмоционального тонуса на физкультурных занятиях.

Все дети в группе освоили основные виды ходьбы, бега, ползания, лазания, упражнений в равновесии, бросания, ловли и метания мячей. Двадцать пять детей из двадцати восьми выполнили нормативы бега: пробежали 30 м за 8 - 8,5с. Двадцать шесть детей справились с программными требованиями по прыжкам в длину с места (80 – 90 см) и в длину с разбега (100 – 140 см).

Всё это – лишь начало большой и серьёзной работы по совершенствованию нестандартного оборудования, изобретению его новых видов, разработке конспектов физкультурных занятий и игр с использованием нестандартного оборудования.

Анкетирование помогло наметить дифференцированный подход к разным категориям семей. Родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, стали нашими помощниками в пропаганде физического воспитания в семье, активными участниками родительской конференции,

«круглого стола», приобщения детей к спорту.

Другая группа – эта семьи, нуждающиеся в наших советах, консультациях, практических занятиях. Особое внимание уделяется молодым родителям, воспитывающим первого ребёнка. Для них организуются «День консультаций» по проблеме адаптации, практикум

«Закаливание детского организма и профилактика нарушения осанки». Все категории семей участвуют в различных этапах «Семейных стартов» и родительской конференции.

Проведение «Семейных стартов» стало у нас традицией. Родители и дети могут проявить себя в разных видах спорта, освоить различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. «Семейные старты», кроме того, позволяют и взрослым и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, в конечном счёте сплачивают семью.

Итоги работы за год подводятся на конференции для родителей. К её проведению приурочены выставки: «Блюда детского питания». «Нестандартное оборудование в работе с детьми дошкольного возраста» (изготовленное силами родителей).

До начала конференции родители имеют возможность получить в консультационных пунктах советы по закаливанию, питанию, проведению утренней гимнастики. В лечебно-оздоровительном центре «ДЕНАС» можно приобрести аппараты для профилактики здоровья, а также получить консультацию по их применению.

Конференция, посвященная проблемам физического воспитания детей, проводится в форме телевикторины «Что, где, когда?» За игровым столам сидят родители, имеющие положительный опыт семейного воспитания. Подготовлены конверты с различными по содержанию вопросами: «Каким образом вы организуете дома игры и занятия детей со спортивным инвентарём и оборудованием?», «Какие вы знаете русские народные подвижные игры?» и т. д. Ответы на некоторые вопросы предполагают и выполнение различных практических заданий: продемонстрировать игры со спортивными атрибутами, выполнить комплекс домашней утренней гимнастики и т. д.

Итоги подводит пока ещё рано. Работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, сочетающая традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями, рассчитана не на один год, но уже сейчас стало явным, что изменилось главное - отношение родителей к физической подготовке своих детей.

Наша ближайшая задача – охватить нетрадиционными формами работы не мене 80% семей; шире привлекать родительский комитет, без которого практически невозможно реализовать намеченные мероприятия. Хотелось бы, чтобы инициатива проведения спортивных праздников исходила от самих родителей, чтобы они стали активными участниками

Публикации по теме:

Нестандартное спортивное оборудованиеНестандартное спортивное оборудование Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения,.

Предметно-развивающая среда, нестандартное спортивное оборудование в ясельной группеПредметно-развивающая среда, нестандартное спортивное оборудование в ясельной группе Уголок для девочек Уголок для мальчиков Спортивный уголок Зеленый уголок Игровая зона Уголок творчества Книжный,сенсорный,дидактический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нестандартное оборудование для физического воспитание: как его использовать
Опубликовано: 11 января 2013 в 23:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД