Лучший педагог года

Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда

Петрова Светлана Николаевна
Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда

Уважаемое жюри, добрый день! Я учитель-логопед МУ Центр «Стимул» Тутаевского муниципального района. Сегодня хочу с вами поделиться нестандартными технологиями, приемами, которые использую в своей логопедической практике. Основная ценность их – это высокая эффективность в коррекционно - развивающей работе.

Публикация «Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда» размещена в разделах

Начну с высказывания философа ДенИ ДидрО: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать, а учитель перестаёт быть учителем, если не постигает ничего нового». Действительно, только находясь в постоянном активном поиске ища пути совершенствования и оптимизации коррекционного процесса, в каждодневной кропотливой работе, обретаешь необходимый, ценнейший опыт и профессиональное мастерство.

По меткому выражению Владимира Алексеевича Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка» : улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе. А если артикуляционную гимнастику приправить наглядностью, в качестве эффективного коррекционного средства, то результат не заставят себя ждать. Вот только несколько нестандартных приемов :

- сказочный персонаж (лягушка-болтушка, бегемотик Жужа, с другом всегда легче двигаться дальше и все трудное кажется легким (демонстрация)

- логопедические пуговицы (логопед все-таки немного волшебник, чудесный мешочек всегда с ним) (демонстрация)

- липучки (одно из последних логопедических новинок, совмещаем развитие артикуляционной и мелкой моторики, эстетическое оформление пособий - прежде всего) (демонстрация)

- искатели (все дети по своей природе искатели, как интересно сначала обнаружить артикуляционную картинку в не совсем обычном месте, а уж потом выполнить упражнение) (демонстрация)

- совмещение развития артикуляционной моторики и мелкой моторики, это практическая находка учителя-логопеда (демонстрация прищепки,вешалка)

Но не каждый ребенок с легкостью идет на контакт, а помочь ему раскрыться, логопед может с первых минут. Для этого в моем кабинете находится сенсорная коробка с различными наполнителями (крашеные крупы, трубочки, гидрогель, песок, фасоль, помпоны….) Именно потому, что большинство современных детей испытывают нехватку разнообразных ощущений, так называемый сенсорный голод эта техника имеет неоценимый успех. Параллельно решаются речевые задачи, обогащается словарный запас и совершенствуется грамматический строй. Сенсорная коробка является универсальным дидактическим пособием для детей в разные возрастные периоды. На логопедическом занятии наполнение зависит от возраста детей и лексической темы занятия.

Поддержать интерес и увлечь в занятие нам помогают камешки марблс (большие и маленькие, прозрачные и цветные, круглые и квадратные). Процесс развития и коррекции речи у детей с особыми образовательными потребностями не может проходить без игры. С этой целью мы изучили, адаптировали и применяем в своей работе игры с камешками, преследуя определенные коррекционные цели

1. Формируется правильный обхват кисти,

развиваются сложные координированные движения рук.

2. Развивается ориентировка на листе бумаги и в пространстве группы.

3. Автоматизируются поставленные звуки у детей.

4. Формируется анализ звукового и слогового состава слова.

5. Обогащается словарный состав.

6. Развивается память, внимание и логическое мышление у детей.

7. Проводится профилактика дисграфии у детей.

8. Развивается фантазия и творческое мышление у детей.

Яркие цвета поддерживают интерес и улучшают продуктивность коррекционного воздействия. Основные варианты их использования:

Заготовки со сказочным сюжетом (показ шаблонов, «Заплатки» (книга)

Использование деревянных основ (показ)

Игры на световом столе

Благодаря работе в центре психологической помощи, в окружении психологов не вольно применяешь их техники в своей логопедической практике. Так и родилось авторское пособие для развития внимания и автоматизации звуков «Сыщик», основанное на методе исследования внимания «Корректурная проба», которую создал Бенджамин Бурдон. И помогает решать множество задач:

Развитие внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения);

Автоматизация звуков (в изолированной позиции и словах, свистящих, шипящих, соноров);

Закрепление образа букв;

Расширение и активизация словаря по лексическим темам;

Развитие зрительного восприятия;

Развитие мелкой моторики;

Ориентировка на плоскости листа;

Воспитание положительного эмоционального настроя ребёнка на занятии.

Какой именно знак и что необходимо найти задается в инструкции, в соответствии с целью занятия и этапа коррекционного процесса.

С помощью этого многофункционального пособия автоматизация звука начинается уже с изолированной позиции (найди, назови, закрой). ищу в гидрогеле рыбу, закрываю Р. Переходя на этап автоматизации в словах используем, например, камешки марблс. закрываю ракету И отработку звука в словосочетании легко воспроизводим собаке кость. С помощью отгадывания загадок, обогащаем словарный запас. И не забываем о формировании правильного выдоха – пуговицы легко сдуть. Отработка предлогов тоже реализуется с помощью этого пособия. В настоящее представлен комплекс заданий на основные лексические темы. И адаптируется уже 3 года, постоянно совершенствуясь и дополняясь.

Нестандартным оборудованием, включенным в мои логопедические занятия, является использование головоломки танграм. Необходимость ее использования – это, прежде всего переключение деятельности ребенка в рамках одного занятия, а так же расширение современных приемов автоматизации звуков, обогащения словаря, развития мыслительных процессов. Разработаны схемы - шаблоны на основные лексические темы. Материал, из которого сделана головоломка разнообразен – бумага, магнит, дерево….

Применение нестандартного оборудования определено необходимостью повышения результативности в коррекционно-логопедической работы. Но прежде, всего, огромное счастье для меня это видеть сияющие глаза детей, научившихся правильно произносить звуки и улыбку на лицах благодарных родителей. В моих руках самое дорогое – дети, такие разные и непохожие друг на друга. К каждому из них нужно подобрать свой «ключик», (демонстрация дерев ключей) суметь увлечь, заинтересовать, завоевать доверие и любовь. И с помощью нестандартного оборудования я с уверенностью могу сказать, что смогла сделать это….

Если вы удачно выберете труд и вложите в

него свою душу, то счастье само отыщет вас.

К. Д. Ушинский

Публикации по теме:

«Лэпбук» в работе учителя-логопеда В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования и увеличением количества детей с речевыми патологиями, мне как учителю – логопеду приходится.

«Проектная деятельность в работе учителя-логопеда». Эссе МБДОУ детский сад 2-й категории №1 солнышко Эссе на тему «Моя педагогическая философия» Учитель – логопед : Жмаева Елена.

Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за год Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка.

Информационные компьютерные технологии в работе учителя логопеда В настоящее время происходит все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который.

Интеграция в работе учителя–логопеда ДОУ и воспитателя В детском саду достаточно долго существовала предметная система обучения, которая не являлось адекватной для детей дошкольного возраста,.

Использование информационных проектов в работе учителя-логопеда .

О коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школеО коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ в школе В задачи учителя-логопеда общеобразовательной школы является выявление детей с нарушениями речевого развития. Дети с ОВЗ страдают пониженной.

Экспериментальная деятельность в работе учителя-логопеда Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда. Дошкольное детство – самоценный этап в жизни, а не только подготовка к школе.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нестандартное оборудование в работе современного учителя-логопеда
Опубликовано: 31 октября 2019 в 20:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД