Получи документы

Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками. Методические рекомендации

Марина Пирогова
Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками. Методические рекомендации
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Однако, с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, компьютера, чем с книгой.

К сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание в лицах или драматизация.

Публикация «Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками, Методические рекомендации» размещена в разделах

Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения. Мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств.

Л. С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

«У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства. Сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения», – отметил С. Я Маршак.

В. Я. Пропп сказал про сказку : «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

«Целью сказки, - писал П. М. Соболев, - является развлечение слушателей, перенесение их внимания из реальной обстановки в мир идеального, фантастического».

А известный фольклорист М. Е. Халанский определял сказку как «…рассказ, не имеющий иной цели, как воздействие на фантазию слушателей, и в основе своей заключающий вымышленное событие, интересное или самой своей невероятностью, или юмористическими подробностями».

К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Удивительный сказочник Д. Родари сказал : «Сказки злые и добрые могут помочь воспитывать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может озарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее».

Действительно, невозможно не согласиться с этими утверждениями. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Одна из главных задач взрослых – познакомить ребенка с содержанием сказки. В лучшем случае побеседовать о том, что лежит на поверхности текста, обыграть, драматизировать. Это так называемое традиционное направление работы со сказкой.

Взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ (Г. Альтшулер. М. Шустерман, Л. Б. Фесюкова предлагает подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно.

Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Дети сказки любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

Для ребенка сказка – это мир, в котором он живет. Каждый сантиметр пространства вокруг себя он населяет удивительными маленькими существами; самые обыденные предметы в его сознании живут своей собственной, насыщенной и интересной жизнью: своя история есть у снежинки, тающей на воротнике шубы; у божьей коровки, залетевшей в комнату, и у одинокого фонаря под окном.

Методическое сопровождение

Поскольку сказки не в полной мере используются в семье и в системе дошкольного воспитания для развития, для усвоения детьми сказок. Для более глубокого восприятия текста в целом, я пользуюсь универсальной модель, разработанной Л. Б. Фесюковой.

• Нравственный урок

• Воспитание добрых чувств

• Речевая зарядка

• Развитие мышления и воображения

Сказка и математика

Сказка и экология

Сказка развивает руки

Вполне понятно, что предполагаемые разделы, заложенные в данную модель, выбраны условно и не претендуют на полноту использования сказочных произведений. Несомненно, и то, что каждый текст сказок по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну-две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными. Сопутствующими. Значит, взрослый может самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им интересными и полезными для конкретной возрастной группы или конкретного ребенка.

Пусть вас не смущает, если в какой-то сказке не окажется материала для раздела «математика» или «экология».

Важно, что пользуясь этой методикой, можно легко перестроиться. Творчески переработав сказку, на любое важное, нужное для ребенка направление.

Я обращаю особое внимание на содержание каждого раздела схемы. И вот почему. В большинстве своем мы привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. За многие десятилетия возникли стереотипы в этом плане: лиса хитрая, жаль колобка, но что поделаешь, не случилось с нами ничего от того, что раздружились лиса и журавль.

Взяв за основу наследие Д. Родари, я в работе со сказкой определила цель и задачи:

Цель: Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками.

Задачи:

• помочь детям оригинально, непривычно воспринимать содержание сказки;

• преобразовывать ход повествования;

• придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

В данной работе на конкретных увлекательных примерах описываются нетрадиционные, нестандартные методы и приемы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями.

В связи с этим представляется важным более подробно рассмотреть методику выполнения часто повторяемых заданий.

Нравственный урок, воспитание добрых чувств. Во – первых важно отметить, для чего необходим «нравственный урок». Он был бы совершенно лишним при традиционном подходе к текстам. А при нетрадиционном подходе он берет на себя нагрузку дать чуть-чуть непривычные пояснения: в чем нравственный урок. Главный смысл сказки, на что нацеливает она дошкольника, какие моральные установки закладывает в его душе, в его сознании. Не зря существует поговорка: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». И главной задачей является выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок.

Русская народная сказка «Рукавичка»

С помощью поговорки «В тесноте, да не в обиде».

Да, не в обиде, но в ущерб кому-то. При чтении этой сказки сразу все внимание приковано к рукавичке и ее гостям. Про деда, который остался зимой без рукавички, совсем забыли. А как важно рассмотреть все стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть не так плохо и для деда (баба тогда свяжет новые рукавички).

Воспитание добрых чувств. Нет необходимости убеждать в важности поставленной проблемы. Несомненно, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Но это понятие достаточно емкое. Каким нам представляется добрый человек – любящий помогать другим, умеющий сочувствовать, сопереживать и т. п. В целой системе методов и средств воспитателя добрых чувств, сказки играют не последнюю роль. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими. А значит, могут и должны стать примерами для подражания. Важно тактично направить мысли и чувства детей в нужное русло.

Необходимо отметить, что в конкретном случае в сказке ее сюжет обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, именно на то, что:

- формирует у дошкольников, сопоставлять, умение сравнивать;

- формирует привычку доказывать, что это так или иначе;

- ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая ребенку возможность выбора собственной позиции;

Русская народная сказка «Рукавичка»

• Кого детям больше всего жалко в этой сказке?

• Кому дети захотят свои улыбки?

- упражняет детей в синхронном выражении чувств телодвижений, тем самым обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.

Отмечу, что конкретное содержание каждой сказки может подсказать пути воспитания добрых чувств. Важно только не забыть о них.

Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что – плохо. Создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Это и есть главная установка.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Игра «Хорошо - плохо»

Хорошо – звери встретились, плохо – дед остался без рукавички.

Речевая зарядка. Право же, трудно отрицать роль сказок в воспитании правильной речи. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логической речи. Но помимо этого не менее важно сделать речь дошкольников эмоциональной, образной, красивой.

При решении этих проблем я часто использую «Речевую зарядку». Некоторые методы и приемы, способствующие восприятию красивой речи:

Во-первых, это умение задавать вопросы, так как по мнению психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, умение разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.

Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но, тем не менее, ему гораздо труднее будет поставить шуточный вопрос героям сказки.

Во-вторых, достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний, предложений.

Вместе с детьми предлагается:

- придумать однокоренные слова;

- придумать рифму к словам;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение. Можно использовать игру «от каждого по словечку»;

- придумать к словам прилагательные;

Русская народная сказка Гуси-лебеди»

Речка - молочная, быстрая;

Гуси-лебеди – белые, быстрые;

Баба-Яга – голодная, злая;

Девочка – смелая, шустрая.

В-третьих, как показала практика, для развития речи детей следует чаще прибегать к испытанному методу – придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения.

Предложить детям подумать, почему сказка называется «Гуси-лебеди»?

Придумать сказке другое название.

Если речь идет о нетрадиционной работе со сказками, то этому в немалой степени способствует введение вместо привычного персонажа или главного героя придумывание нового, смешение персонажей разных сказок.

Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло.

На решение этих задач направлен метод, который назван условно «введение частицы не»

Важным является и воспитание чуткости к слову. В данном случае уместны следующие приемы:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово (н-р, о лисе – «длиннохвостая»).

Обращаю Ваше внимание на важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности. В этой связи предполагаются задания типа «Определи лишнее слово». Ребенок по принципу системного полхода обобщает и отбирает нужное слово (н-р, только домашних или только диких животных). Вполне вероятно, что любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление.

Развитие мышления и воображения. Следующим существенным моментом в модели является раздел «Развитие мышления и воображения».

Воображение очень полезно и важно для дошкольника : оно делает его жизнь индивидуально – творческой, неповторимой, нестандартной. Здесь предлагается ребенку отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой – то ее эпизод, изменить ситуацию в знакомой сказке, придумать ее продолжение, новую концовку.

Сказки по – новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сказки. Разве не привыкают дети к тому, что колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Крошечка – Хаврошечка и золушка – трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы. Много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их ломать. Для этого и предлагается данный метод. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами.

Придумывание сказки со смешанными образами. Но вначале нужно разобраться, что же такое смешанный образ. Самое простое толкование: один предмет, образ объединяется с другим, и в результате получается несуразица, парадокс. Я советую преподносить такие явления в игровой ситуации:

Однажды Бабе – Яге надоел порядок на море, и на земле, и высоко в небе. Решила она перепутать всех зверей, рыб, птиц. Когда все спали, она с помощью своего злого волшебства выполнила задуманное: соединила рыбу с черепахой, медведя с зайцем, оленя с быком и т. д.

В этом случае, где же будут жить новые животные, как их будут называть, что может случиться с ними в новых обстоятельствах?

Составление коллажа из сказок. Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений из разных сказок может быть множество. Важно только не забыть о главных героях – и получиться «Коллаж из сказок»

Очень хорошо придумать так называемую «Волшебную палочку». Вначале взрослые оперируют ею в различных ситуациях (помогает сказочным героям, превращает их). А затем сам ребенок «обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает своеобразная обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

Используя этот метод, можно специально придумать для детей экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок находит выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств.

Экстремальная ситуация:

«Однажды зайчик решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг в это время началась буря, и он начал тонуть…»

Это будет началом новых сказок.

У спасателей есть:

Блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги,

В настоящее время существует такая проблема, как похищение детей. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В том числе с помощью сказок, ведь в них тоже нередко присутствует элемент похищения. Поэтому можно приобщать детей к придумыванию паролей, которые препятствовали бы всяческим похищениям. Вначале дети сами придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в семье ребенка будет действовать какой – либо пароль, знакомый лишь ее членам.

Еще один метод – это сочинение сказки про самого себя. Он полезен с различных сторон. Во – первых. Потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими: мамами. Бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во – вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. Можно вводить в сказки новые и новые точки соприкосновения – любимых персонажей.

Следующий метод в общей системе развития мышления и воображения «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Но согласитесь, куда полезнее вопросы поискового характера (почему, каким образом, а если бы, зачем, всегда ли).

Сказка и математика. Когда речь идет о дошкольнике, то должны иметь в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки – это его жизнь. Тем более, что во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности – в названии. В этом разделе находят место необычные математические задания, требующие от ребенка смекалки. Умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости. Самый распространенный математический вопрос : «Чем схожи? «Чем отличаются?».

Значительное место в этом разделе модели отведено, конечно, преобразовательной работе : на основе сказки придумывается задачка или считалка, или рифмованная строчка о цифре.

или задачка с числами.

Дело за тем, как научить преобразовательному ремеслу. Для старших дошкольников это делается не столько путем объяснения, сколько с помощью образца:

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».

Задачка: Если бы один козленок побежал за мамой, двое других за ним, а еще двое ушли без разрешения купаться, то, сколько козлят нашел бы волк в избушке?

Русская народная сказка «Три медведя».

Задачка: если бы девочка вела себя примерно, то, сколько бы героев сказки за нее переживали?

Предлагается вместе посчитать предметы.

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Среди леса на полянке

Нам она видна

Яблонька душистая

Она у нас? (одна)

***

В лес к Бабе-яге ведет

Дальняя дорога,

Нас встречает Чудо-печь

Пирожков в ней? (много)

***

Играла сестренка

Среди берез и рябин,

А братик ее

Во дворе играл (один)

***

Встретилась сестрице

Яблоня в дороге

Яблонька у нас одна,

А яблок на ней? (много)

***

Братца гуси унесли –

У сестры тревога,

Баба – яга у нас (одна,

А гусей – лебедей (много).

***

Вначале нужно обучить старших дошкольников составлению сказки по предметно – схематической модели. Например, показать какой-то предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.

Конечно, сначала сложно, глядя на эти предметы что – либо интересное сочинить. А если подвести детей к чашке с молоком. А если нужна сказка, то можно ввести в нее кого – либо героя: больную девочку или голодного котенка. Ведь речь идет о сказке. И тогда чашка становится волшебной. И молоко тоже волшебное. Белое, вкусное, сладкое – если попадет к добрым людям. Горькое и черное у Бабы – Яги. Дошкольники, без сомнения, зарядятся Выдумкой, энергией взрослого.

Когда дети познакомятся с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

Сказка «Волк и семеро козлят»

Сказка «Три поросенка»

Сказка «Репка»

Сказка «Три медведя»

Сказка «Гуси – лебеди»

Сказка «Лиса и журавль»

Сказка «Два жадных медвежонка»

Работая в этом направлении, ребята постепенно будут уходить от конкретики и конкретных образов к абстрагированию. Таким образом, в конечном счете, дети подготовятся к математической деятельности, только со знаками и числами.

Сказка и экология. Одной из важнейших задач в дошкольном воспитании является формирование экологической культуры детей. Причем доброй основой служат знания детей об окружающей нас природе. Сказка сама подсказывает, какой же вопрос или задание дать детям в разделе «Сказка и экология». Так, говоря о природе, важно не упустить объяснения динамики развития предмета или явления.

Более осознанному пониманию детьми природных явлений природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка на позицию исследователя.

А если бы не наступила весна?

А если бы пропал ветер?

Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми. Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Нередко приходится использовать знакомые игры «Хорошо – плохо», «Чем похожи, чем отличаются»

Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

Чем схожи и чем отличаются:

лесные и садовые яблочки?

ржаные пшеничные пирожки?

Я уверена, Вы со мной согласитесь, что поводом для составления сказок может быть множество. Неисчерпаемым источником сказочных сюжетов служит окружающая нас природа: ее звуки, запахи, времена года.

Возможно составление детьми старшего дошкольного возраста сказок о каждом запахе или звуке, так и о возможных их сочетаниях. А затем можно переходить к сказкам с более обобщенным смыслом.

«Сказка весны» (осени, зимы, лета).

Весенние запахи:

Пахнет свежестью воздух.

Приятной свежей земле.

Вкусно пахнет первая зелень.

Сладко пахнет цвет яблонь.

Приятно пахнет душистая сирень.

Весенние звуки:

Журчат ручьи.

Шумит теплый весенний ветер.

Слышны капли дождя.

Копают клумбы, огороды.

Поют птицы.

Аналогично подбираются запахи и звуки других времен года.

А переходить к сказкам можно по – разному.

К примеру, «Сказка весны» может начинаться так:

«Жила – была весенняя девочка, звали ее веснянка. Была она светлая, лучистая и всегда веселая. Голосок ее журчал как весенний ручеек. Но однажды…»

Сказка развивает руки. Наконец, последний раздел модели «Сказка развивает руки» мало нуждается в комментариях. Не случайно говорится, «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Детям предлагается сто – то вырезать, склеить, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью жестов и мимики. Кроме того, предложить изготовить из бросового материала, изобразить что – то или кого – то из сказки, но нестандартно.

Кляксография. Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок может, глядя на них, видеть образы, предметы или отдельные детали.

«На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или что она напоминает?» - Эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, можно перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

А «живые» капли получаются очень просто: капните на бумагу краску и быстро наклоните ее в разные стороны – тотчас же появится какой – то образ. И сюжеты в результате кляксографии, и образы от «живых» капель помогают сочинять сказки.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.

На мой взгляд, нет детей, лишенных воображения, но есть дети с фантазией закрепощенной, как бы спрятанной от посторонних глаз.

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Она преподносит детям в большей мере поэтический и многогранный образ своих героев. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев. Их поступки, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Проживание через сказку позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять смысл и важность каждого из них.

Наблюдения за детьми показывают, что творческие игры детей наполнены сказочностью и волшебством.

Дети с увлечением сочиняют сказки, преобразовывают ход их повествования, придумывают новые начало и концовки, вводят непредвиденные ситуации, смешивают несколько сюжетов, добавляют новых героев (Приложение 1).

Наряду с этим отмечаю активность родителей: «вечерние чтения», «игры в сказки». Детские работы, выполненные вместе с родителями, наполнены фантазией, волшебством, богаты по сюжету (Приложение 2).

В заключении я еще раз хотела бы подчеркнуть важность данной методики работы со сказкой. Она развивает образное мышление ребенка, его творческие способности, знакомит детей с миром природы и помогает подготовить их к школе.

Список литературы

1. Алиева, Т. Ребенок в мире образа [Текст] // Дошкольное воспитание. 1996. №2. – с. 68-73.

2. Альтов, Г. И тут появился изобретатель [Текст]. – М. : «Детская литература», 1989. – 304с.

3. Альтшуллер, Г. С., Верткин, И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994. – 208с.

4. Богат, В. В жаркой Африке. Развиваем творческое мышление дошкольников 4 – 5 лет [Текст]. Ярославль: Академия развития, 2006. – 158с.

5. Богат, В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст]. // Дошкольное воспитание, 1994. №1. – с. 17-19

6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]. – СПб. 1997, - 208с.

7. Зимина. И. народная сказка в системе воспитания дошкольника [Текст]. // Дошкольное воспитание, 2005. №8. – с. 26-31.

8. Кудрявцев, В. Воображение ребенка: природа и развитие [Текст]. // Психологический журнал, 2001. №5.- с. 57-68.

9. Нартова-Бачавер, С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии [Текст]. - М., 1996.- 459 с.

10. Пропп, В. Я. Русская сказка [Текст].- М. 2000. – 423 с.

11. Прохорова, П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст]. - Владимир, 1995. – 389с.

12. Родари, Дж. Грамматика фантазии [Текст]. - Калуга, 1992. – 231с.

13. Соколов, Д. Ю. Сказки и сказкотерапия [Текст]. - М., 2000. - 138с.

14. Словарь по образованию и педагогике [Текст]. – М. : Высш. шк., 2004. -512с.

15. Стрельцова, Л. Литература и фантазия [Текст]. - М. 1992. - 274с.

16. Фесюкова, Л. От трех до семи [Текст]. – Харьков: Фолио, 1996. – 497с.

17. Фесюкова, Л. Б, Гончарова, Л. Игры и упражнения [Текст]. – Бишкек: Мактен, 1991. – 376с.

18. Фесюкова, Л. Воспитание сказкой. [Текст]. - М. 2000. - 462с.

Приложение 1

«Волк и коза с козлятами» (Слава, 4 года)

Жила – была коза. Было у нее семь козлят. Козлята были капризными, непослушными. Маму не слушались, дрались между собой, со всеми ссорились. Коза – мать и не знала, что с ними делать. Однажды они сильно маму огорчили своим плохим поведением, и она решила их наказать – не отпустить гулять. Козлята очень любили гулять. Для них это сильным наказанием. И они сбежали через окно в лес. Когда коза пришла домой, то увидела, что деток ее нет. Заплакала она горькими слезами от обиды, что такие они у нее не послушные. Стала их ждать, но вот уже наступил вечер, а деток нет. Коза сильно стала волноваться: не случилось ли чего. По соседству с ними жил волк. Добрый он был, детишек любил. И козлят этих тоже любил, хоть они ему и немало гадостей наделали. Видит он, что коза плачет, места себе не находит. Расспросил, в чем дело. И решили они вдвоем пойти козлят в лес искать. Темно уже становилось, страшно в лесу. Пошли они на поиски, и нашли детишек в овраге. Куда они от испуга спрятались. Привели их домой, отмыли, накормили. Спать уложили. Наутро волк с ними беседу провел, о том, что маму нужно слушать, из дома не убегать. И с тех пор они все живут дружно.

«Гуси – лебеди по – новому» (Наташа, 4 года)

… Когда девочка пошла искать своего братца, то ей на пути встретился серый волк. Он не обидел девочку, а только спросил, куда она идет. Девочка ему все рассказала. Волк согласился помочь ее горю. И они вместе пошли на поиски брата. Шли они по лесам, по болотам. Смотрят, стоит яблонька. А вокруг вороны кружат, наливные яблочки клюют. Девочка с волком отогнали ворон, за что их яблонька угостила своими вкусными плодами и указала дорогу к Бабе – Яге. Вскоре на пути у них показалась избушка на курьих ножках, где жила Баба – Яга и Гуси – Лебеди. Волк с девочкой украли у нее мальчика. Посадил волк сестру с братом к себе на спину. Что бы убежать быстрее. А Гуси – Лебеди их нагоняют. По пути им яблонька встретилась. Укрыла она их своими широкими

Продолжение приложения 1

ветвями за их доброту. Так они и скрылись от погони и благополучно добрались до дома. А волки с той поры не такими уж злыми кажутся.

«Гуси – лебеди и Колобок» (Ваня, 5 лет)

… Видит девочка, как гуси – лебеди ее братца на крыльях уносят за темный лес. Бросилась догонять. Бежала – бежала, увидела печь. Спрашивает у нее, не видела ли она, куда гуси – лебеди полетели? А печь ей отвечает: «Знаю, куда они твоего братца унесли. Испеку я тебе Колобка, он тебя и проводит, А там и братца поможет выручить из беды. Испекла печь Колобка, и побежали они мальчика выручать. Долго ли, коротко ли шли они по лесу, видят избушку на курьих ножках. «Здесь твой братец, - говорит колобок. – Только стерегут его гуси – лебеди. Давай – ка сделаем так. Я вместо братца останусь. А вы домой поскорее бегите. Дома отца с матерью встречайте. Так и сделали. Колобок в избушке остался. А когда его гуси – лебеди его спрашивали, то он отвечал им, что на месте. А сестрица с братцем быстро домой побежали, отца с матерью встретили. Вскоре и Колобок вернулся. Он укатился от гусей – лебедей, догнать они его не смогли. И стали они все вместе жить – поживать, да добра наживать. А одного братца сестрица больше не оставляла.

«Колобок» (Данил, 6 лет)

… Когда колобок лису встретил, то рассказал ей, как он хитро от всех зверей ушел. А лиса ему говорит: «Давай, Колобок, дружить вместе. Мне твоя песенка понравилась!».

«Маша и медведь» (Илья, 6 лет)

… Принес Машу в деревню медведь. Бабушка с дедушкой очень обрадовались. Медведю спасибо сказали. В дом пригласили, за стол усадили. И угощали его пирожками с капустой и чаем с молоком.

«Курочка Ряба» (Виталя, 6 лет)

… Курочка пообещала деду с бабкой, что снесет им новое яичко, но не золотое, а простое. И снесла она им сначала простое, а потом снова золотое яичко. Золотое они продали. И стали жить – поживать, горя не знать.

Продолжение приложения 1

«Репка» (Вика, 4 года)

…Тянут, потянут, и вытащили репку. Принесли ее домой, разделили на части, всем поровну. Съели сладкую репку. После этого стали все заниматься своими делами. Дед пошел картошку копать. Бабка печь топить. Внучка бабке по хозяйству помогать. Жучка дом сторожить. Кошка мышей ловить. А мышка в норке своей порядок наводить. И каждый думал о том, как они все дружно репку вытянули с грядки. И решили, что на следующий год снов посадят репку.

«Теремок» (Андрей. 4 года)

…медведь залез в теремок и раздавил его. Все звери остались живы и невредимы. Им стало обидно и жалко теремок. Рассердились они на медведя. А медведь стал у них прощения просить. Сказал, чтобы они на него не обижались – просто ему хотелось вместе со всеми зверями жить. И предложил им построить новый общий домик. Звери медведя простили. Принялись строить большой новый дом. Но не деревянный. А кирпичный, чтобы крепче был. Собрались все дружно и построили дом большой, светлый. И жили они дружно в нем долго и счастливо.

«Гуси – лебеди и Колобок» (Ваня, 5 лет)

… Видит девочка, как гуси – лебеди ее братца на крыльях уносят за темный лес. Бросилась догонять. Бежала – бежала, увидела печь. Спрашивает у нее, не видела ли она, куда гуси – лебеди полетели? А печь ей отвечает: «Знаю, куда они твоего братца унесли. Испеку я тебе Колобка, он тебя и проводит, А там и братца поможет выручить из беды. Испекла печь Колобка, и побежали они мальчика выручать. Долго ли, коротко ли шли они по лесу, видят избушку на курьих ножках. «Здесь твой братец, - говорит колобок. – Только стерегут его гуси – лебеди. Давай – ка сделаем так. Я вместо братца останусь. А вы домой поскорее бегите. Дома отца с матерью встречайте. Так и сделали. Колобок в избушке остался. А когда его гуси – лебеди его спрашивали, то он отвечал им, что на месте. А сестрица с братцем быстро домой побежали, отца с матерью встретили. Вскоре и Колобок вернулся. Он укатился от гусей – лебедей, догнать

Продолжения приложения 1

они его не смогли. И стали они все вместе жить – поживать, да добра наживать. А одного братца сестрица больше не оставляла.

«Гуси – лебеди и серый волк» (Наташа, 4 года)

… Когда девочка пошла искать своего братца, ей на пути встретился серый волк. Он не обидел девочку, а только спросил, куда она идет. Девочка ему все рассказала. Волк согласился помочь ее горю. И они вместе пошли на поиски брата. Шли они по лесам, по болотам. Смотрят, стоит яблонька. А вокруг вороны кружат, наливные яблочки клюют. Девочка с волком отогнали ворон, за что их яблонька угостила своими вкусными плодами и указала дорогу к Бабе – Яге. Вскоре на пути у них показалась избушка на курьих ножках, где жила Баба – Яга и Гуси – Лебеди. Волк с девочкой украли у нее мальчика. Посадил волк сестру с братом к себе на спину. Что бы убежать быстрее. А Гуси – Лебеди их нагоняют. По пути им яблонька встретилась. Укрыла она их своими широкими ветвями за их доброту. Так они и скрылись от погони и благополучно добрались до дома. А волки с той поры не такими уж злыми кажутся.

«Как Гуси – лебеди домашними стали» (Соня, 5 лет)

Жили - были муж с женой. Были у них дочка с сыночком.

Однажды мать с отцом собрались в город за покупками, а дочери наказали за братиком младшим присматривать да кошку Мурку, собачку Жучку прикармливать. Дочка выслушала их. А как только они ушли, убежала гулять с подругами, а братца одного дома оставила. Грустно ему стало, тоскливо. Вдруг в это время, откуда ни возьмись гуси – лебеди налетели. Про них у людей давно дурная слава ходила, будто они были помощниками Бабы – Яги. А она жила далеко в темном лесу и любила красть маленьких детей. Вот и в этот раз она, как узнала, что мальчик один остался, своих птиц за ним послала. Мальчик храбрый был, их не испугался. Он знал. Что они злые от того, что голодные и никто с ними не дружил, кроме злюки Бабы – Яги. Мальчик покормил их овсом. Потом они стали играть в мяч. А сестрица в лесу заблудилась, не может дорогу домой найти. Встречается ей на пути ей ежик. Он добрый был. Указал

Продолжение приложения 1

девочке дорогу до дома и даже согласился ее проводить. Дошла она до своего родного дома, а там братец с гусями веселиться. Обнялись сестрица с братиком. Обрадовались, что все так хорошо закончилось. Вскоре и родители вернулись. Гуси – лебеди с тех пор у них жить остались, домашними стали. А Злая Баба – Яга осталась одна жить в своем дремучем лесу.

«Волк и семеро козлят» (Вова, 6 лет)

Жил – был волк. Он был очень добрый и одинокий. Скучно одному ему было. Решил он сходить в гости к соседям козе и семерым козлятам. Набрал гостинцев и пошел. А коза ушла в магазин. Козлятам наказала, чтобы никого не пускали, кроме волка – соседа. Козлята озорные были. Волка впустили, связали, гостинцы отобрали. Мать пришла, а волк связанный. Освободила она его, чаем угостила с конфетами. А козлятам объяснили, что нельзя так с гостями поступать. После этого они стали друг к другу в гости часто ходить.

«Корпчёлка» (Вова, 6 лет)

Одна девочка не любила молоко и поэтому часто болела. И вот однажды знаменитый доктор Айболит решил ей помочь. Он соединил корову и пчелку: молоко стало слаще и полезнее. Девочка стала пить его и выздоровела. А «корпчёлка» - девочка так назвала новое животное, стала жить у них в сарае. Но там она появлялась только вечером, чтобы отдать свое вкусное молоко людям. А весь день корпчёлка обитала на лугу, питаясь сочной травой и запивая нежнейшим нектаром. Его она добывала с цветков, так как у нее были крылья, и она могла свободно перелетать с одного цветка на другой. А люди ее очень полюбили и заботились о ней.

«Машенька и медведи» (Даша, 5 лет)

…Девочка с подружками пошла в лес за ягодами. И заблудилась. В лесу наткнулась на избушку. Зашла в нее. Там жили три медведя. Михайло Иванович, Настасья Петровна и Мишутка. Дома их не было. Они в лес ушли. Машенька поела каши, и спать легла на Мишуткину кровать. Когда медведи вернулись, обрадовались девочке. Будить ее не стали. Потом она проснулась,

Продолжение приложения 1

испугалась медведей. Но они ее успокоили, вкусными ягодами угостили. Машеньке домой хотелось. Испекла она пирожков, попросила Михайло Ивановича, чтобы он их бабушке с дедушкой отнес. Вот понес он короб с пирожками. А Машенька в него спряталась. Так она дома и оказалась.

«Помощь зайке» (Вика, 4 года)

Однажды зайка решил поплавать. Заигрался и заплыл далеко от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть. Стал громко звать на помощь. Прибежали спасатели и подали ему деревянную палочку. Но она не выдержала и переломилась. Зайка стал кричать: «Ой, тону-у-у!». Тогда спасатели подали ему лист бумаги, но он промок и не спас зайчика. Когда ему подали блюдце, то но выскользнуло из рук зайчонка, пошло на дно и разбилось о камень на дне. Спасатели решили помочь ему с помощью ведра. А оно набралось сразу полное воды и утонуло. Вот тогда остался лишь воздушный шарик. Спасатели бросили его зайчику, он ухватился за него крепко. Шарик поднялся и вытащил утопающего из воды.

«В гостях у Лунтика» (Соня, 5 лет)

Живет на свете маленькая девочка. Это я - Соня Л. Один раз ночью ко мне в гости пришел Лунтик. Он позвал меня в свой мультик. Там Лунтик познакомил меня со всеми своими друзьями. Баба Капа угостила нас вкусными пирожками с медовым чаем. Потом мы с друзьями весело провели время. Мы играли в мячик, прыгали. А бабочки напоили нас нектаром из цветков. А потом наступило время прощаться. Лунтик с друзьями обещали еще вернуться за мной. А я обещала познакомить их со своим маленьким братиком Левой и друзьями из садика.

«Путаница запахов и звуков» (Юля, 6 лет)

В одном царстве – государстве перепутались весенние запахи и осенние звуки. Первые весенние цветочки стали шуршать как опадавшие листья. Шум дождя стал пахнуть яблоневым цветом. Пчелы на вербе запахли сырой травой, а крик улетающих птиц запах сиреневым цветом. От этой путаницы людям, живущим

Окончание приложения 1

в этом царстве, стало плохо. Все стали ссориться друг с другом. Да животный и растительный мир был в неладах между собой. Нужно было что – то срочно делать. И тут люди узнали, что их государство заколдовала злая колдунья, которая от злости не различала запаха природы и не слышала ее чудных звуков. В царстве срочно стали искать доктора, который смог бы ее излечить. К счастью, такой доктор нашелся. Он вылечил колдунью. Она поняла. Как все вокруг может быть прекрасно и расколдовало мир природы этого царства. И с того времени стала сама любоваться звуками и запахами того, что ее окружало. А злой такой она уже больше и казалась.

Публикации по теме:

Современной маме. Ребенок и телевизорСовременной маме. Ребенок и телевизор РЕБЕНОК И ТЕЛЕВИЗОР [cut=Читать далее. ] Нет ничего плохого в том, что наши дети смотрят телевизор. Это интересно и познавательно.

Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей»Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей» В старшей группе я разработала проект «Сказка – как источник творчества детей», рассчитанный на три месяца. Актуальность состояла в следующем:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками. Методические рекомендации
Опубликовано: 6 февраля 2013 в 19:45
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционное использование сказочного материала в работе с дошкольниками. Методические рекомендации» (включая файлы) размещена пользователем Марина Пирогова (УИ 69983) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД