Надежда Коробкова
Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы работы: Коробкова Надежда, Лавитских Антонина
Мир, который окружает ребенка, огромен и интересен. Познание ребенка начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущения и восприятия.
Дети с нарушением зрения не имеют возможности хорошо видеть предметы, четко различать их признаки и свойства, а нарушение бинокулярного видения, глазодвигательных функций осложняет восприятие формы, величины, пространственного расположения частей. Поэтому важно в период дошкольного детства научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные, существенные признаки и свойства. В процессе восприятия предметного мира слабовидящие дети используют сохранившиеся анализаторы (слух, осязание, обоняние). С их помощью компенсируется тот недостаток информации, который обусловлен отсутствием или значительным понижением функции зрения.
Публикация «Нетрадиционные дидактические игры для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2013
В связи с тем, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным для сенсорного развития ребенка, поэтому с целью формирования сенсорных способностей у дошкольников с нарушением зрения нами были подобраны дидактические игры и игрушки с использованием нетрадиционных технологий.
Крышки - доступный, красочный бросовый материал, который можно и нужно использовать во многих дидактических, подвижных, сюжетных, строительных играх и на занятиях с детьми дошкольного возраста.
Крышки, изготовленные из пластмассы разного цвета, легко моются и при необходимости могут быть подвержены обработке, бывают разного размера и привлекают внимание детей всех возрастов, поэтому их можно использовать в играх по сенсорному развитию детей с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно - моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами - разноцветными крышечками. Найти крышки и собрать их достаточное количество не составляет особого труда, сами дети с удовольствием помогут вам собрать их и изготовить из них интересные развивающие игры.
В своей работе мы используем такие игры с крышками.
Пальчиковый бассейн
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, цвет; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения; развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук,
Материалы: коробка или пластмассовый таз с крышками.
Описание игры: На столе или на полу ставится коробка (таз) с крышками, воспитатель предлагает ребенку опустить руки в «бассейн».
Задание 1. «Купание» рук в бассейне – опустить руки в «бассейн» по локоть, по плечи, пошуршать крышками.
Задание 2. «Прятки».
На дне «бассейна» воспитатель прячет маленькую игрушку или геометрическую фигуру. Ребенок должен опустить руки в «бассейн», найти и достать игрушку.
Задание 3. «Кто быстрее соберет»
Крышки рассыпаны по ковру, воспитатель выбирает 3-4 ребенка, каждому из них дает задание собрать крышки определенного цвета.
Задание 4. Дайте малышу в руки одну крышку и попросите найти крышку такого же цвета. Обратите внимание ребенка на слова: такой же, не такой, одинаковый, разный.
Задание 5. Предложить ребенку выложить две дорожки из трех – четырех крышек разного цвета. Сравните, какая дорожка длиннее, какая короче.
«Найди домик»
Цель: Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету, развитие мелкой моторики рук
Материал: небольшие коробочки в виде гномиков, обклеенные красным, зеленым, синим, желтым цветом; коробка с цветными крышками.
Описание игры: Воспитатель предлагает детям разложить крышки в соответствии с цветом коробочки. Игру можно сопровождать стихотворениями о цветах.
«Бусы для куклы»
Цель: Учить детей нанизывать цветные крышки от пластиковых бутылок с отверстием на цветной шнурок, закрепить восприятие формы, цвета; развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, речь детей.
Материал: кукла, коробка с крышками и шнурки (красного, зеленого, синего, желтого цветов).
Описание игры: Воспитатель начинает игру со стихотворения:
Кукла
Этой куклы кто не знает? Лучше куклы не найдешь.
Сразу глазки открывает, только на руки берешь.
Я надену кукле бусы, платье новое сошью.
Не вести же мне к бабусе в старом куколку мою. (Г. Бойко)
Задание 1. Дети нанизывают крышки одного цвета на соответствующий шнурок.
Задание 2. Ребенок берет любой шнурок и нанизывает на него крышки, чередуя цвета.
Задание 3. Ребенок нанизывает на шнурок любого цвета крышки по инструкции воспитателя.
«Составь узор»
Цель: Формировать знания детей о четырех основных цветах и их оттенках; учить детей выделять цвета; развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость, внимание, речь.
Материал: коробка с крышками, карточки (салфетка, ромашка, клубника, флажок, лебедь, круг, овал, треугольник).
Описание игры: На карточках дети выставляют крышки на специально нарисованные кружочки. Во время игры воспитатель проговаривает вместе с детьми о том, какие цвета на карточке. Выкладывание крыше сопровождается стихотворениями:
Ромашки
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты. (З. Александрова)
Клубника
Краснощёка, круглолика,
Ароматна, хороша
Спеет сочная клубника -
Радость взрослым, малышам.
В огороде тёти Маши
Надо ягоды собрать.
Нет клубники слаще, краше,
Но так хочется играть. (О. Шамшурина)
Игры с прищепками
Игры с прищепками – это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которые являются и тактильным упражнением. Но его можно и усложнить – прищепки подбирать по цвету. Дети могут соревноваться, прикреплять прищепки на скорость, играть в одиночку и в коллективе. Если кончикам пальцев малыша дать хорошую работу, то в будущем это скажется на формирование навыков письма, ребенок быстрее и легче научится держать карандаш. Ребенок может группировать прищепки по цвету, по количеству, соотносить с рисунком.
«Волшебная коробочка»
Цель: закреплять знания основных цветов и их оттенков; учить соотносить прищепку с соответствующим цветом на коробке; развивать ловкость пальцев, силу, точность, глазомер.
Материал: коробка, обклеенная цветными полосками, прищепки
Описание игры: Воспитатель показывает ребенку коробочку и просит перечислить цвета, которые на ней присутствуют. После этого ребенку предлагается украсить коробку цветными прищепками. Воспитатель поясняет, что на желтую полоску прикрепляем желтую прищепку, на красную – красную и т. д.
«Рыбаки»
Цель: Расширять представление о цвете; развивать координацию движений, быстроту еакций, восприятие, внимание.
Материал: удочка (палочка) с магнитом на конце, цветные прищепки.
Описание игры: На ковер высыпают цветные прищепки. Выбирают двух «рыбаков». Дети с помощью удочки вылавливают «рыбку». Игру можно усложнить, предложив ловить «рыбку» сначала красного, потом синего цвета.
«Чудо-прищепки»
Цель: закрепление знаний детей о цветовой гамме и оттенках цветов. Развитие восприятия, внимания, мышления, смекалки, мелкой моторики рук.
Материал: картинка (рыбка, цветок, облако, ежик, морковь, солнце, туча, цветные прищепки
Описание игры:
Задание1. Детям предлагается разделить все прищепки по цветам: красные, желтые, синие и т. д.
Задание 2. Ребенку предлагается рассмотреть рыбку и определить чего у нее нет (хвоста, плавников). Воспитатель просит ребенка помочь рыбке. Сначала с помощью воспитателя, затем самостоятельно дети прикрепляют прищепки к изображениям предметов.
Игры с крупой
Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.
Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.
Внимание:
Данные игры с крупами обязательно должны проходить под контролем взрослого!
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость
Материал: емкости с крупой (фасоль, горох, гречка, бобы).
Описание игры:
Задание 1. Ребенку предлагается переложить крупу из одной емкости в другую. Он может это делать как с помощью пальчиков, так и с помощью ложки.
Задание 2. Предложите ребенку выложить дорожки из крупы, сравните их по длине.
Задание 3. Из фасоли можно выложить различные рисунки – геометрические фигуры, домик, цветочек и т. д.
Задание 4. Смешайте крупу (фасоль, горох, бобы или фасоль белую и красную) в коробочке и предложите ребенку разделить все по разным емкостям.
Задание 5. Массаж для рук. Высыпать разную крупу в тазик (коробочку) и предложить ребенку опустить в нее руки, сжимать и разжимать крупу в кулочках. Также можно спрятать на дно игрушку и попросить ребенка найти ее.
Задание 6. На дно тазика с крупой положить плоскую геометрическую фигуру и предложить ребенку нащупать ее пальцами и назвать.
Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики и мелкую моторику ребенка, а также способствуют пассивному массажу пальцев. Здесь речь пойдет о рисовании на манке. Вместе с тем, рисовать можно на любой крупе вообще, при этом, чем крупнее ее зерна, тем лучше массируются пальцы ребенка во время рисования.
Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность и воображение, аккуратность, усидчивость
Материал: емкость с крупой (манка, гречка, коробка (из-под конфет или поднос, дно которой обклеено темной пленкой.
Описание игры:
Задание 1. Предложить ребенку нарисовать все, что он захочет. Это можно делать либо пальчиками, либо трубочкой от сока.
Задание 2. На дно коробочки можно положить любую картинку и предложить ребенку ее найти.
Задание 3. На крупу положите две картинки в разные стороны, пускай ребенок нарисует дорожки от одной картинки к другой (как в лабиринте).
Отличительным, универсальным характером этих игр – является:
материал (нестандартный, бросовой, эти игры влияют на психоэмоциональное состояние, направлены на развитие внимания, воображения, мышления, ориентировку в окружающей среде, их можно переносить и играть в разных игровых центрах, как дидактический материал для проведения досугов, физкультминуток, на прогулке. Каждая новая игра входила в жизнь детей в группе, как сюрприз.
Список использованных источников
1. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М. : Владос. -2001.
2. Малева З. П. Создание педагогических условий развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. – Челябинск. – 2001.
Интернет-ресурсы:
1. http://nsportal.ru/
2. umka.caduk.ru
3. http://www.numama.ru/
4. http://www.clubochek.ru/