Светлана Владимировна Чудиновских
Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.
Дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед изобразительным процессом.
Публикация «Нетрадиционные методы и приемы ИЗО деятельности» размещена в разделах
Нетрадиционные техники не утомляют дошкольника, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. У педагога есть возможность осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Коллективные же формы нетрадиционного творчества сближают детей.
Для младшего дошкольного возраста подходят такие техники, как рисование пальчиками, рисование ладошкой, картофельные штампы.
Рисование пальчиками
Возраст — с 2 лет. Необходимы мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки. Ребенок опускает в гуашь пальчики и наносит точки и пятнышки на бумагу. После работы пальчики вытираются салфеткой, а гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
То же самое можно делать с ладошкой, ребром, кулачком. Рисуют и правой, и левой руками. В 3-4 года ребенку можно предложить самостоятельно кисточкой закрасить пальчики или всю ладонь.
Картофельные штампы
Возраст — от 3 лет. Штемпельная подушечка из поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага, печатки из картофеля. Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
Тычок жесткой полусухой кистью
Или ватной палочкой. Возраст любой. Кисть используется жесткая, бумага плотная. Ребенок держит кисть или ватную палочку вертикально и ударяет ею по бумаге. При работе кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Оттиск пробкой или поролоном
Возраст — от 3-4 лет. Тоже используется штемпельная подушечка из пропитанного гуашью поролоном. Пробка или поролон прижимаются к подушечке и наносятся оттиски на бумагу.
Восковые мелки+акварель, свеча+акварель
применяется с детьми в возрасте от 4 лет. Ребенок рисует восковыми мелками или свечой на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок воском или свечей остается незакрашенным.
Кляксография обычная, с трубочкой, с ниточкой
Возраст — от 5 лет. Используется тушь или жидко разведенная гуашь. Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает на бумагу. Получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, определяется, на что похоже изображение и при необходимости дорисовываются детали. При кляксографии с трубочкой на пятно, налитое из пластиковой ложечки ребенок дует из трубочки так, чтобы она не касалась ни пятна, ни бумаги. Рассматривается и дорисовывается.
При кляксографии с ниточкой используется ниточка средней толщины. Ниточка опускается в краску, на. листе бумаги выкладывается изображение. Причем один конец ниточки оставляется свободным. Сверху накладывается другой лист бумаги, прижимается и свободной рукой ниточка вытягивается. Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг
От 5 лет. Используется жесткая кисть, плотная бумага, деревянная или пластиковая линейка. Жидко разведенная гуашь набирается на кисть. Кисть над бумагой ударяется об линейку и краска разбрызгивается на бумагу.
Монотипия предметная и пейзажная
предметная используется с 5 лет, а пейзажная — с 6. Нужна плотная бумага, кисти, гуашь или акварель. Ребенок складывает лист бумаги пополам и на одной половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбирают симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить.
При выполнении пейзажной монотипии рисуется пейзаж, а другой половине получается его отражение в озере или реке. После оттиска исходный рисунок оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Кроме этого, к нетрадиционным техникам относят рисование песком, манной крупой, солью, рисование по ткани и даже рисование молом на асфальте тоже относят к нетрадиционным техникам. Главный принцип НТР — от простого к сложному», то есть не рекомендуется использовать техники, не соответствующие возрасту детей.
Тестопластика (с года)
С самыми маленькими детьми очень хорошо начинать лепку из соленого теста. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка материал, имеющий массу достоинств, а именно: приготовить его можно в любое время, тесто легко отмывается с рук, замечательно лепится, расписывать можно любыми красками, а готовыми изделиями ребенок может играть.
Готовые поделки сушат в духовке или просто на воздухе, после чего расписывают, а далее покрывают лаком. Во время работы тесто следует хранить в закрытой посуде или в полиэтиленовом пакете.
Под руководством воспитателей дети сначала лепят простые фигуры – шар, цилиндр, круг, а затем переходят к более сложным, изображая людей, животных, дома и многое другое. Занятия лепкой из теста развивают мелкую моторику, образное мышление, кругозор, знакомят с понятиями формы и размера. Тесто можно подкрашивать пищевыми красителями.
Пластилиновая мозаика (с раннего возраста)
На доске или листе картона рисуете контур будущей поделки. Чем старше ребенок, тем сожнее может быть контур. Малыш будет заполнять контур кусочками пластилина и получится цветная мозаичная картинка. Когда ребенок станет старше, он сможет создавать большие картины из пластилина, полностью заполняя пространство.
Пластилинография (средний дошкольный возраст)
Пластилинография является одним из нетрадиционных видов лепки. Развивает у детей мелкую моторику, цветовосприятие, художественный вкус. Есть различные техники пластилинографии: на картоне, пластике. Применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Картинку для будущей работы можно нарисовать самим или перерисовать готовую. Пластилин размазывается тонким слоем, не выходя за контуры рисунка.
Приемы лепки
Раскатывание — кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.
Скатывание — кусочек кругообразными движениями ладоней скатывается в шарик.
Оттягивание — двумя пальцами, щепоткой, оттягиваем часть пластилина, из которого можно сформировать часть изображения.
Заглаживание кончиками пальцев — для изображения плоских и гладких поверхностей. Для придания глянцевости поверхности пальцы можно смочить водой.
Сплющивание — шарик сдавливают нажимом пальцев до формы лепешки. Для небольших углублений используются вспомогательные инструменты.
Прощипывание — осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку в той части формы, где создается новая деталь.
Кроме этого, в качестве нетрадиционных техник лепки используется процарапывание (зубочисткой, обратным концом кисти, палочкой, спицей, контур (формируется из раскатанных жгутиков на картоне с предварительным рисунком, барельеф (обьемные фигурки на картоне или пластике). Эти техники могут использоваться и в работе с пластилином.
Задачи лепки
В I младшей группе (ранний возраст) ставятся и решаются следующие задачи:
1. Учить детей лепить простейшие предметы из округлых и цилиндрических форм, располагая их на дощечке.
2. Учить детей соединять две одинаковые формы, но разной величины (матрешка, пирамидка, а к концу года - соединять две разные формы – цилиндр и диск (грибок).
3. Учить узнавать и находить сходства своей лепной работы с предметами окружающей действительности.
Во II мл. гр.
1. Учить лепить простые предметы окружающей действительности; передавая форму, строение, располагая изделия на дощечке.
2. Продолжать учить лепить предметы, состоящие из 2-3 частей, одинаковых по форме, но разных по величине, учить лепить разные по форме и по величине предметы (соединяется шар, цилиндр, диск, конус). Учить плотно соединять части (без примазывания).
3. Учить лепить фигурки, передавая некоторые характерные признаки образа (замечать особенности формы клюва, ушей, хвоста у животных).
4. Формировать умение участвовать в коллективной лепке.
Аппликация
Редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Обрывная аппликация
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Кроме этого существуют такие нетрадиционные техники аппликации, как оригами, квиллинг, аппликация из ткани, крупы, соломы, шерстяных нитей и даже засушенных растений.