Нетрадиционные средства развития творческого воображения у дошкольников

Наталья Дьяченко
Нетрадиционные средства развития творческого воображения у дошкольников

Игры-беседы

Природа создала репейник, чтобы он приставал

Воспитатель. Представьте, себе теплый солнечный день. Вокруг цветут ромашки, колокольчики, луговые гвоздики, кашка и другие цветы. Прямо через середину луга проходит узкая тропинка. Возле этой тропинки растёт одинокий репейник. Он цепляется за всех, кто проходит мимо. Даже кошки и собаки не могут пройти, не зацепив липучих головок репейника.

Одни люди смеются, прицепляют репейник себе на одежду, как брошь. Другие начинают злиться и сердиться.

Представь, что ты и есть этот репейник. На что бы ты обижался, стоя у дороги? Чего бы ты боялся? Как бы ты отнёсся к тому, что дети обрывают твои колючки и кидаются ими друг в друга? Что бы ты мог рассказать прохожим о себе хорошее? В какие игры бы мог предложить поиграть ребятам? Хотел бы ты расти в глухом месте, где не ходят люди? Почему? О чём ты мечтаешь? Почему ты ко всем цепляешься?

Как много можно узнать о растении, которое не сразу заметишь!

Ты – маленькое деревце

Воспитатель. Недавно мы гуляли по улицам города и видели, как много высажено молодых деревьев взамен засохших и старых. Люди привязывали их к колышкам, чтобы ветер не повалил. Каждый день специальная машина поливает деревца, чтобы они не засохли.

Представьте себе, что ты молодое слабенькое деревце с нежными зелёными листочками, тоненьким стволом и веточками ещё тоньше. Всякий может обидеть тебя.

Подул сильный ветер и сломал маленькую хрупкую веточку. Болит пальчик – веточка? Расскажи об этом ветру- озорнику.

Давай я пожалею твой пальчик.

Выглянуло теплое весеннее солнышко, пригрело тебя. Какое у тебя настроение? Что ты хочешь сказать солнышку?

Пошел холодный дождь с градом, град повредил листочки. Как ты себя чувствуешь? Как тебе помочь?

Снова выглянуло солнышко. Прилетела красивая бабочка и села на веточку. Она долго летала, устала и захотела отдохнуть. Ты рад бабочке? О чём бы ты с ней поговорил? Расскажи, какая она, бабочка. Тебе нравится все красивое? Почему?

Мимо шел мальчик, сорвал веточку, чтобы подарить её маме. Как ты к этому отнесешься? Правильно ли он поступил? Расскажи ему, что ты чувствуешь, когда он ломает веточку?

Но вот ещё беда на веточках поселились прожорливые гусеницы, которые съедают твои молодые листочки. Как тебе можно помочь?

О чем ты мечтаешь, глядя на другую сторону улицы, где растут большие деревья? Хотелось ли тебе расти где-то в другом месте?

Почему люди высадили молодые деревца вдоль дорог? Какую пользу ты приносишь людям?

Спасибо тебе за заботу о людях. Мы тоже будем заботиться о тебе!

Представь, что ты паучок

Игра – беседа проводится после наблюдения за местом обитания, особенностями поведения паука.

Воспитатель предлагает ребенку вспомнить мультфильм про паучка, у которого не было друзей, потому что все его боялись и считали некрасивым.

Воспитатель. Помнишь, как мы наблюдали за жизнью паучка, Маша хотела его раздавить. Давай подумаем, почему я ей не разрешила это сделать. Что ты знаешь о паучке?

Давай с тобой поиграем. Представь, что ты маленький паучок. У тебя много ножек, и ты, ловко перебирая ими, ползёшь по травинкам и даже по ровной стене. А ещё ты умеешь плести паутину. Она у тебя такая лёгкая, ажурная, воздушная, как кружево. Иногда на неё попадают капельки росы и блестят на солнце. Тогда твоя паутинка становится ещё красивее. Она расположена в очень тихом и уютном месте. Ты любишь раскачиваться на ней, когда дует ветерок.

Что ты можешь рассказать, паучок? С кем из насекомых ты дружишь? Когда в твою паутину попадают другие насекомые, это хорошо или плохо? А если бы никто не попался в твою паутину, что бы было с тобой?

Как ты думаешь, если бы тебя и других паучков не было на Земле, что-нибудь изменилось?

Кого ты боишься? Как ты относишься к тому, что многие люди тебя боятся и не любят?

Что ты чувствуешь, когда твою паутинку смахивают веником?

В каком месте ты любишь плести свою паутинку? О чем ты мечтаешь, когда отдыхаешь на ней?

Ты знаешь, что люди бывают красивые и некрасивые? Ты же не будешь обижать некрасивых людей, ведь они не виноваты в том. Что они такими родились. Так и животные. В том числе и насекомые, бывают красивыми и некрасивыми. Мне кажется, что каждый красив по- своему, нужно только внимательно присмотреться. Да и нет на Земле бесполезных животных.

Ты посмотрел на мир глазами паучка. Теперь, я думаю, ты никогда сам не погубишь насекомых и никому не позволишь уничтожать паучков.

Если бы ты был бабочкой

Игра – беседа проводится после наблюдения за бабочками, рассматривания иллюстраций, коллекции бабочек. Чтения книг.

Воспитатель. Помнишь малыш, мы наблюдали за бабочками на лугу? Какие они были красивые разноцветные! Со стороны может казаться, что у них все хорошо и легко в жизни. Как ты думаешь, это так?

Весна… В коре одного из дерева лежит куколка – личинка бочки. Пригрело весеннее солнце, из куколки появилась бабочка, погрела на солнышке свои крылышки, расправила их и полетела в неведомый для неё мир.

А теперь представь, что эта бабочка – ты.

Каким тебе представился мир, в который бабочка попала в первый раз?

Расскажи, каким был твой первый день в солнечную погоду? А в дождливую? А в ветреный день?

Прекрасный солнечный день. Ты на лугу, где много цветов с таким ароматом и вкусным нектаром, что кружится голова. Вокруг тебя много насекомых – комаров, жучков, стрекоз, пчел, шмелей, бабочек.

Как ты думаешь, найдёшь ли ты на этом лугу друзей? С кем из них ты бы хотел дружить? Почему? Тебе весело и радостно? Отчего?

Но вот налетел ветер, началась гроза. Ветер сорвал тебя с цветка и понёс вдаль, такую слабую и беспомощную. Что ты чувствуешь в этот момент?

Ветер принес тебя в лес. Между ветками большого куста сплел свою паутину паук. Порыв ветра бросил тебя именно на эту паутину. Ты пытаешься вырваться, но ещё больше запутываешься в сети.

Что ты будешь чувствовать в это время? Что будешь делать, чтобы спастись? О чем думаешь, когда опасность так близко?

Какое счастье, что тебе все-таки удалось вырваться!

Ты полетела прочь от страшного места, на поляну. Только вздохнула с облегчением, как увидела детей, которые бегали по поляне с сачками и ловили бабочек. Если бы ты умела разговаривать, что бы ты сказала этим детям?

Однажды в магазине я видела коллекцию бабочек. Их было много в коробке за стеклом. Все они были очень красивые, но мертвые, наколотые на булавки. Хотела бы ты попасть в коллекцию? Почему? Но ведь люди собирают коллекции, чтобы изучать бабочек. А как ты думаешь, а как можно было изучать бабочек, не убивая их?

Ты такая красивая, изящная, нежная. Так хочется взять тебя в руки и поближе рассмотреть. А почему тебя нельзя брать в руки?

Как ты сама относишься к своей красоте?

Чего бы ты больше хотела – стать снова куколкой – личинкой или остаться бабочкой? Почему?

Спасибо тебе, бабочка, за беседу. А теперь превращайся обратно в ребёнка. Что ты понял, когда был бабочкой?

По муравьиной тропе

Воспитатель. Малыш, мы вчера наблюдали за муравьями. Ты увидел, какие они трудолюбивые, дружные. Ты никогда не задумывался, как живёт маленький муравьишка?

Сейчас я дотронусь до тебя волшебной палочкой, скажу заклинание, и ты превратишься в муравья. Не боишься?

Расскажи мне, муравьишка, какую пользу ты приносишь людям? Природе?

Ты такой маленький. Как бы ты чувствовал себя, если бы тебя никто не замечал?

Ты бежишь по дорожке. Вдруг идёт человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты хочешь ему крикнуть? В чем упрекнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, сколько веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник, наконец, был построен!

Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да ещё и смеялся над разбегающимися муравьями. Что бы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы ты на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

Муравейник закрывается на ночь. Скоро-скоро он закроется, а ты ещё далеко. Что ты почувствовал бы, опаздывая в муравейник? Кого бы ты попросил помочь тебе добраться поскорее до дома?

В лес часто приходят туристы. Они любят разводить костры. Как бы ты себя почувствовал, если бы костёр развели прямо около муравейника? О чем бы пошептал на ушко таким туристам?

В твоем мире много насекомых. С кем из них ты дружишь? Как ты защищаешься от врагов? О чем мечтаешь вечером после долгого трудового дня? Какие сны тебе снятся ночью?

Превращайся обратно в ребёнка! Вот ты и побывал маленьким муравьишкой.

И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Эти занятия имеют нравственно-эстетическую направленность. Они помогают увидеть ребёнку необычное в обычном, развивают воображение, логику, интерес к окружающему миру.

Игры-беседы очень удачно сочетаются с мини-этюдами с элементами мимики, пантомимики. Их можно использовать как самостоятельную игру, так и в качестве релаксационной паузы на занятиях. Желательно подкрепить музыкальным фоном релаксационного характера (шелест листвы, пение птиц, журчание ручья ит. д.).

Мини-этюды

Цветок

Воспитатель. Дети, представьте себе, что наступило лето, расцвело множество цветов на лугу, в лесу, в цветнике. Они такие яркие, красивые, разноцветные!

Хотите быть красивым цветком на лугу? Каким цветком хочет быть Наташа, Света, Коля?

Солнышко ещё не взошло, цветочки ещё спят. Глазки у них закрыты. Дышат глубоко, ровно, спокойно.

Но вот «Дзинь» - выглянул первый лучик солнца. Погладил по головке цветочек – Оксану, цветочек – Катю. (Гладит).

Цветочки открыли сначала один глаз, потом другой, посмотрели вниз, влево, вправо, вверх. Зажмурились от яркого солнышка. Открыли глаза широко и улыбнулись.

Как рады цветочки солнышку!

Зазвенели колокольчики: «Дзинь-дзинь-дзинь». Им ответили ромашки: «Тик-так,тик-так»… Стали цветочки умываться росой – щечки, глазки, плечики, грудку. Вот какие чистые и свежие!

Посмотрели друг на друга и сказали: «Здравствуй, утро! Как хорошо жить!»

Ежата

Воспитатель. Представьте, что вы в лесу. Я – мама-ежиха, а вы - мои маленькие ежата. Вы спите, свернувшись в клубочек, спрятав носики в лапки.

Вдруг из-за высоких деревьев появился теплый лучик солнышка, пригрел вас. Вы открыли свои чёрные, как бусинки, глазки. Посмотрели влево, потом вправо на раскрывшую лепестки ромашку, потом вниз на зелёную травку, наконец, вверх на птичку, которая уже заливисто распевает песенку. Вы высунули свои носики из-под лапки и стали принюхиваться и пыхтеть. Потом развернулись совсем и потянулись. Умылись росой, попили из маленького зелёного листика. Какая прохладная, чистая вода! Ежата даже облизнулись. Посмотрели в лужицу, увидели, что их колючки спутались и причесались.

А вот и мама- ежиха с вкусным завтраком. Ежата обрадовались, подбежали к мамочке, обняли её.

Как хорошо, что на свете есть мама!

Берёзки

Воспитатель. Наконец после долгой холодной зимы наступила весна. Белоствольные берёзки расправили свои нежные листочки, протянули свои тонкие веточки к солнышку и ощутили на них долгожданное тепло. Улыбнулись берёзки солнышку.

Вдруг налетел ветерок и предложил березкам поиграть. Удивились березки, но согласились. Закачали своими тоненькими веточками, сначала совсем тихо, а потом сильнее и сильнее. Каждый листочек-пальчик поздоровался со своим соседом. Но шалун ветер принес с собой тучку, которая закрыла собой солнышко. Огорчились берёзки. Обняли себя веточками, чтобы согреться, а тут и дождик закапал, вымокли березки до последнего листочка и веточки. Повисли веточки, как плети, испугался ветерок, что березки могут заболеть, разогнал тучи.

Выглянуло солнышко, и березки радостно вздохнули.

Солнце

Воспитатель. Каждый день всходит солнце, чтобы обогреть всю землю. Все рады солнышку! Но пока оно спит. Ночь подходит к концу. Сторож-месяц пошел отдыхать и по пути постучался к солнышку, чтобы оно просыпалось. А солнышко сладко спит. Услышало солнышко, что в дверь постучали, открыло свои глазки, а на улице темно, не хочется вставать. Солнышко зевнуло и снова закрыло глаза. Но время не ждёт, надо будит землю. Солнышко потянулось, встало с кровати, умыло глазки, ротик, щёчки. Взяло расческу и расчесало свои волосики-лучики. Лучики распрямились, ярко засеяли. Солнышко расправило своё платьице и вышло на небо.

Вдохнуло свежий воздух и улыбнулось всем.

Росинки

Воспитатель. Наступило утро. Солнышко ещё дремало. В лесу все спали, только птички проснулись и запели: «Чик-чирик». На травинках проснулись росинки. Они покачались, кивнули птичкам, потянулись, захлопали в ладоши и сказали всем радостно: «С добрым утром!»

Вместе со всеми росинки разбудили злую крапиву. Она выставила свои колючки и обожгла росинки. Сжались росинки от боли, испугались, притихли. Но ветерок сдул росинки с крапивы, и они упали в домик-колокольчик. Удивились росинки, осмотрелись и обрадовались, что рядом нет злюки-крапивы. Голубой колокольчик был очень красивым. Вот таким. Колокольчик закачался и зазвенел: «Динь-дон, динь-дон».

Росинки умыли колокольчик, его стебелёк, лепестки, листочки. Попрощались и покатились дальше.

Из семени в дерево

Ведущий (садовник) предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, спрятать голову и закрыть её руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове, ухаживает.

С теплым весенним солнышком семечко начинает прорастать (поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянут кверху, растет стебелек (тянутся вверх всем телом, появляются веточки с бутонами (разводят руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки).

Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимают кулаки, росток превращается в прекрасный сильный цветок.

Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осматривают себя, улыбается цветам – соседям (улыбаются соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев слегка дотрагиваются до соседей).

Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивают руками, головой, всем телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускают руки и голову, цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (сворачиваются на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет.

После проведения таких занятий уместно организовать трудовую деятельность детей на участке детского сада.

Помогите детям понять себя и других!

Публикации по теме:

«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников».«Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческого воображения у дошкольников». Цель данной работы - собрать воедино из различных источников и адаптировать для детей дошкольного и младшего школьного возраста различные.

Значение конструирования и ручного труда для творческого развития дошкольников Конструирование и ручной труд имеют большое значение для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе. Эти виды деятельности значительно.

Деловая игра для родителей. «Использование приёмов развития творческого воображения».Деловая игра для родителей. «Использование приёмов развития творческого воображения». МАУДО детсад №8 г. Ялуторовска Деловая игра для родителей. «Использование приёмов развития творческого воображения». Цель: Познакомить.

Использование нетрадиционных материалов для развития творческого воображения детей Работа с нетрадиционным материалом интересна как педагогу так и ребёнку дошкольного возраста тем, что она предлагает нечто новое ранее не.

Консультация «Особенности развития творческого воображения мальчиков и девочек шестого года жизни» В жизни ребенка старшего дошкольного возраста воображение, фантазия и проявления творчества играют огромную роль: в этот период происходит.

«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления Модели для развития связной речи, творческого мышления Возраст: 4-7 лет, в зависимости от уровня развития связной речи Могут пользоваться.

Проект «Развитие творческого воображения дошкольников средствами музыкальной деятельности» Проектная деятельность музыкального руководителя МБДОУ №17, детский сад «Ромашка» города Ессентуки, Ставропольского края, Ханазаровой В. А.

Развитие творческого воображенияРазвитие творческого воображения Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста это важная сторона развития личности ребенка. Развивая воображение,ребенок.

Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ»Консультация «Развитие творческого воображения у дошкольников посредством составления текстов сказочного содержания ОТСМ-ТРИЗ» Вопрос развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста интересует многие годы. Творчество может развиваться во всех видах.

Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно-творческого потенциала дошкольников «Комплексный подход и взаимодополнение образовательных областей для развития художественно - творческого потенциала дошкольников» Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Народные промыслы
  • Искусство
Автор публикации:
Нетрадиционные средства развития творческого воображения у дошкольников
Опубликовано: 19 марта 2016 в 23:58
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ через реализацию проекта «Семейные...
На протяжении многих лет коллектив педагогов Тинской школы-интерната работает над обеспечением качественного коррекционно-развивающего обучения, воспитания и...
Фотоотчет о празднике «День леса»
В четверг, 21 марта, в нашем детском саду прошел праздник "День леса". Готовились к этому празднику мы заранее. Беседовали о том для чего людям нужен...
Мастер-класс по изготовлению витража на стекле «Кувшинки»
Витражи переживают свою эпоху возрождения. Цветные картины из стекла всё чаще используются дизайнерами для оформления интерьеров в самом разном стиле. Такая...
Воспитательское мероприятие. Конкурсная программа среди 2 х и 3 х классов «А ну-ка,...
Воспит . Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас вновь в этом зале. Сегодня 1 марта, первый день весны. Ребята, назовите мне весенние приметы. А...
Конспект урока литературного чтения 4 класс «Лебедушка» С. Есенин
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН. «ЛЕБЕДУШКА» Цели: знакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина; показать красоту, напевность, задушевность поэзии С....