Оксана Терновская
Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарование детей –на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Цель работы:
-изучить процесс развития творческих способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе -ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;
Публикация «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
-расширять представления о многообразии нетрадиционных техник;
-совершенствовать технические навыки и умения рисования.
Задачи:
-сформировать у детей изобразительные навыки и умения;
-побудить желание рисовать;
-развивать воображение и мышление;
-побудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру.
Нетрадиционные изобразительные техники - это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе,
чтобы у детей не создавалось шаблона.
Нетрадиционные техники рисования – открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нетрадиционные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционные методы рисования можно использовать не только на занятиях по изодеятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Интерес у детей появляется, когда все занятия проводятся комбинированными.
В результате использования нетрадиционных способов рисования дети приобретают знания, умения, навыки; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда.
Развивающая среда:
Создание развивающей среды имеет большое значение для успешного обучения рисованию. При создании развивающей среды следует учитывать на ряд принципов:
-Принцип дистанции и сближения позиций в общении взрослого и ребенка между собой с целью установления контакта; помещение и расстановка мебели должны быть такими, чтобы удовлетворить возможное желание ребенка уединиться в процессе творчества.
-Принцип стимулирования активности, самостоятельного творчества. Дети не только должны иметь свободный доступ к инструментам и материалам, но и право выбора способов и тем для рисования.
-Принцип стабильности – динамичности развивающей среды, который должен осуществляться в разумной смене и обогащении предметного содержания, его рационального содержания, позволяющем реализовать замыслы в любое время и, по возможности, в различной обстановке.
В уголке ИЗО находятся в достаточном количестве бумага разного цвета, фактуры и формы; цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски, кисти тонкие и толстые, печатки и шаблоны, шаблоны, поролоновые тычки, ватные палочки, баночки для воды, салфетки. Все выше перечисленное хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения. На специальном стенде находятся рисунки детей. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по ИЗО. Имеются также мольберты, ребенок может передвинуть их в любое место. К шкафам свободный доступ.
Рисование пальчиками:
Рисование помогает установить творческий и эмоциональный контакт матери и ребенка, развивать внимание, память, мышление. Кроме того, в процессе творческой работы происходит развитие сенсорики, мелкой моторики, цветовосприятия. Рисование в любом возрасте – это большое удовольствие.
Рисование ладошкой:
Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает творческие возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. И совсем не страшно, если ваш маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получал удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.
Средства выразительности:
пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ватными палочками
Ватные палочки, оказывается, можно использовать не только по их прямому назначению. С их помощью можно еще и рисовать, а в процессе творчества развивать детей, запоминать цвета, знакомить малышей с природой, развивать мелкую моторику, обогащать словарный запас ребенка и еще много всяких полезных функций выполняет этот незамысловатый предмет гигиены.
Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: Акварель или гуашь, палочки, вода, бумага, карандаш.
Способ получения изображения: Карандашом нанесите рисунок на бумагу. Каждую новую краску берите новой палочкой. Заполните точками сначала контур рисунка. Затем весь рисунок заполните точками. Работы, выполненные ватными палочками, очень похожи на рисунки, сделанные раздельными мазками.
Оттиск мятой бумаги:
Средства выразительности:
пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Рекомендации педагогам:
-используйте разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность детей по освоению нетрадиционных техник изображения;
-в планировании занятий по изобразительной деятельности соблюдайте систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности детей;
-повышайте свой профессиональный уровень и мастерство через ознакомление, и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
Работа с родителями по использованию нетрадиционных способов рисования:
Оформление родительского уголка
Консультации:
«Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
«Рисуем с ребенком дома»
Папка-передвижка:
«Рисуем вместе»
«Нетрадиционная техника рисования»
Памятки, рекомендации.
Выставки детских работ
Родительское собрание
- «Использование нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»
Мастер-класс
- «Оттиск поролоном»
Индивидуальные беседы
Выставки совместных семейных рисунков
Привлечение к участию во всевозможных конкурсах рисунков