Лучший педагог года

Нетрадиционные технологии, методы и приёмы оздоровления детей дошкольного возраста

Наталия Корпылёва
Нетрадиционные технологии, методы и приёмы оздоровления детей дошкольного возраста

В нашем районе с 22 по 26 июня прошла юбилейная X Педагогическая Ассамблея "Новому времени-новая школа" с использованием дистанционных образовательных технологий, в которой приняли участие я Корпылёва Н. В. и заведующий МБДОУ-д/с "Чебурашка" Леонова О. Н. Сегодня я познакомлю вас с материалом об опыте нашей работы на тему: "Нетрадиционные технологии, методы и приёмы оздоровления детей дошкольного возраста. " (В рамках работы муниципальной инновационной площадки «Детский сад-территория здоровья»)

Публикация «Нетрадиционные технологии, методы и приёмы оздоровления детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государства.

ДОУ являясь открытой социальной системой, не может быть вне процессов обновления, которые влекут за собой повышение требований к качеству образовательных услуг по различным направлениям развития и воспитания ребенка.

Являясь инновационной площадкой по направлению «Детский сад – территория здоровья» коллектив нашего детского сада продолжает свою работу по достижению намеченной цели и поставленных задач.

Целью своей работы считаем создание необходимых условий, способствующих формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи:

- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросам укрепления здоровья.

- благоустройство и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей.

Деятельность ДОУ направлена на охрану и укрепление психического и физического здоровья детей. Для этого мы используем всем знакомые традиционные формы и методы оздоровления детей, но для того, чтобы поднять интерес и желание вести здоровый образ жизни у дошкольников и их родителей воспитатели решили использовать в своей работе и применять на практике инновационные здоровьесберегающие технологии. О некоторых из них мы сегодня расскажем.

Одной из наиболее интересных, и вызывающих яркий эмоциональный отклик у ребенка, является Су -Джок терапия.

Немного из истории. В конце XX века мир облетела сенсационная весть. Профессор Сеульского национального университета Пак Чже Ву, 30 лет своей жизни посвятивший изучению восточной медицины, разработал оригинальный метод самоисцеления, получивший название «Су-Джок» (в переводе с корейского «су» — кисть, а «джок» — стопа). По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов.

Главное же заключалось в том, что неправильное применение этого метода не способно нанести организму человека никакого вреда, оно просто не дает желаемого результата.

Известен факт, что регулярное воздействие на определенные точки на руках и ногах ребенка активизирует защитную функцию детского организма, стимулирует мелкую моторику рук, способствует сохранению на протяжении длительного времени положительного эмоционального фона в рамках познавательной деятельности ребенка.

На занятиях мы с детьми используем Су- джок стимуляторы в виде шариков разного цвета в комплекте с массажными металлическими колечками. Выполняя игровые упражнения с Су- Джок стимуляторами, дети повторяют небольшие стихотворные тексты и контролируют выполнение самомассажа, в соответствии с текстом. Шариком мы стимулируем точки на ладонях, а массажные колечки надеваем на пальцы, стимулируя точки, труднодоступные для шариков.

За счет использования Су- Джок терапии, кроме оздоровительного эффекта, решаются задачи:

- нормализация общего мышечного тонуса пальцев рук, стимулирование речевых областей в коре головного мозга;

- содействие снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализация общего тонуса организма;

- совершенствование навыков ориентации в пространстве, развитие памяти, внимания.

Примеры игровых упражнений с Су Джок стимуляторами:

1. «Мячик на ладошке» (дети выполняют действия сопровождая их словами).

Я мячом круги катаю,

По руке его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)

«Дорожка»

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

Это лишь некоторые игровые приемы использования элементов Су- Джок терапии с детьми младшего дошкольного возраста, а для более старших детей применяем игры : «Назови пальчик, на который надели колечко», «Сказка «Ёжик», дидактическую игру «Су-Джок дорожки» и другие. Игра «Су-Джок дорожки» была изготовлена своими руками воспитателем Корпылёвой Н. В. и дети с особым интересом играют в неё. Мы стараемся распространять свой опыт работы и делиться с коллегами, поэтому воспитатель опубликовал свой мастер-класс по созданию дидактической игры «Су-Джок дорожки» на Международном образовательном портале MAAM.RU и занял 1-ое место в конкурсе мастер-классов.

https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-sozdaniyu-didakticheskoi-igry-su-dzhok-dorozhki.html

Данные упражнения можно использовать вместо физкультминутки, в любое удобное время как в режимных моментах, так и на прогулке - вариантов множество.

Су-Джок терапия - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины востока и последние достижения европейской медицины.

Сравнение результатов ребят до и после использования на занятиях Су -Джок стимуляторов показывает, что их применение способствует не только улучшению мелкой моторики пальцев рук, но и повышает работоспособность детей в физическом и умственном плане.

Все дети любят играть с песком и поэтому мы используем в своей работе с детьми песочную терапию как один из методов арт-терапии.

«Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Карл Густав Юнг – основатель песочной терапии.

Среди всего разнообразия игр есть та, которая прошла красной нитью через все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объёмнее, чем песочная игра. Это удивительный природный материал, способный передать одновременно многое: ощущение разнообразия природы, возможностей своего тела и сущности жизни вообще с ее текучестью, неожиданностью, множеством форм. Игра с песком выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.

Чему научится ребенок, играя с песком?

• Развитие мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, камешками Марблс, фигурками, песком).

• Дети способны придумывать удивительные сценарии игр, создать на песке интересные сооружение. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

• Проговаривая диалог любимого героя, общаясь с друзьями по игре, задействован важный познавательный процесс – речь.

• Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата.

• Взаимодействуя с коллегами по игре, происходит развитие коммуникативных навыков, которые пригодятся во взрослой жизни.

• Проживая волнующие ситуации, проблемы, страхи, ребенок освобождается от негативных эмоций, переживаний.

• Шумные дети значительно успокоятся, а тихие, неразговорчивые активизируют свои силы и покажут все свои скрытые таланты.

Мы используем игры с песком: «Заборчики», «Волшебные отпечатки на песке», «Фантазийные цветы», «Солнышко лучистое», «Игра на пианино», «Собери грибы», «Секретки», «Угадай-ка», «Страна слов», «Бусы для мамы".

Используя песочную терапию, мы стараемся помогать детям действовать независимо; не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно;

приучать детей к навыкам самостоятельного решения проблем.

Дыхание — это естественная функция человеческого организма. Но чаще всего мы обращаем на него внимание лишь в случае болезни либо каких-то отклонений. Для нас педагогов в работе с детьми разных возрастов - дыхательная гимнастика является важной составляющей деятельности по укреплению здоровья дошкольников.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает основные задачи, это - повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с удлинённым и усиленным выдохом, этого можно достичь произнесением и сочетаний определенных звуков, то есть с помощью звуковых дыхательных упражнений или специальных тренажёров, которые воспитатели совместно с родителями сделали своими руками: «Воздушный футбол», «Сухой аквариум», «Трубящие слоники», «Летающие бабочки». Дети очень любят заниматься дыхательной гимнастикой с использованием этих тренажёров. Своим опытом по изготовлению тренажёра для дыхательной гимнастики «Весёлый ветерок» с коллегами поделился воспитатель Н. В. Корпылёва. Она заняла 1-ое место в конкурсе мастер-классов на сайте MAAM.RU. https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-po-izgotovleniyu-trenazhora-ves-lyi-veterok-dlja-uprazhnenii-po-dyhatelnoi-gimnastike.html

Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4 – 5 лет.

Дыхательная гимнастика оказывает следующее положительное воздействие на организм ребенка.

1. Положительно влияет на обменные процессы.

2. Улучшает дренажную функцию бронхов.

3. Способствует рассасыванию воспалительных заболеваний.

4. Способствует восстановлению кровоснабжения и лимфоснабжения, устранению местных застойных явлений.

5. Налаживает нарушенные функции сердечно - сосудистой системы.

6. Исправляет развивающиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника.

т Психологическая безопасность образовательного процесса - это состояние психологической защищенности ребенка от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и отношению к самому себе. Хотелось бы рассказать вам о нашем опыте организации предметно-пространственной развивающей среды на одном из его элементов – уголка уединения «Сухой дождь», который был изготовлен из разноцветных атласных лент, которые нашиты на полукруг из железного прута. Уголок психологической разгрузки и уединения «Сухой дождь» в группах детского сада – это пространство, организованное таким образом, что находящийся в нем ребенок ощущает покой, комфорт и безопасность. Пребывание в таком уголке снимает стресс, улучшает психофизическое состояние особенно при адаптации ребёнка к детскому саду. Вот в таком чудесном радужном домике ребенок может уединиться или даже спрятаться, если этого требует его эмоциональное состояние.

Для адаптации детей к детскому саду мы применяем сухой бассейн. Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша. Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ. Игры в сухом бассейне укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику, и, конечно же, ребенок получает море положительных эмоций и огромный запас энергии. Игры в сухом бассейне помогают удовлетворить естественную потребность ребенка в движении, стимулируют его поисковую и творческую активность, позволяют чередовать упражнения с отдыхом, а также добиваться качественной релаксации. В сухом бассейне тренируются различные мышечные группы, в том числе и формирующие осанку. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, осуществляется стимуляция тактильной чувствительности.

Эффекты, получаемые организмом ребенка при использовании сухого бассейна:

1. Массажный эффект

2. Сенсорный эффект

3. Закаливающий результат

4. Расслабляющий эффект

5. Тренирующий эффект

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, мы говорим, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии. Именно потому и наши воспитатели используют в своей воспитательной работе сказкотерапию.

Задачи: снижение уровня тревожности и агрессивности у детей, выявление и поддержка творческих способностей, формирование навыков конструктивного выражения эмоций, развитие способностей эмоциональной регуляции в межличностных отношениях.

В нашей деятельности мы используем различные формы работы со сказками.

Среди них такие как:

• Чтение и анализ сказки

• Рассказывание сказки с помощью мнемотаблиц

• Сочинение сказки

• Инсценирование сказки

• Иллюстрирование сказки

• Куклотерапия

Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения; пластику, мимику и речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Святитель Тихон Задонский сказал: «Из всех наук самая главная – познание своей души». Сказкотерапия помогает нашим детям познать себя!

Чтобы научить детей применять и соблюдать меры профилактики такого страшного заболевания как грипп воспитатели старшей группы предложили детям и родителям принять участие во Всероссийском детском оздоровительном конкурсе «Супергерои против простуды и гриппа». Они согласились и работа закипела! Очень помогало в подготовке к конкурсу то, что детям пришлось перевоплощаться в своих любимых сказочных героев, которых они не могли подвести. Дети назубок выучили правила гигиены и успешно применяли их на практике. Родители сообща шили костюмы супергероев, воспитатели других групп готовили атрибуты и украшения для оформления зала, а дети с воспитателем учили движения танца супергероев, проводили беседы о гигиене, о закаливании и правильном питании, делали поделки и рисовали рисунки на конкурс. Соревновательный дух и подготовка к конкурсу сплотили детей, коллектив ДОУ и родителей в единую команду, а самое главное научили детей вести здоровый образ жизни, применять навыки гигиены в жизни! Такие конкурсы очень нужны!

Проектная деятельность уже много лет применяется в нашем детском саду и в рамках Муниципальной инновационной площадки «Детский сад-территория здоровья» мы реализуем проект «Экологическая тропа». Всем известно, что плохая экология негативно отражается на здоровье человека и при реализации проекта мы даём детям понять, что загрязнение окружающей среды, плохое отношение к природе приведёт к тому, что люди чаще станут болеть.

«Экологическая тропа» состоит из остановок, среди которых есть остановки здоровьесберегающего направления. Например «Беседка здоровья», где находятся тренажёры для дыхательной гимнастики «Летняя полянка» и психологической разгрузки «Радужный дождик». Дети на свежем воздухе под руководством воспитателей развивают свою дыхательную систему и весело проводят время. Следующая остановка «Тропа здоровья» состоит из ячеек, которые наполнены сосновыми шишками, камешками, керамзитом, песком, плодами каштана. Дети с удовольствием ходят босиком по «Тропе здоровья» и массажируют ступни ног. Босоножие полезно для профилактики плоскостопия. Многочисленные рецепторы, расположенные на подошве, посылают огромное количество нервных импульсов в головной мозг. В дальнейшем эта энергия насыщает нервную, эндокринную, сердечно – сосудистую, дыхательную, выделительную и другие системы организма.

Муниципальная инновационная площадка «Детский сад-территория здоровья» продолжает свою работу по оздоровлению детей, но уже сейчас можно сказать о положительных результатах использования в работе ДОУ нетрадиционных технологий, методов и приёмов. Это связано с уменьшением заболеваемости дошкольников и увеличением посещаемости в ДОУ с 87% до 90% .

«Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения».

Мы всем желаем крепкого здоровья!

Список литературы.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии : учебно- методическое пособие, 2009.

2. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78 -82.

3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед — 2010. №1. — с. 36-38

4. Пак ЧжэВу Вопросы теории и практики Су Джок терапии: Серия книг по Су Джок терапии / ЧжэВу Пак — Су Джок Академия, 2009 — С. 208

5. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании/под ред А. А. Майера. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 192с.

6. Сайт MAAM.RU

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы артпедагогики в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Человечество не стоит на месте, а ищет новые пути развития, совершенства. Детский сад является зеркалом общества, и поэтому появляются все.

Нетрадиционные методы работы с родителями Здравствуйте Уважаемые коллеги. Тема доклада: «Нетрадиционные методы работы с родителями» Подготовила: Иванец Г. С. Фгос предполагает.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация логопеда «Игровые приёмы, используемые в работе педагога с детьми дошкольного возраста» Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Мастер-класс «Нетрадиционные методы рисования» Я хочу предложить вам свой мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Они увлекательны и напоминают игру. Использование необычных.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Нетрадиционные технологии в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные технологии, методы и приёмы оздоровления детей дошкольного возраста
Опубликовано: 30 июня 2020 в 21:02
+132Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 45.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД