Папки-передвижки

Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе» (2 фото)

СУСАННА СЕРГЕЕВНА ВАНЯН
Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»

Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе

ВАНЯН СУСАННА СЕРГЕЕВНА

/СРЕДНЯЯ ШКОЛА №3 ИМ. А. ГРИБОЕДОВА ГОРОДА СТЕПАНАКЕРТА/

НЕТРАДИЦИОННЫЕ УРОКИ ПО КУРСУ РУССКОГО ЯЗЫКА В 4-ОМ КЛАССЕ

/МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА/

СТЕПАНАКЕРТ-2018

-2-

ПЛАН :

Введение

Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе.

Заключение

Использованная литература

Приложения

-3-

Публикация «Методическая разработка „Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе“» размещена в разделах

Введение

Одна из серьёзнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие,неумение правильно, логично выразить свою мысль. Русский язык считается одним из трудных школьных предметов. Поэтому обучению русскому языку в начальной школе уделяется большое внимание. Очень важно сделать так, чтобы процесс обучения не превращался для учеников в скучное и однообразное занятие. Спросите у любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. И как он будет учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только отличные отметки. К сожалению, приходится наблюдать, что уже к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня,проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов обучения, которые лежали бы в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения. Ведь наличие у учеников интереса к предмету является предпосылкой для появления более сложной его разновидности - познавательного интереса. Нетрадиционными могут быть и организационный момент, и ход урока, и физминутка. Это зависит от профессионализма и творческого таланта учителя. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

-4-

ТЕМА:”СКЛОНЕНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ”

Цель урока :углублять знания детей об имени существительном как части речи,формировать умение склонять имена существительные в единственном числе. Познакомить с приёмами распознавания падежей.

Задачи урока :

-обобщить понятие «склонение имён существительных»;

-формировать умение определять падеж имён существительных в тексте;

-развивать орфографическую зоркость,мышление,творческие способности;

-вызвать чувство интереса к изучаемой теме,пробудить у учащихся уважение и любовь к русскому языку;

-формировать универсальные учебные действия.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель :Сегодня у нас необычный урок.

Девиз урока /Дети/ :

Ни шагу назад.

Ни шагу на месте,

А только вперёд,

И только вместе!

Один мудрец сказал:

Когда я слышу-я забываю.

Когда я вижу-я запоминаю.

Когда я делаю-я понимаю.

К чему призывают эти слова-как можно больше работать.

И мы сразу же приступаем к работе.

-5-

Ребята,тему урока вы подскажете,я думаю,сами после выполнения чистописания.

2. Чистописание. /На доске написаны первые буквы названий падежей/-

И,Р,Д,В,Т,П. /Дети собирают слово «падежи»/.

Учитель:Правильно,мы написали первые буквы названий падежей,значит,будем изучать падежи. Тема нашего урока-«Склонение существительных».Но сначала давайте отправимся в государство «Части речи»,в котором есть несколько городов. Подскажите их названия.

/Дети перечисляют части речи/.

Учитель:Сегодня отправимся в путешествие по одному из этих городов,а по какому-узнаем, выполнив следующее задание:

3. Орфографическая минутка:

На доске:г_рой,в_гон,в_кзал,адр_с,тр_мвай,г_зета,мес_ц,ж_лтый, с_нтябрь,_ктябрь,н_ябрь.

Учитель:Вставьте пропущенные буквы и найдите «лишнее» слово.

Дети:Лишнее слово-«жёлтый».Это имя прилагательное,а остальные слова-существительные.

Учитель:Значит,отправляемся в путешествие по городу «Существительное».

4. Путешествие по городу «Имя существительное».

/Вывешивается таблица/./ПРИЛОЖЕНИЕ №1,стр. 15/.

Дети дают определение имени существительного,называют его признаки-род,число, одушевлённость/неодушевлённость и другие. А ещё существительные изменяются по падежам.

Учитель:Правильно,вы уже знакомы со склонением. Давайте просклоняем слова «ученик», «звонок».

5. Работа у доски. /Вышеуказанные слова склоняют два ученика с комментированием/.

-6-

6. Новая тема.

Учитель:Какая часть изменилась?/Окончание-отвечают дети/.Значит,изменение окончаний существительных по вопросам –это изменение по падежам, или же склонение. Ребята,легко просклонять существительные по вопросам. А если существительное уже стоит в форме какого-либо падежа в предложении,как будете определять падеж?

На доске: Мама взяла книгу у девочки.

Мама дала книгу девочке.

Дети ответили на вопросы –чем похожи и чем отличаются эти предложения?

Учитель:Назовите существительные в первом и втором предложениях. Вчём отличие?

Дети:«Девочки»,«девочке»-одно и то же существительное,но разные окончания.

Учитель:Правильно,так как падежи разные. Как же определить падеж имён существительных?

После объяснения вводится правило:чтобыузнаь /определить/ падеж имени существительного,нужно найти главное слово/слово-командир/,задать вопрос и по вопросу,окончанию,предлогу,роли в предложении определить падеж.

7. Работа по учебнику. /Выполняется с комментированием упражнение №110 на странице 61/.Дети составляют из слов предложения,определяют падеж существительных-с комментированием.

8. Физкультминутка.

Учитель:Ребята,давайте немного отдохнём. Я буду называть существительные:если существительное мужского рода-руку поднимают мальчики,женского рода-девочки,среднего рода-хлопок. Слова:дочь,перо,ключ,плащ,луч,рожь,полночь,мелочь,молчание,

метро,стриж,не-бо,вещь,солнце.

-7-

9. Развлекательная сценка «Падежи».

Учитель/в его роли ученица/ :Тигран,выйди к доске,прочитай рассказ, который записан на доске.

Ученик:Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал,а потом дал обещание исправиться.

Учитель:Прекрасно!Подчеркни все имена существительные. Готово?Определи,в каких падежах стоят эти существительные. Понял?Начинай.

Ученик:Папа,мама-кто?что?Этородители. Значит,падеж родительный.

Ругали кого?чего?-Вову. Вова-это имя,значит,падеж именительный.

Ругали за что?-за плохое поведение. Видно,натворил что-то,значит,у «поведения» творительный падеж.

Вова молчал виновато. Значит,здесь у «Вовы» падеж винительный.

Ну,а «обещание»,конечно,в дательном падеже,раз Вова его дал.

Вот и всё!

Учитель:Да-да,разбор получился оригинальный. Неси-ка дневник,Тигран.

Интересно,какую отметку ты предложил бы поставить себе?

Ученик:Какую?Конечно, «десятку»!

Учитель:Значит,«десятку».Кстати,в каком падеже ты назвал это слово- «десятку»?

Ученик:В предложном.

Учитель:В предложном-почему же?

Ученик:Ну,я же её сам предложил.

10. Работа в парах.

-8-

Учитель:Отдохнули и за работу. На каждой парте лежит карточка,на которой написано словосочетание. Вы должны определить падеж существительных и записать рядом. Закончите-вложите в тетрадь.

Образцы карточек:

№1

Пошёл в школу /___ /

Идёт дождь /___/

Рисует карандашом /___/

Взял у девочки /___/

Подумал о маме/___/

Подошёл к доске/___ /

№2

Срывает с деревьев /___ /

Ползут по небу /___ /

Кричат журавли /___ /

Шевелится под ногами /___ /

Сидит на стуле /___ /

Вызвала к доске/___ /

11Самостоятельная работа. /По вариантам/.

Выполняются упражнения из учебника /1-ый вариант-№111,2-ой вариант-№112/.

/Сбор тетрадей для проверки /.

12. Проблемные ситуации.

-А что будет,если исчезнут падежи?

-9-

На доске:Мама ест каша. Папа читает газета. /Работают два ученика/.

Вывод:дети исправляют окончания имён существительных и делают вывод-речь была бы непонятной,неграмотной.

-Откуда появились слова «падеж», «склонение»?/Ответ дети готовили по Интернету/.

Ответы детей:

1. Слово «падеж» в переводе с греческого означает «падать»-падать вниз перед главным словом;

2. Греческие учёные заметили,что имя существительное имеет прямую /основную/ форму-именительный падеж-и косвенную,тоесть,какбы,отклоняющуюся от прямой. Отсюда и термин «склонение»-изменение по падежам.

-Количество падежей в других языках.

Ответы:

1. В армянском языке 7 падежей,в финляндском-15 падежей,в венгерском языке-25,в китайском нет падежей. А в табасаранском/одном из 14-ти государственных языков Дагестана,Россия/-48 падежей;этот язык,как самый трудный,внесён в книгу рекордов Гиннесса.

Учитель:Кто хорошо понял новую тему и сможет вставить слова в нужном падеже в текст на доске?

Текст:

Лиса-хитрый зверь.

У /кого?/ ___ пушистый хвост?

/Кому?/ ___ тепло зимой?

Охотник выследил /кого?/.

Заяц не любит встречаться с /кем?/___?

/О ком?/ народ сложил сказки?

-10-

/Ученик самостоятельно выполняет задание и отвечает на дополнительные вопросы учителя/.

13. Обобщение.

Учитель:Давайте проверим сами себя-как усвоили новую тему. Соберём таблицу падежей.

Дети читают стихи про падежи,одновременно заполняя правильными карточками таблицу на плакате. /ПРИЛОЖЕНИЕ №2,стр. 16/

1-ый ученик:

Есть шесть братьев- падежей.

Нет на свете их дружней.

Согласованно живут

И порядок стерегут.

2-ой ученик:

Именительный падеж-

Самый главный он из всех!

На вопросы кто?что? отвечает,

Подлежащим в предложении бывает.

3-ий ученик:

А теперь падеж родительный,

Он не менее значительный.

Нет кого?чего?-волнуется

И с предлогом в рифму согласуется/около,с,для,без,от,из,до,у,вокруг,кроме,после/.

4-ый ученик:

Дательный падеж-добряк,

-11-

Всё стремится делать так:

Дать кому?чему?Быстрей-

По,к/а/-предлогов нет дружней.

5-ый ученик:

Винительный падеж всегда любуется,

Вижучто?кого?-волнуется,

Через,в и на,за,про-с предлогом согласуется легко.

6-ой ученик:

Творительный падеж вещает,

Гордиться кем? И чем? Решает,

Предлоги между,с и над,за,под-

Со словами дружбу бережёт.

7-ой ученик:

Предложный вам сулит успех,

О ком? о чём?-он думает о всех.

Предлоги он свои не забывает:

При,в,об,о,на –он громко восклицает.

14. Рефлексия.

У детей карточки трё х цветов:зелёного цвета-всё понял,жёлтого-кое-что неясно,красного-надо ещё потрудиться.

Дети поднимают карточки после слов учителя.

Учитель:Урокполезен,всё понятно /зелёная карточка/.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно /жёлтая карточка/.

-12-

Ещё придётся потрудиться. Да,трудно всё-таки учиться /красная карточка/.

15. Выставление оценок детям.

16. Дача домашнего задания-повторить правила.

-13-

Заключение

Младший школьник имеет специфические возрастные особенности, неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образцового мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов.

Нетрадиционные, нестандартные уроки отвечают стремлению учителя развивать творческое мышление школьников через интерес к познавательному общению, к уроку, к школе. Проведение таких уроков является проявлением творчества самого учителя, который стремится выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса.

По нашему мнению,проведённый нетрадиционный урок русского языка в четвёртом классе,однозначно,был полезным и результативным по всем параметрам.

-14-

Использованная литература:

1. Иванов М. Г. Дифференцированное обучение младших школьников. -«Начальная школа»,1994 год,№11.

2. Крылова О. Н. Разработки по русскому языку. Москва,2008.

3. Рамзаева Т. Г. Русский язык. Москва,2012.

4. Рогановский Н. Дифференцированное обучение /в школе/-как его осуществить?-«Народное образование»,1991 год,№3.

5. Яковлева Е. В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками. -«Начальная школа»,2004 год,№5.

6. Интернет.

-15-

ПРИЛОЖЕНИЕ №1/к стр. 5/

ТАБЛИЦА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

-16-

ПРИЛОЖЕНИЕ №2/к стр. 10/

ТАБЛИЦА «ПАДЕЖИ»

-17-

ОГЛАВЛЕНИЕ

План с. 2

Введение с. 3

Содержание нетрадиционного урока по теме «Склонение имён существительных» в 4 классе. сс. 4-12

Заключение с. 13

Использованная литература с. 14

Приложения сс. 15-16

Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Фото «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Публикации по теме:

Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения»Фотоотчёт об уроке-исследовании русского языка в 4 классе «Личные местоимения» С целью познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного.

Конспект занятия и презентация урока русского языка в 4 классе «Время глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Время глагола Цель: обобщение знаний и умений учащихся по теме «Изменение глаголов по временам». Задачи:.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Различие падежей» Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" Цели урока: 1. Закрепление умения определять у существительного падеж, по вопросу и.

Конспект урока русского языка в 5 в классе Тема: Урок-закрепление. Цели: 1. Закрепить умение детей различать слова, обозначающие название, действие и признак предмета, правильно.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Однородные члены предложения» Тема урока. Однородные члены предложения. 3 класс школа 2100 Солнце радостно проснулось, Осторожно потянулось, Лучикам пора вставать И.

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание приставок» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Чиликарская основная общеобразовательная школа» Хивский район. Республика Дагестан.

Разработка урока русского языка в 4 классе «Правописание имён существительных в родительном падеже» Тема урока: «ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ» Цели: • Развивать навык правописания имен существительных в родительном.

Урок русского языка во 2 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в 3 классе «Глагол» Тема. Глагол. Задачи урока: 1. Образовательные: конкретизация полученных знаний о глаголе. • учить детей сопоставлять вопрос, на который.

Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных» ТЕМА: Род имен существительных. ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства учащихся с родом имен существительных. ЗАДАЧИ: 1. Создать условия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Нетрадиционные уроки по курсу русского языка в 4-ом классе»
Опубликовано: 15 апреля 2018 в 18:35
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД