Ирина Рощупкина
Конспект НОД «Царство лекарственных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Царство лекарственных растений.»
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Задачи: Учить детей узнавать и правильно называть лекарственные травы (4-5 видов). Расширять знания о пользе и применение лекарственных растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных трав. Воспитывать умение правильно вести себя на природе.
Публикация «Конспект НОД „Царство лекарственных растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Словарная работа: настои, отвары, лекарственные травы.
Предварительная работа. Выращивание лекарственных трав на участке. Сбор лекарственных растений, подготовка их к употреблению. Беседа о лекарственных травах. Разучивание стихов, загадок.
Материал и оборудование. Засушенные пучки лекарственных растений, пакеты с травами, отвар шиповника, тв, стихи, музыка.
Ход занятия.
Дети сидят на стульях.
Раздается стук в дверь. Входит Коза с корзинкой.
Коза. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам за помощью. Была в лесу, собрала много растений, а как они называются, полезны ли они для моих козлят не знаю. Помогите мне.
Воспитатель. Давайте поможем Козе и назовем растения, которые она собрала. (Педагог берет из корзинки растения, показывает их детям, называет: ромашка, зверобой, мать-и-мачеха, душица, подорожник). Послушайте стихотворение «Что растет?» .
На лугу растут ромашка,
Лютик едкий, клевер-кашка.
Что еще?
Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ – как елка.
А еще?
Подорожник, васильки,
Граммофончики-вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых!
Разноцветных и душистых!
Все эти травы составляют «Зелёную аптеку.» Кто мне объяснит, что означает «зелёная аптека»?
Воспитатель. Лечебные травы (растения) применялись издавна, и лечение травами имеет глубокие корни, уходящие в историю человечества. А теперь давайте разберёмся, какими лечебными свойствами обладают наши травки!
Показ слайда №1-ромашка.
Цветы ромашки собирают летом, когда они цветут. Растет она на лугах. Отваром ромашки полощут горло при ангине. Она является хорошим антисептиком.
Ромашка (ребенок)
У лекарственной ромашки
Глазки, словно у Наташки-
Круглые, с ресничками,
Листики - косичками.
Если горло заболело,
Мы ее заварим смело,
Будем горло полоскать,
Чтоб здоровенькими стать.
Слайд№2 –душица
Душица растет на лугах и в лесах. Верх стебля с цветами душицы собирают в течение лета. Из нее заваривают успокоительный вкусный чай.
Душица (ребенок)
На солнечной опушке
Душица расцвела,
Алешке и Валюшке
Цветов своих дала.
«Здоровья набирайтесь, -
Сказала им она, -
Простуде не сдавайтесь,
Когда придет весна».
Слайд№3-подорожник.
Растет подорожник вдоль дорог и тропинок, на лугах. Собирают листики подорожника весной и в начале лета. Листья подорожника прикладывают к ране, чтобы остановить кровь. А ещё его отвар пьют при бессоннице.
Подорожник (Пятый ребенок)
Растет на поле вдоль дорожек
Чудесный доктор — подорожник.
Я вам сейчас открою тайну –
Он здесь дежурит не случайно!
Порежешь палец — он поможет.
Царапинку полечит тоже.
Собьешь коленку — не беда!
Зеленый доктор здесь всегда!
Слайд№ 4-зверобой.
У зверобоя прямой, ветвистый стебель, листья небольшие, Посмотрите на цветы. Они золотисто-жёлтые, пятилепестковые, собраны в соцветия, похожи на метёлочки. Расцветает растение в конце июня и цветёт до конца августа. Применяют его настои при заболеваниях желудка и для лечения дёсен.
Зверобой (ребёнок)
За горою рос герой –
золотистый зверобой…
Это не охотник
и не лиходей,
Он от хвори лечит
взрослых и детей
слайд №5-мать-имачеха
Как только пригреет весеннее солнце, на проталинах появляются первые неброские желтые цветки – это зацвела мать-и-мачеха. Растение вездесуще, его можно увидеть на газонах и в скверах крупных городов, вдоль заборов на деревенских улицах, у обрывистых берегов рек и ручьев, на склонах холмов. Настоями, отваром и соком растения лечат кашель и простуды у детей.
Мать-и мачеха (ребёнок)
Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега - и цветут!
Коза. Оказывается все эти растения мне знакомы, только я их не различала и не знала об их полезных свойствах. Сейчас я спокойна за моих козлят, заранее соберу лекарственные растения.
Воспитатель. Коза,у тебя тут в корзинке ещё есть шиповник. Все дети знают, что чай из шиповник укрепляет наш иммунитет, т. к. богат витамином С. Ребята, давайте сделаем отвар шиповника и угостим им козу! (заваривание шиповника). Ещё с ним можно поиграть. (Выкладывание узора шиповником).
Ребята, пока заваривается чай, давайте сходим на полянку, где растут травки (релаксация на коврике).
Дети, а давайте научим Козу, как собирать и хранить наши лекарственные растения.
Дети. Собираем далеко от дороги, вдоль дороги нельзя собирать. Желательно после дождя, но уже высохшие растения, тогда они бывают чистыми. Сушить их надо в хорошо проветриваемом помещении. Хранить лекарственные растения нужно в сухом, желательно в темном месте.
Коза. А что можно приготовить из сухих растений? (Настойки и отвары.)
Воспитатель. Лекарственные растения можно купить и в аптеке. Там они упакованы в пакеты, коробочки, прессованы в брикеты.
Воспитатель. Послушайте задание: я буду описывать лекарственное растение, а вы должны найти его на своих картинках и показать.
Белая - пребелая!
Скромная - несмелая.
Летом расцветает,
Кто ж её не знает?
Погадаем мы с Наташкой
На застенчивой.. (Ромашке)
Появись на пригорке желтенькие точки,
Это солнцу улыбнулись первые цветочки (мать-и мачеха)
Я на луг с утра пошёл,
Травку нужную нашё л:
Мелкий, жёлтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (зверобой).
Нам он - как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук
-Молодцы, ребята!
Педагог предлагает детям выпить напиток.
Коза. Спасибо вам, дети, как много я узнала про лекарственные растения, вдоль которых я ходила каждый день. Пойду я к своим козлятушкам и научу их узнавать лекарственные полезные растения. До свидания! (Уходит)
Воспитатель. Мы рады, что смогли помочь Козе. Ребята, молодцы! Теперь вы сможете помочь и себе и другим при сборе лекарственных растений.