Марина
НОД «Есть в травах и цветах целительная сила». Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениями
▼ Скачать + Заказать документы
НОД . Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениями
Целевые прогулки летом и наблюдения во время них позволяют углубить знания и представления детей уже о знакомых лекарственных растениях, которые произрастают на участке группы и территории детского сада. Дают возможность познакомить детей с новыми видами лекарственных растений и рассказать о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
Публикация «НОД „Есть в травах и цветах целительная сила“, Методика проведения наблюдений с детьми за лекарственными растениями» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Прогулка. Лекарственные растения
- Прогулка. Наблюдение за цветами
- Растения. Изучаем мир растений
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2016
Наблюдениям на целевых прогулках предшествовала работа по теме на занятиях – беседы о целебных свойствах лекарственных растений, встречи с Лесовиком и доктором Айболитом. Ребята с большим интересом просмотрели видеофильм о лекарственных растениях. Во время посещения медицинского кабинета, медсестра познакомила детей с лечебными сборами лекарственных трав. На кухне мы с ребятами наблюдали за приготовлением «Витаминного напитка» из плодов шиповника и угощались им. Ребята познакомились со сказкой П. А. Синявского «Про лекарственные растения», переживали за главного героя, трудолюбивого муравья, который повредил ногу и вместе со всеми лесными жителями высказывали предположения, как с помощью лекарственных растений вылечить муравья. Из сказки Р. Белой «Спор лекарственных растений» ребята узнали о том, какие болезни можно вылечить с помощью различных лекарственных растений.
Целевые прогулки по ознакомлению детей с лекарственными растениями проводим периодически, да и просто, наблюдая за растениями, рассказываем детям и об их целебных свойствах.
Во время наблюдений используем дидактические игры «Доскажи словечко», стихи – загадки, в которых описывается не только внешний вида растения, но и его целебные свойства. Предлагаем детям самим составить небольшой описательный рассказ о растении.
«Завёрнутый в зелёный лист, растёт цветок в глуши нетронутый, Прохладен, хрупок и душист!»
«Вдоль дорожек его встретишь, ранки, ссадины излечишь. Сорвёшь листочек осторожно. Кто нас излечит… (подорожник)».
«Коль дитя вдруг простудилось, горло сильно воспалилось, Мама даст ребёнку в чашке чай из цветиков (ромашки)».
«В поле хвощ растёт повсюду, он – лекарственное Чудо! Возвращает силы, мощь – вот такая травка хвощ!»
«С земляникой чай попил и здоровье возвратил!»
«Кисть ягоды прекрасная и чёрная и красная, Я достать её боюсь – о шипы вдруг уколюсь, но уважаю с детства Сердечное средство!»
«Всех крапива согревает, как рукою боль снимает!»
«Семена, как ноготки, жёлто – красные цветки. От горла помогают – кто же их не знает».
«На пустырях и на дорогах с соцветьем беленьким сорняк, Но изучив все его свойства, вы может, взгляните не так, Кровотеченье остановит! В Китае он – салат к столу!»
«А цветок – то, медок. Лечит от гриппа, кашля и хрипа!»
Шиповник. Плоды шиповника помогают укреплять организм.
Рябина. Плоды рябины помогают лечить болезни сердца и лёгких.
«Её ты встретишь всю в цветах, похожих чем – то на горошек. Оставит от ожога след – её соцветья ядовиты!» Настой из пижмы поможет вылечить желудок.
«Расправит свой ажурный листик король всех трав… (тысячалистник)».
Черёмуха. Настой из спелых ягод заваривают в чай при расстройстве желудка. Настой из листьев – при болезни лёгких.
Игровое упражнение «Помоги подружке».
«Вкусен чай и ароматен, с ней он лёгок и приятен. Листочки сорваны, помяты, что ты вдыхаешь – Запах мяты!»
Листья мяты взяли в детский сад – будем угощаться ароматным чаем!
Ребятам было интересно узнать о том, что люди давно заметили, что больные животные уходят из дома, чтобы найти какую – травку, а съев её – они выздоравливают. Ещё люди поняли, что некоторые растения могут исцелять, а некоторыми можно отравиться, поэтому незнакомые растения нельзя трогать, срывать и нюхать.
Лекарственные растения могут собирать только взрослые, они сушат их и делают капли, настои, сиропы и мази. Собирают лекарственные растения только в сухую погоду, когда уже исчезла роса и растения должны быть чистыми, на них не должно быть грязи и пыли.
Во время целевых прогулок проводим блиц – опросы на закрепление знаний о лекарственных растениях :
- Какие лекарственные растения растут на участке детского сада?
- Почему нельзя срывать, брать в руки и в рот незнакомые растения?
- Какие растения помогают вылечиться при простуде?
- Листья каких растений лечат ссадины и царапины?
- Какие растения помогают укреплять организм?
- С каким растением встречается каждый, кто любит чистить зубы?
Продумывая целевые прогулки, стараемся не загружать внимание детей длительными объяснениями и рассказами, чтобы детям не было скучно, все наблюдения связываем с детской деятельностью – выполнение не сложных трудовых и игровых заданий.
Всем коллегам большое спасибо за внимание и поддержку!