Татьяна Смирнова
Конспект итоговой интеграционной НОД «Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о казаках Ставропольского края.
Задачи:
Образовательные:
• Пополнить знания детей о жизни, традициях и обычаях казачества.
• Закрепить знания и умения детей:
- о быте, традициях казаков;
- женской и мужской казачьей одежде и обуви;
Публикация «Конспект итоговой интеграционной НОД „Путешествие по казачьим станицам Ставропольского края“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика, область, край. Список городов
- Ставропольский край, Ставрополь
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2017
- казачьих станицах Ставропольского края;
- традиционных блюдах;
- строительстве казачьих домов – куреней;
- об обязанностях в казачьих семьях.
• Активизировать словарный запас: кохта, чувяки, ичиги, бешмет, черкеска, бурка, папаха, узвар, пампушки, джигитовка, кизяки, саман, курень, балясы, ставни, глинобитные полы.
Развивающие:
• Развивать интерес к историческому прошлому, вызывать желание у детей знакомиться с жизнью терских казаков.
• Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки;
• Продолжать развивать мыслительную деятельность, память и речь, активность, внимание.
• Развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа через пословицы, поговорки, песни, пляски, сказки, подвижные игры.
• Воспитывать интерес к истории Ставрополья, чувство гордости за свой народ.
• Воспитывать уважительное отношение к людям старшего поколения.
Предварительная работа:
• Рассказы воспитателя, беседы: «Кто такие казаки?», «Почему казаки разные?» (история возникновения Терского казачьего войска, «Казаки защитники Отечества», «Бабушкина скрыня» (одежда казаков и казачек, «Станица», «Курень», «Светлая горенка» (убранство куреня, «Свой дом всего краше» (казачье подворье, «Чем занимались казаки?», «Традиции казачьей кухни», «Традиции в воспитании казачат (мальчиков)», «Воспитание казачек (девочек)», «Казачка» (о трудной жизни, обязанностях, о характере, «Генерал А. П. Ермолов», «Джигитовка», «День матери-казачки», «Православный праздник –Рождество», «Светлый праздник – Пасха», «Масленица».
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, казаков (одежда, оружие, курень, подворье, храмы, жизнь казаков в прошлом, сейчас).
• Рассматривание макетов «Курень», «Светла – горенка».
• Заучивание пословиц и поговорок о казаках, коне, любви к Родине и Отчизне.
• Разучивание колядок.
• Знакомство с творчеством поэтов С. Рыбалко, М. Ходырева.
• Чтение казачьих сказок : «Белый конь», «Виноградная лоза», «Доброе сердце дороже красоты», «Митяй – казак бесстрашный», «Орел и карта».
• Драматизация по мотивам сказок «Каша из топора», «Митяй – казак бесстрашный».
• Подвижные игры: «Просо», «Звонок», «Кулючки»,«Джигитовка», «Кто первый шашку возьмет», «Сбей кеглю плеткой», «Напои коней», «Кто быстрее перенесёт воду».
• Дид /игры «Одень казака (казачку)», «Выбери казачий костюм», «Построй курень», «Сложи картинку» (разрезные картинки, «Подбери продукты для разных блюд», «Поставь мебель в курене» ( классификация: казачья и современная).
• Рисование: «Красавицы – казачки», «Казак», «Казачий курень», «Станица», «Малиновый перезвон», «Казак без коня – не казак».
• Лепка «Традиционные казачьи блюда».
• Прослушивание ауди - записей Кубанского казачьего хора, песен «Бравый атаман», «Едут, едут по Берлину наши казаки».
• Разучивание песни «Казачата».
• Разучивание хоровода «Ой, при лужку, при лужке»
Работа с родителями:
• Оформление книжек – малышек пословиц и поговорок с их описанием.
• Составление семейного генеалогического древа с целью выявления есть ли в роду казаки.
• Изготовление костюмов в народном стиле.
Материалы и оборудование
1. Курень - 5 шт. по количеству станиц
2. Карта Ставропольского края (станицы) на портупеи.
3. Записки (вопросы для гостей)
4. Лошадки – 3шт.
5. Дуга с лентами (повозка) – 1 шт.
6. Записки с пословицей «Без корней нет ветвей, а без истории нет будущего».
7. Ноутбук.
8. Запись: Цокот копыт, песня «Ой, при лужку, при лужке».
Дидактическая игра «Одень казака и казачку»
1. Магнитная доска
2. Магниты.
3. Набор картинок женской и мужской казачьей одежды.
Станица Суворовская
1. Печка
1. Каравай
2. Рушник
3. Поднос
4. Стол с казачьими блюдами.
Станица Александрийская
1. Дидактическая игра «Построим курень».
2. 2 стола.
Станица Бекешевская.
1. Очки.
2. Шаль.
3. Книга (большая, толстая) с загадками.
4. Стулья по количеству детей.
Станица Георгиевская.
Дидактическая игра «Чем занимались казаки и казачки?»
(Текст)
Станица Горячеводская.
1. Сабли - 2 шт.
2. Коромысла - 2 шт.
3. Ведра - 4 шт.
4. Плётка.
5. Султанчик.
ХОД:
Под кубанскую песню: «Распрягайте хлопцы коней» дети входят в группу, становятся полукругом перед гостями.
Восп. Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем их.
Дети хором: Здравствуйте, гости дорогие!
Гость на пороге – хозяину радость!
Гостям предварительно раздать записки с вопросами с №.
Они задают детям вопросы:
1. Вы так необычно одеты. Почему?
(Потому что мы сегодня казаки и казачки).
2. Интересно, кто такие – казаки?
(Это вольные люди. Они защищали границы России).
3. Какими были казаки?
(Они любили свободу, были сильными, смелыми, мужественными, отважными, умными)
4. Где казаки проводили большую часть своей жизни?
(На службе, в боях, в походах)
5. Какую одежду казаков вы знаете?
Воспитатель: Сейчас мальчики назовут и покажут одежду казаков, а девочки покажут, в какую одежду одевались казачки. Дети, подойдите к столу, выберите одежду - мальчики для казаков, девочки – для казачек.
Дид/ ига «Одень казака, казачку».
(У меня юбка с оборкой. А у меня кофта с басочкой и т. д.)
Восп. : Казачата, осмотритесь
По сторонкам оглянитесь.
Хаты, курени, пшеница
Хлеб румяный золотится.
Солнце на небе смеётся,
Как наш край родной зовётся?
( Дети: Ставропольский край).
Восп. А как же называются поселения, в которых жили и живут казаки? (Станицы).
Ставропольский край – казачий край.
В Ставропольском крае находится много казачьих станиц, назовите их. (Георгиевская, Горячеводская, Бекешевская, Суворовская, Александрийская, Михайловская, Незлобненская)
Сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в прошлое, побывать в первых казачьих станицах. Посмотреть, как жили наши предки, как трудились, как отдыхали.
• Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?
• (А ты как думаешь? Кто думает по-другому?
• Кто догадался, на чём путешествовали казаки? (На конях)
Восп. Вы правы. Говорят: «Конь и казак не разделимы».
Конь был незаменим и в хозяйстве и в походах.
• Кого нам ещё понадобится для путешествия?
• Кто главный у казаков? (Атаман).
• Какого казака выбирали в атаманы?
(Самого смелого, справедливого, отважного казака).
• А мы кого мы выбрали в атаманы? Почему?
• Атаман выходи! (Предварительно выбранный ребёнок).
Поможет совершить путешествие карта Ставропольского края.
Атаман, в какую первую станицу мы поскачем?
«Атаман» читает название станицы по №1 – Суворовская.
Дает команду: Казаки! По коням! Казачки – в тележки. Поскакали!
1. СТАНИЦА «СУВОРОВСКАЯ».
Встречает казачка (девочка).
Приветствует: «Здорово, казаки!»
Казаки : «Здорово!»
Казачка : Дорогих гостей встречаем круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим, поклонясь, отведать просим…
(вручает каравай атаману).
Воспитатель: Казаки хлебосольные, гостеприимные люди. Всегда принимали путников в своих домах. Накормят, напоят, обогреют.
Хотите побывать в казачьем доме?
Приглашай хозяйка казачат в курень.
Хозяйка: Проходите гости дорогие в курень.
Вос-ль: Ребята, как вы думаете, какими традиционными казачьими блюдами нас может угостить казачка? (Борщом, пирожками с фасолью, пирогом с капустой, блинами, варениками с картошкой, варениками с творогом, пампушками с чесноком, рыбой запеченной, узвар из сухофруктов, чай с калиной, чай с вишнёвыми веточками).
Казачка : А вот все эти блюда у меня на столе.
Вот, посмотрите, какие пампушки испекла бабушка Никиты.
Возьмите их с собой, угоститесь после путешествия.
Вос-ль: А теперь нам пора в дорогу.
Атаман, в какую следующую станицу поскачем?
Атаман: Станицу «Александрийскую».
2. СТАНИЦА «АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ».
Встречает Хозяйка: «Здорово бывали, казаки!»
Дети: «Слава Богу!»
Хозяйка: Мне нужна ваша помощь – курень построить.
Вос-ль: Строительство нового жилища было делом всех жителей станицы.
Существовал прекрасный обычай – «помочь». Все жители станицы шли со своим инструментами помогать строить дом станичнику.
Предлагаю и вам сейчас стать участниками строительства куреня. Идем на «помочи»? (Стали в круг)
Из чего строили курень? (из самана)
Давайте сделаем саман.
Что сделаем в первую очередь? (Выкопаем яму) Копаем.
Затем – льем воду
Дальше – сыпем солому.
Потом – месим ногами.
Затем – лепим руками.
И – сушим на солнце!
САМАН ГОТОВ! Строим курень.
Дид/ игра «Построим курень».
Из чего сделали крышу?
Что на окнах? (Ставни)
Для чего они?
Какой был пол в хате? (глинобитный)
Что лежало вокруг дома? (Балясы)
Зачем они?
Хозяйка: Спасибо, казаки за помощь!
Вос-ль: Молодцы помогли построить дом,
Будут жить казачата в нём!
Говорят: «Сделал дело - гуляй смело». Можно теперь и отдохнуть.
Физминутка.
Атаман: Эй, девчата, казаки,
На подъём вы все легки,
Выходите в круг сейчас
На весёлый перепляс.
(Дети танцуют под музыку).
Атаман: Пора в путь. Казаки, по коням!
Смотрит на карту. Следующая станица «Бекешевская».
3. СТАНИЦА «БЕКЕШЕВСКАЯ».
Встречает Бабушка Устинья» (воспитатель).
- Я Бабушка Устинья – самая старая, мудрая, уважаемая казачка станицы Бекешевская.
Уважение старшего – одно из самых главных обычаев казаков.
• Как вели себя казаки в присутствии старейшин?
(*При появлении старика все должны вставать.
*В присутствии старшего не разрешалось вступать в разговор, курить, ругаться.
*Детям не разрешалось быть за одним столом во время приема гостей).
Бабушка Устинья: Интересно, чем вы можете меня удивить?
Пословицы и поговорки вы знаете? Ну-ка,
расскажите.
Дети рассказывают пословицы и поговорки о казаках, коне, Родине.
• Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет.
• Атамана из плохого казака не получится.
• Казак и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец.
• Казак и во сне шашку щупает
• Казак с конём и ночью и днём.
(казак и конь неразлучны)
• «Казак без коня не казак»
• «Казак с пеленок на лошади»
• «Казак без коня,что солдат без ружья»
• Казак сам не съест, а коня накормит.
• (конь у казака - на первом месте)
• Ранняя пташка носик очищает, а поздняя – глазки протирает.
• С родной земли – умри, не уходи.
• Земля казачества и в горсти казаку мила.
• Родная станица для казака столица.
• Дерево сильно корнями, а Русь казаками.
• Для каждого казака есть своя река, а Отечество одно для всех.
Молодцы. А теперь, я загадаю вам загадки из мудрой, старой книги.
ДИД/ИГРА «Отгадай слово».
*** Никогда не допустит промашки
Лихая казачья … (шашка)
*** Родной отец он казакам
Мудрый, смелый … (атаман)
*** Ловкость, силу, сноровку
Развивает… (джигитовка)
*** Следит казачка каждый день
Чтоб чистым, теплым был … (курень)
*** Ты на круге не мешай-ка:
В руках у казака (ногайка)
*** Топили печки казаки,
Месили дружно … (кизяки).
Бабушка Устинья: Ай, да умные казачки, ай, да славные! Все мои загадки отгадали! Ну, а теперь настало время расставаться. Много дел у меня.
Атаман: Продолжим наше путешествие.
Следующая станица «Георгиевская».
Приготовились, поскакали!
4. СТАНИЦА «ГЕОРГИЕВСКАЯ».
Вос-ль: Что-то не видно казаков. Как вы думаете, где они? (в поле, походах).
Издавна были крепки казачьи семьи. И сильны они были тем, что каждый в семье знал свои обязанности. И сейчас мы просмотрим, знаете ли вы обязанности казаков и казачек.
ДИД/ ИГРА «ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ КАЗАКИ И КАЗАЧКИ?».
Чем занимаются казаки? Чем занимаются казачки?
В военные походы ходят Стирают
Родину защищают Шьют
Скачут на коне Детей воспитывают
Чистят оружие Дом белят
Сына воспитывают За скотиной ухаживают
Рыбу ловят В курене убирают
Запрягают быков Подметают двор
Ухаживают за конями Доят коров
Заготавливают сено (сенокос) Выпекают хлеб
Пашут землю Поют колыбельные песни
свои детям.
Вос-ль: Атаман, какая следующая станица?
Атаман читает: Станица Горячеводская.
5. СТАНИЦА «ГОРЯЧЕВОДСКАЯ».
Вос-ль: А в этой станице мы попали на праздник. Казаки умели не только трудиться, защищать свою Родину, но и отдыхать, веселиться.
Ребё нок: Праздник наш казачий
Игры, смех да пенье,
Хороводы, пляски
Всем на удивленье.
Эй, честной народ,
Заводи хоровод!
Хоровод: «Ой, при лужку, при лужке».
Воспитатель. А сейчас пришло время поиграть, свою удаль показать!
Атаман - Эй, казачата, выходите, на лошадках лихо вы скачите
Кто первый кеглю плёткой собьёт,
Тот своей команде победу принесёт.
СОРЕВНОВАНИЕ «КТО СКОРЕЕ КЕГЛЮ СОБЬЕТ».
Вос. Ай, да лихие казачата! Ай, да молодцы!
Вос-ль: А, сейчас, казачки покажут нам, как они ловко управляются с коромыслом. Нужно напоить коней.
СОРЕВНОВАНИЕ «НАПОИ КОНЯ»
Вос-ль. Какие ловкие у нас ребята. Настоящие казаки. Молодцы.
А теперь порадуйте нас замечательной песней «Казачата».
Песня «Казачата».
Вос-ль: Атаман, посмотри, есть ли на карте станицы, в которых мы еще не были? Прочитай (Михайловская, Незлобненская, Лысогорская, Боргустанская).
Туда мы съездим в следующий раз.
• Ребята, понравилось Вам наше путешествие?
• Что вам больше всего понравилось в путешествии?
• Что нового расскажите родителям о нашем путешествии?
• Что бы вы хотели еще узнать о казаках?
• У вас есть вопросы ко мне?
Ребята, вы молодцы. Думаю, что благодаря вам наши гости сегодня узнали много интересного о жизни казаков, их традициях.
Мы живём в казачьем краю и должны знать историю своего края.
Есть такая пословица: «Без корней нет ветвей, а без истории нет будущего!»
Я раздам вам листочки с этой пословицей. Дома с родителями поговорите о ней, а завтра расскажите, как вы и ваши родители ее понимаете.
Спасибо за внимание.