Елена Скобкина
НОД к проекту «Зачем человеку уши?» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Закреплять знание детей о строении уха
• Учить детей заботится о своем здоровье, формировать у детей сознательное стремление быть здоровыми.
• Учить согласовывать прилагательное с существительным (лисье, собачье)
• Развивать фонематический слух, слуховое внимание, умение обозначить звуки соответствующими словами: звенит, шуршит, играет, трещит, шелестит.
• Побуждать детей отвечать на вопросы, закреплять умение отгадывать загадки.
• Закреплять умение работать с моделями.
• Развивать логическое мышление
Публикация «НОД к проекту „Зачем человеку уши?“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
• Обогащать речь детей : слух, ушная раковина, мочка, глухонемой, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко.
• Воспитывать слуховое внимание
• Тренировать детей в самостоятельном использовании массажа ушей.
Оборудование: таблицы: «Строение уха», «Ушная раковина»; стакан с водой, лист бумаги, ложка, металлофон, колокольчик, песок, модели «Правила хорошего слуха», дидактическая игра «Где чье ухо?», ТРИЗ «Хорошо – плохо», музыкальное сопровождение: звуки природы, видеофильм «Анатомия человека».
Предварительная работа:
• чтение художественно – познавательной литературы: Б. Т. Покидаева Детская энциклопедия «Отчего и почему?», Т. Л. Бухова «Что такое пупок?», Л. И. Клюкин «Наше тело»,
• рассматривание плаката «Строение человека», «Строение уха»,
• беседы на тему: «Чьи ушки лучше?», «Советы доктора Айболита», «Мои ушки»,
• игра «Испорченный телефон», «Угадай, кто позвал?», игра- пантомима «Что я изобразил?»,
• отгадывание загадок,
• пословицы из познавательного цикла «Я и моё тело» для детей старшего дошкольного возраста,
• изготовление книжки-малышки «Я и мое тело», «Различные ушки» совместно с семьей
Звучит шум ветра, грозы, дождя.
Воспитатель: ребята, вы слышите? Что это?
Дети: ветер, гроза, дождь.
Воспитатель: как назвать одним словом то, что мы с вами сейчас слышали?
(ответы детей). Мы слышали звуки.
Воспитатель: молодцы ребята, правильно отгадали. А как вы думаете, какой орган нам помогает слышать звуки?
Дети: уши.
Воспитатель: правильно. Способность живых организмов слышать называется слухом. Благодаря ушам мы слышим музыку, речь, пение птиц…
Воспитатель: а как вы думаете, наши уши слышат постоянно или иногда отдыхают (ответы детей).
В отличие от глаз, которые закрываются веками, наши уши постоянно открыты, а значит, они постоянно слышат, улавливают какие-то звуки, даже когда человек спит. Поэтому уши одни из первых могут сообщить нам об опасности. Посмотрите, как работают наши уши (просмотр отрывка из фильма «Анатомия для детей»). Посмотрите еще раз как устроено наше ухо.
( показ на картинке: внешняя часть уха – это…. ушная раковина, внутренняя часть уха -) кто мне может помочь назвать части уха?
Дети: вспоминают строение и подсказывают воспитателю.
Воспитатель: потрогайте свои уши, погладьте, какие они?
Дети: холодные, теплые, мягкие, закругленные, нежные…
Воспитатель: сколько ушей у человека?
Дети: два
Воспитатель: правильно, у всех людей по два уха и расположены они по обе стороны нашей головы.
Воспитатель: ребята, представьте, что у вас одно ухо? Как вы думаете «Хорошо это, или плохо? (ТРИЗ) (ответы детей). Почему? Докажите! Ребята, все-таки иметь два уха это хорошо. Если бы у нас было одно ухо, то нам пришлось бы все время крутить головой, чтобы определить, откуда идет звук.
Мы сейчас с вами сыграем в игру «Определи по звуку». Я за волшебной ширмой буду выполнять различные действия, а вы должны будете отгадать, что я делаю.
Игровое упражнение «Определи по звуку» :
Предложить детям угадать звук. Для этого воспитатель за ширмой производит действия, издавая звуки: переливает воду, пересыпает песок, сминает лист бумаги, стучит по стеклу, играет на металлофоне, звонит в колокольчик и т. д.)
Воспитатель: ребята, что вы слышите? (ответы детей)
Воспитатель: ну что ж, поздравляю! У вас хороший слух и здоровые уши.
Воспитатель: а как вы думаете, для чего еще нужны человеку уши?
Дети: для того, чтобы научиться говорить.
Воспитатель: правильно! Без ушей мы не смогли бы разговаривать. Конечно, разговариваем мы не ушами, но для того, чтобы научиться разговаривать, маленькие дети сначала долго слушают, что и как говорят окружающие люди. Бывает, что человек рождается на свет глухим. А т. к. он ничего не слышит, то и говорить научиться он не может. Такой человек, который ничего не слышит и говорить не может называется глухонемым.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как общаются глухонемые люди?
Дети: глухонемые люди общаются при помощи рук, жестов.
Воспитатель: мы сейчас с вами тоже попробуем пообщаться с помощью рук и жестов. ( Игра - пантомима: «Угадай, кто это?»)
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как можно помочь глухим людям? (ответы детей : врачи выписывают слуховые аппараты, можно писать на листочке)
Воспитатель: а чтобы наши уши не болели и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила хорошего слуха. Попробуем их отгадать (работа с моделями) :
• Ничего не засовывай в ухо.
• Не кричи громко.
• Не слушай громкую музыку в наушниках.
• Избегай простудных заболеваний.
• Мой уши, после чего тщательно и насухо вытирай их.
• Не чисти уши при помощи спички, булавки и другого заостренного предмета, так как это может привести к повреждению барабанной перепонки и глухоте.
• Защищать уши от сильного ветра.
Воспитатель: вспомните, у кого кроме людей есть уши?
Дети: у животных!
Воспитатель: правильно. Мы сейчас сыграем в игру «Где чье ухо?» (закреплять знания детей о домашних и диких животных; вспомнить названия самих животных. Учить детей определять по картинке, где чье ухо. Закреплять умение разгадывать загадки).
Воспитатель: а еще нашим ушам помогает оставаться здоровыми специальный массаж ушей ( Массаж ушей: воздействие на слуховой аппарат). Хотите я вас научу его делать.
Чтобы уши не болели
Разомнем мы их скорее.
Пальцами мягко растирают ушную раковину.
Вот сгибаем, отпускаем
И опять все повторяем.
Пальцами сгибают ухо и отпускают его.
Козелок мы разомнем,
Большим и указательным пальцем растирают козелок.
По уху пальчиком ведем
Проводят указательным пальцем по краю ушной раковины.
И ладошкой прижимаем,
Сильно-сильно растираем.
Ладонями энергично растирают уши.