Лучший педагог года

НОД на тему «Культура и искусство народов Севера»

Елена Попова
НОД на тему «Культура и искусство народов Севера»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №6 «Ромашка» с. Рагули

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель МК ДОУ №6

«Ромашка» с. Рагули

Попова Е. С.

2018 год

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 6 «Ромашка» с. Рагули

Тема: «Культура и искусство народов Крайнего Севера»

Цель: создать условия для формирования представлений о традициях, культуре, быте и искусстве народов Крайнего Севера.

Публикация «НОД на тему „Культура и искусство народов Севера“» размещена в разделах

Задачи:

воспитывать интерес к России, как к многонациональной стране;

познакомить детей с национальной одеждой народов Крайнего Севера;

развивать у детей познавательный интерес, творческие способности;

расширять кругозор, обогащать жизненный опыт детей;

активизировать речь детей;

развивать мелкую моторику детей.

Методы и приё мы:

наглядные (демонстрация фильма и предметов быта, показ способов действий, показ образца);

словесные (рассказ педагога, беседа, вопросы, объяснение, указание);

игровые (воображаемая ситуация, внезапное появление объектов);

практические (упражнение).

Виды деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное»

Оборудование:

Макет саней, мультимедийное оборудование с фильмом о Крайнем Севере, изображения народных орнаментов для украшения одежды, макет чума, в котором расположены предметы для внутреннего убранства чума (котел на треноге, кострище, шкуры животных, предметы быта, национальная одежда, столы и стулья по количеству детей, заготовки для повязок на голову по количеству детей, атласные ленты 4 цветов для шнуровки (белые, красные, синие, зелные) 20 штук *1 метр каждого цвета.

Планируемые результаты: применение полученных знаний, умений и навыков для организации самостоятельной игровой деятельности

Содержание:

Вводная часть

Воспитатель:

Ребята! Поздоровайтесь с гостями! Давайте встанем в круг. Возьмемся за руки и подарим друг другу наши улыбки. Зарядились хорошим настроением? Молодцы.

- Меня зовут Елена Сергеевна! Я приехала к вам показать как интересна наша страна Россия и сколько разных народов живет в ней!

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 6 «Ромашка» с. Рагули

- Вы любите путешествовать? Я тоже люблю. Сегодня я приглашаю вас отправиться на Крайний Север! Отправимся мы с вами на настоящей оленьей упряжке! Занимайте места! (дети рассаживаются на стулья, перед которыми натянуто полотно с изображением оленьей упряжки).

-Ребята, вы не против, если я буду управлять упряжкой и показывать дорогу?

-Держитесь крепче! Впереди будут крутые повороты и сугробы! Поехали! (звучит фонограмма песни «Мы поедем, мы помчимся»)

- Поворот вправо, поворот влево. Приехали!

Основная часть

Воспитатель: Давайте ближе подойдем к экрану и встанем полукругом (видеоролик о Крайнем Севере, воспитатель рассказывает об условиях жизни, культуре и традициях народов Крайнего Севера)

Посмотрите ребята - это тундра! Жить в тундре очень трудно! Здесь очень холодно. А под ногами находится вечная мерзлота.

Большие деревья здесь не растут, потому что земля промерзла и не отогревается даже летом. Растут только маленькие карликовые деревья, корни которых находятся близко на поверхности, растет трава, мох, некоторые кустарники. Они не боятся морозов, и как только начинается тепло, покрываются листьями.

Лето в тундре очень короткое. Но несмотря на это здесь летом растут ягоды – это голубика, брусника, морошка, клюква.

-А какие животные есть в тундре? Как вы думаете? ( ответы детей: олени, белые медведи, песец, полярный волк, заяц беляк) Правильно. Молодцы.

Народы Крайнего Севера – это чукчи, эскимосы, ненцы и многие другие - занимаются охотой, рыболовством и оленеводством.

Воспитатель: На чем же передвигаются жители крайнего севера? (ответы детей) (на чем мы прибыли сюда)

Правильно. Передвигаются жители Крайнего Севера на оленьих и собачьих упряжках!)

Культура народов Крайнего Севера очень интересна! Танцы похожи на движения животных, а пение - на крики птиц! Одежда украшается различными орнаментами. Обратите внимание какие красивые орнаменты на одежде.

Дома у людей Крайнего Севера необычные. Они живут в чумах и ярангах, которые строят сами из веток деревьев и накрывают оленьими шкурами.

- Ребята, вы хотите войти в чум и посмотреть, что внутри? Давайте пройдем к чуму. (воспитатель подводит детей к другой части групповой комнаты, где расставлена ширма, украшенная шкурами животных, национальными костюмами, разложено кострище, тренога с котлом)

-Посмотрите в чуме нет диванов и кроватей. Почему? Как вы думаете?

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский

сад № 6 «Ромашка» с. Рагули

-Народы Севера ведут кочевой образ жизни. Постоянно передвигаются по тундре. Поэтому сидят и спят они на полу, на шкурах животных. Посередине в чуме обязательно стоит очаг.

-Для этого ставят треногу с котлом. Посмотрите. Готовят пищу на костре. Огонь помогает согреться.

-Ребята, рассаживайтесь удобнее вокруг костра. Как вы думаете, из чего готовят пищу?

-Дети: Из мяса, рыбы, ягод.

-Правильно. Основная пища это мясо и рыба. В качестве гарнира чукчи, ненцы, эскимосы используют лесные ягоды: морошку, клюкву, бруснику, чернику.

Воспитатель берет в руки куклу. У жителей Севера красивые народные костюмы. Одежду, обувь, головные уборы шьют из меха. Одежда украшается опушкой из меха и обязательно орнаментом. Обратите внимание какой красивый орнамент. Орнамент - это повторяющийся геометрический рисунок.

-Ребята, посмотрите какая интересная повязка на голову! Хотите узнать, как делают такие повязки?

-Тогда предлагаю отправится в мастерскую (дети переходят к столам и рассаживаются). Орнаменты на головных уборах непростые. Они имеют разные названия. Например: «Заячьи ушки», «Оленьи рога», «Следы».

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Ромашка» с. Рагули

Цвет в орнаменте тоже не случайный. Синий цвет говорит о том, что край богат реками, озерами. Красная полоса говорит о богатом урожае ягод.

А зеленая – это цвет чего? Правильно- это цвет травы. А белый цвет –догадались? Правильно, это конечно цвет снега, ведь зима здесь длится много месяцев.

-Ребята, а вы хотите попробовать украсить повязку орнаментом? (Да). Хорошо. Но мастера, прежде чем начать работать исполняют ритуальные народные танцы под звук бубна. Давайте выйдем и станцуем.

Физминутка. Звучит музыка. Дети двигаются подражая движениям животных и птиц.

Воспитатель: Теперь мы готовы к работе в мастерской (дети садятся за столы).

Мастера Севера предложили нам доделать орнамент «Заячьи ушки». Перед вами повязки. Возьмите их. Уши зайца уже сделаны, а нам нужно продолжить орнамент со следами зайца. Первый след сделан. Найдите левый нижний угол на повязке. Теперь проденьте тесьму снизу вверх в отверстие. А затем опустите в соседнее отверстие сверху вниз. Появился второй след! Теперь самостоятельно сделайте остальные следы. Будьте внимательны. Как я уже говорила, орнамент – это повторяющийся рисунок. (Дети выполняют

работу. Ребятам, которые справились первые, предлагаю по необходимости оказать помощь своим товарищам)

Заключительная часть

Воспитатель: Какие красивые у вас получились повязки, ребята! Давайте наденем их! Разбейтесь на пары и завяжите их друг другу.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Ромашка» с. Рагули

Рефлексия: Куда мы с вами сегодня путешествовали? (ответы детей – на Крайний Север, в тундру). Что интересного мы видели? (жилье народов Севера – чум). Как выглядит одежда? (одежда из меха, украшена опушкой, орнаментом) Чему научились? (делать орнамент на головных уборах)

Занятие окончено.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Сочетание традиционных материалов в декоративно-прикладном искусстве народов севера «Сочетание традиционных материалов в декоративно- прикладном искусстве народов севера». Номинация: Традиции и современность.

Фотоотчёт о проекте в старшей группе «Одежда коренных народов севера»Фотоотчёт о проекте в старшей группе «Одежда коренных народов севера» Мы живём на крайнем севере и дети наши знают, что рядом с нами живут коренные народы севера. В рамках проекта, мы познакомили детей с одеждой.

Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера»Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Изготовление макета «Жизнь и быт народов Севера» Цель: содействие формированию знаний детей о быте народов Севера. Игра занимает важное.

Картотека «Игры народов Севера» КАРТОТЕКА ИГР НАРОДОВ СЕВЕРА Систематизировала: Шебуняева Н. В. «Спасение бобров» Описание игры: отдельные бобры или самки (небольшая подгруппа.

Фотоотчет о неделе «Культура и искусство»Фотоотчет о неделе «Культура и искусство» Фотоотчет в подготовительной группы по творческой неделе «Искусство и культура». Весело – весело Мастерит все село: Кружки, толкушки, Веретена,.

Презентация мастер-класса «Культура и быт коренных народов Севера. Изготовление куклы «Северная красавица» «Культура создается сообща. Законна гордость любого народа своими памятниками, своими изобретениями, своим фольклором, своей музыкой или.

«Здравствуй, Солнце!» Сценарий праздника, посвященного общенародному празднику народов Севера Цель проведения сценария спортивного праздника: организация активного отдыха детей, повышать интерес к здоровому образу жизни Задачи: -закрепить.

«Узоры Севера. Искусство народа ханты». Сценарий занятия с дошкольниками средней группы в технологии «ситуация» «Сценарий занятия с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: средняя Тема:.

Сценарий спортивного досуга «Подвижные игры народов Севера» Инструктор: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами путешествовать по играм народов севера. Дети коренных народов Севера.

Декоративно-прикладное искусство как средство развития у дошкольников интереса к культуре коренных народов Севера Важное значение для художественно-эстетического развития имеет приобщение детей к истокам народного творчества. В этом направлении детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД на тему «Культура и искусство народов Севера»
Опубликовано: 26 августа 2019 в 20:51
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД