Екатерина Забурдаева
НОД по ФЦКМ в старшей группе «Дом, в котором я живу»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ Детский сад №3 «Солнышко» Кимрского района Тверской области
НОД по ФЦКМ
Тема: «Дом, в котором я живу»
Группа: старшая группа
Интеграция образовательных областей: познание, речевое, художественно-эстетическое, коммуникативное.
Цель: формирование представлений о многообразии домов
Задачи:
Образовательные:
продолжать обобщать и систематизировать знания детей о различных видах жилья человека,
Публикация «НОД по ФЦКМ в старшей группе „Дом, в котором я живу“» размещена в разделах
познакомить с разными типами домов и частями дома;
расширять представления о строительных профессиях;
развивающие:
развивать кругозор;
умение сравнивать и анализировать;
внимание;
мышление;
коммуникационные навыки;
связную речь.
воспитательные:
воспитывать уважение к труду взрослых;
бережное отношение к своему дому.
Методы приемы: игровой, наглядный: показ; словесный: вопросы к детям, рассказ, беседа; практический:
Словарь: свая, небоскреб, яранга, колья, юрта, войлок, вигвам, иглу, изба.
Оборудование: ПК, проектор, карандаши, фломастеры, листы для рисования
ХОД НОД
1. Организационный момент
Воспитатель: Как красиво за окном,
Все в наряде золотом.
Воспитатель и дети подходят к окну
Листья, по ветру летят,
Это, дети листопад.
Ребята, а вам нравится осень?
А что вам нравится осенью?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, осень – красивое и удивительное время года, все в природе изменяется: листья окрашиваются в яркие цвета и опадают на землю. Все животные готовятся к зиме.
Голос за кадром: «Не все, мы не готовы!»
Воспитатель: Ребята, кто-это говорит? Я никого не вижу. Давайте поищем кто пришел к нам в гости.
Дети и воспитатель ищут в группе героев.
Воспитатель: Никого нет, наверное, нам показалось.
Голос за кадром: «Это мы – поросята Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф – Нуф. Здравствуйте, ребята». (Слайд 2)
Воспитатель: Здравствуйте, поросята. А почему вы такие грустные? Что у вас случилось?
Поросята: Ой беда, беда, беда.
Наступают холода.
Лето все мы веселились
И под солнышком резвились.
Но вдруг осень наступила,
Небо тучками закрыла.
Холодает с каждым днем
Намочило нас дождем.
Что нам делать? Помогите!
Нас от холода спасите.
Воспитатель: Ребята, как нам помочь поросятам?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, им нужно построить домик. Но сначала давайте вспомним в каких домиках живут звери. Я буду читать начало стихотворения, а вы – заканчивать его:
Медведь живет в (берлоге,
Лиса, барсук – в … (норе,
Бобер построил … (хатку,
Белка живет в … (дупле,
Крот под … (землей) ютится –
Там он с семьёй всей.
А где живем мы с вами,
Кто расскажет мне скорей?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мы с вами живем в домах, в квартирах.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дома бывают разные: деревянные, кирпичные, панельные. (Слайд 3).
-Ребята, а в каких домах живете вы?
Ответы детей.
- Скажите, а из чего сделаны эти дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, деревянные дома делают из дерева, кирпичные из кирпича, а панельные из блоков или плит.
- Скажите, а какие еще бывают дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, одноэтажные и многоэтажные. (Слайд 4).
Ребята, а как вы понимаете вы понимаете эти названия: одноэтажный дом, многоэтажный дом?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, одноэтажный дом состоит из 1 этажа, а многоэтажные из 2, 3 и более этажей. Самые высокие дома называют небоскребами. (Слайд 5).
- Ребята, а для чего человек строит дома? Скажите, можем мы прожить без дома?
Ответы детей.
Воспитатель: Каждому человеку нужен дом. С древних времен человек строил себе дом, чтобы спастись от жары и холода, диких зверей и защитить себя и свою семью от дождя, снега и ветра. Для строительства дома люди использовали тот материал, который был у них под рукой. Древний человек использовал для строительства домов кости и шкуры животных. (Слайд 6).
Давайте совершим путешествие по миру и посмотрим из чего строили и строят дома в других странах.
(Слайд 7). В Африке, где очень жарко, люди строят дома из камня, крышу дома они покрывают соломой. Такой дом хорошо сохраняет прохладу и в нем можно спрятаться от жаркого африканского солнца.
(Слайд 8). В Таиланде – тоже очень жарко, но там люди строят дома их бамбука и тростника, который в большом количестве произрастает в лесах. Дома местные жители ставят на сваи (деревянные опоры, чтобы в сезон дождей их жилище не затопила вода.
(Слайд 9). В горах люди выдалбливали себе дома в скалах. Посмотрите в каких домах живут люди в Турции.
Из дерева можно построить дом, можно построить дом из камня, или выдолбить его в скале. А что делать, если кругом снег и холод?
Ответы детей
(Слайд 10).
Правильно строить дом из снега, как это делают канадские эскимосы. Иглу – снежный дом, он защищает своих жильцов от ветра и непогоды, а изнутри для тепла его выстилают звериными шкурами.
(Слайд 11). А сейчас давайте перенесемся на север нашей страны. Лето там короткое, а зима холодная и длинная, но даже там живут люди – чукчи, они занимаются разведением северных оленей. На севере очень холодно, поэтому деревья там вырастают маленькими (карликовыми) и строить из них дома нельзя. Жилище чукчей называется яранга, каркас дома – это длинные деревянные палки – колья, который накрыт шкурами оленей. Такой дом защищает от холода, быстро собирается и разбирается, что очень важно, так как чукчи постоянно переезжают, перегоняя стада оленей с одного пастбища на другое.
(Слайд 12). На ярангу похож дом индейцев Северной Америки вигвам. Вигвамы строились в форме купола из тонких стволов деревьев, сверху каркас дома покрывался шкурами животных или разноцветными ткаными ковриками – циновками.
(Слайд 13). Юрта- дом казахов и киргизов. Юрта круглая, каркас юрты сделан из палок, переплетенных и связанных между собой, как клетка для птички. Сверху каркас покрывают войлоком – очень плотным и теплым материалом, дом готов.
Ну, а теперь давайте вернемся к нам в село Горицы. Скажите, пожалуйста, каких домов больше в нашем селе деревянных, кирпичных или панельных.
Ответы детей.
(Слайд 14). Правильно, в нашем селе больше всего деревянных домов. Деревянный дом на Руси назывался избой. Изба – деревянный дом.
Ребята, а кто строит дома?
-Правильно, дома строят строители.
Давайте с вами поиграем в строителей и построим дом для наших поросят.
Физминутка. (Слайд 15).
Кладу кирпич за кирпичом, (согнутыми в локтях руками попеременно кладут один кирпич на другой)
я строю, строю новый дом.
Стена всё выше, выше, (тянуться, подняв руки вверх.)
А это будет крыша. (вверху руками изображают треугольную крышу.)
Вот здесь - окно. (перед собой руками рисуют квадрат.)
А тут крыльцо. (правой рукой, слегка нагнувшись, показывают на крыльцо.)
Ступеньки посчитай: (выпрямляются, слегка разведя руки в стороны.)
Один, два, три, четыре, пять - (шагают на месте, высоко поднимая колени.)
И дверку открывай (правой рукой как бы открывают дверь на себя.)
Воспитатель: Вот мы и построили с вами дом. Мы настоящие строители.
Три поросенка: Спасибо большое ребята, теперь у нас есть свой дом.
Воспитатель: Ребята, давайте проведем поросятам экскурсию по дому, и все вместе отгадаем загадки о тех комнатах, которые есть в доме трех поросят.
1. Домофон здесь — командир.
Снизу — полочка для тапок,
Сверху — для зонтов и шляпок.
Шкаф для вешалок в углу,
Мягкий коврик на полу. Прихожая
2. Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном. Кухня
3. Смотрят тут телепрограммы
Дочка, сын и папа с мамой.
Мягко светит абажур,
В кресле кот поет: «Мур-мур!» Гостиная
4. В этой комнате диванчик
Мягкий, словно одуванчик.
Ночью тут летают сны
В желтых лучиках луны. Спальня
5. Тут не кухня и не спальня,
А для всех жильцов купальня.
Открываем оба крана,
Искупать хотим Ивана.
Для Ванюшки непременно
Мы нальем в водичку пену. Ванная комната
[b]3. Итог занятия [/b]
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Поросятам очень понравился наш домик.
Поросята: Большое спасибо, ребята. Нам очень понравилось у вас в гостях, но нам пора домой. До свидания.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать поросятам?
Что мы построили для Трех поросят?
Вспомните какие бывают дома? (деревянные, кирпичные панельные).
С какими домами мы сегодня еще познакомились? (небоскреб, яранга, юрта, вигвам, иглу, изба)
Какие комнаты есть в каждом современном жилище?
Молодцы.