Наталья Асташкина
НОД по коммуникации в подготовительной группе. Составление рассказа по картине «Снегоуборочная машина»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные цели. Сформировать представления о труде людей, убирающих город зимой, о необходимости их труда. Расширить и уточнить словарь по теме. Совершенствовать навыки рассматривания картины, формировать целостное представление об изображенном на ней.
Развивающие цели. Развивать связную речь, мышление, зрительное внимание и восприятие, творческое воображение, силу голоса.
Воспитательные цели. Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Публикация «НОД по коммуникации в подготовительной группе, Составление рассказа по картине „Снегоуборочная машина“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Оборудование: картина по теме, иллюстрация: вьюга, опорные схемы для пересказа, снежинки на ниточке по числу детей, таблички со словами «СНЕГ» и «ЗИМА», капельки-эмоции.
Предварительная работа: Наблюдение за трудом взрослых, за работой транспорта.
1. Оргмомент:
-Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Вам знакомы наши гости-правда?
-Это воспитатели и сотрудники нашего детского сада-мы все их часто видим и знаем.
- А вот они про вас знают совсем немного-всего лишь то-что вы дети из группы «Мишутка». Давайте же познакомимся поближе?
- Сейчас каждый из вас назовет свое имя и расскажет о себе самое интересное (ребенок называет свое имя и рассказывает о себе)
- Ну вот и познакомились-пора показать нашим гостям как вы занимаетесь на занятиях: как стараетесь, как хорошо все запоминаете, отвечаете-проходите за столы.
2. Рассматривание картины «Снегоуборочная машина» и беседа по ней.
Усаживайтесь поудобнее, кто готов я жду ваши «домики»
1. Беседа о зиме
- Какое сейчас время года?
- Чем зима отличается от других времен года? /снег/
- Послушайте и попробуйте отгадать загадку.
Кто в трубе печной завыл?
Кто ворота отворил?
Кто там воет, завывает,
Все дорожки заметает?
Кто бросает снег в лицо,
Наметает на крыльцо?
Дети. Это вьюга.
- Правильно. Молодцы. Как можно назвать вьюгу по-другому? Что такое вьюга?
Дети. Сильный ветер со снегом, метель, буран.
- Верно.
Помещает на доску, картинку с изображением ветреного зимнего дня.
2. Упражнение на развитие силы голоса
- На этой картинке вы видите, какая сильная вьюга началась на улице. Давайте поиграем в игру «Вьюга». Вы будете петь звук У то тихо, то громко в зависимости от того, буду я поднимать или опускать руку. Чем выше я поднимаю руку, тем громче вы поете, и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается. Пойте звук У очень тихо.
Медленно и плавно поднимаю, а затем опускаю руку, слежу за тем, чтобы дети вовремя делали вдох, а голосоподача у них была мягкой. Затем убираю картинку.
3. Объявление темы занятия.
- Как здорово у нас получилось-настоящая вьюга в группе погуляла. Сегодня мы с вами рассмотрим картину, на которой изображены последствия вьюжного зимнего дня, вспомним наши прогулки на улице, поговорим о том, как работает снегоуборочная техника, составим рассказ по картине.
Тихо, тихо снег идет, белый снег, мохнатый
Мы расчистим снег и лед во дворе лопатой,
От калитки мы с трудом к дому стежку проведем,
Выйдет мама на порог, скажет:
«Кто бы это мог
Провести дорожку к нашему порожку?»
- Ребята, как вы думаете трудно чистить снег лопатой?
- А чтобы легче было чистить снег в городе, что придумали люди?
- Как вы думаете?
4. Знакомство с картиной. Беседа
-Хотите посмотреть на машину убирающую снег? /открыть картину/.
-Как вы думаете, о чем эта картина?
-Почему пришла убирать снег машина? –
/Вчера много снега выпало, был снегопад/.
-Как эту машину можно назвать? - Снегоуборочная машина. Она убирает снег.
-Повторим словосочетание «снегоуборочная машина» /хором и индивидуально/
- Посмотрите на машину, как она убирает снег. Что у нее есть?
- Ковш, в котором есть две лопаты - они сгребают снег и отправляют его на транспортер. По транспортеру снег идет и попадает в кузов грузовика, который увозит снег за город.
- Как называется профессия людей, которые выполняют эту работу?
- Водители или шофера.
- Правильно.
- Как вы думаете если бы их не было не было такой машины, как бы столько снега можно было убрать?
- Посмотрите, кто наблюдает за работой снегоуборочной машины?
- Расскажите об этих детях: откуда они пришли, что делали до этого, как пришли смотреть на машину, что они говорят, рассматривая машину.
Вы рассказали, что дети лепили снеговика.
- А почему его можно было слепить? - Снег был липкий, и его было много.
- А почему снег был липкий? - Потому что потеплело.
- А когда был мороз, можно было лепить?
- Какой был снег? - Он рассыпался, был жесткий, хрустящий.
5. Коллективное составление плана:
- Давайте с вами вместе составим план рассказа по картине с чего можно начать?
- О чем вы расскажете потом?
- Чем можно закончить рассказ?
- Что нам может помочь в составлении рассказа по картине?
- Посмотрите, какая схема может подойти к нашей картине /выбор опорных схем из предложенных воспитателем/
- Молодцы, правильно выбрали схему, а теперь, прежде чем составлять по ней рассказ про снегоуборочную машину, давайте поиграем.
6. П/и «Снежинки, сугробы, сосульки» Если я скажу «снежинки», все кружатся вокруг себя, «сосульки» - подняли руки вверх, соединили ладошки и встали на носочки, «сугробы» - присели.
Я могу что-то перепутать, вам же путаться нельзя.
7. Дыхательная гимнастика «Оживим снежинки».
- Пока мы с вами играли в сугробы, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
(раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
(следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.)
8 Рассказ по картине
- Кто готов - я жду ваши «домики», послушайте мой рассказ о картине.
Стоял теплый зимний день. Ребята оделись и вышли с воспитательницей на прогулку. Вчера был сильный снегопад. Ребята стали лепить большого снеговика, потому что снег был липкий. Снегу много нападало, и его приехала убирать снегоуборочная машина и грузовик. Дети стали наблюдать, как большие лопаты ковша сгребают снег, бросают его на транспортер, а оттуда в кузов грузовика. «Вот здорово! Как быстро столько снега убрал! Но и мы им помогли - лопатками дорожку расчистили» - сказали ребята.
-Подходит ли наша схема к моему рассказу?
-Почему?
Что же нам делать? (дополнить схему)
- Кто расскажет про картину?
Заслушивается 2-3 рассказа. В ходе рассказов воспитатель помогает детям подобрать нужные слова, построить предложение, оценивает и анализирует рассказы.
9. Д/и «Слова-родственники»
- А сейчас поиграем в другую игру, со словами, но не с простыми –а со словами-родственниками.
- Что это за слова такие? (похожие по звучанию)
- Вспомните слова-родственники слову «снег» - снеговик, снегоход, Снегурочка, снегопад, снеговал, снегоболотоход, снегирь, подснежник, снежок, снежинка, снегоступ.
- Как вы считаете слово «зима» родственное слову «снег»? Ведь зимой много снега. - /Родственные слова должны звучать, похоже, а в слове «зима» нет такой части которая бы звучала похоже на слово «снег» /.
-Подберите слова родственные слову «зима» - зимовье, зимой, перезимовать, зимовщик, зимовка, зимушка, зимник, по-зимнему, озимый, зазимовать, зимующий, зимование.
Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? Какие они? - /Зимующие/Что они делают? - /Зимуют/Каким словом можно назвать день зимой? - /Зимний/Каким ласковым словом называют зиму? - /Зимушка/
-Спасибо! А теперь составьте предложение со словами «зима» и «снежок».
Очень трудно играть? Но вы справились.
3. Итог занятия.
- Сегодня вы познакомились со снегоуборочной машиной. Составили про нее рассказ.
- Кому бы вы хотели рассказать о снегоуборочной технике дома?
-Сегодня на прогулке мы сходим на проспект Бумажников и посмотрим на работу снегоуборочной техники.