Наталья Ольшевская
НОД по обучению грамоте «Звуки [Ы] и [И], буквы Ы и И»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по обучению грамоте.
Звуки «Ы» и «И», буквы «Ы» и «И».
Цели:
коррекционно- образовательные:
- закрепить навыки чёткого различения и произношения
звуков «Ы», «И»;
- формировать умение употреблять множественное число существительных с окончаниями «Ы – И»;
коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
Публикация «НОД по обучению грамоте „Звуки [Ы] и [И], буквы Ы и И“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2017
- учить выделять гласный звук в середине и в конце слова;
- развивать звукобуквенный анализ слогов и односложных слов типа КОТ;
- развивать внимание, память, мышление;
коррекционно-воспитательные:
- расширять знания детей о зимующих и перелётных птицах.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символы - девочек звуков,
кассы, предметные картинки со звуками (Ы - И,
разрезные азбуки, наборы для составления схем, картинки или
игрушки Волк и Заяц, домики синий и зелёный;
Ход: I. Организационный момент.
Игра «раз, два, три – мяч лови» гласный звук в слове называй.
Мак, суп, кот, пух, кит, сыр, ток, сын, ком, сок, торт, мир, нос, пас;
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо / Дети кружатся на носках,
кружатся, / руки в стороны.
Листья нам под ноги
тихо ложатся, / Приседают.
И под ногами шуршат, / Движения руками вправо,
шелестят, влево.
Будто опять закружиться / Поднимаются,
хотят. / кружатся.
3. Развитие мелкой моторики.
Чтоб красиво нам писать Ох, ох, – что за гром
Надо глазки упражнять. (руки к щекам)
Вместе пальчики сведём, Муха строит новый дом
И гимнастику начнем, (имитация движения молотка)
Вправо – влево, Молоток стук, стук, стук -
Вправо – влево, Помогать идёт петух.
Вверх и вниз
Посмотрим смело.
А потом по кругу. Да?
Разбежались кто куда!
4. Массаж лица. Проводится с проговариванием.
Водичка, водичка, Чтоб щёчки краснели,
Умой моё личико. Чтоб смеялся роток,
Чтоб глазки блестели, Чтоб кусался зубок.
5. Развитие мимических мышц.
- Как хорошо, когда вы - улыбаетесь.
- Как хорошо, когда вы - удивляетесь.
- Но как, же нам невесело,
- Когда вы сердитесь и огорчаетесь.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
Язык – язычок,
Не ленись, покажись (на счёт 1, 2, 3, 4 ,5)
Расслабляйся спинка: кя – кя – кя,
Серединка: пя – пя – пя,
Кончик: тя – тя – тя,
А теперь спокойно вниз,
За зубами удержись (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
Язык чашечкой сложи,
Так немного подержи (на счёт 1, 2, 3, 4, 5)
В барабан язык играет: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
Наших деток вспоминает: Т – Т – Т, Д – Д – Д;
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
В гости пришли Волк и Заяц – картинки или игрушки
Звук «Ы» у Волка, звук «И» у Зайца (соотнести с игрушками буквы)
1. Объявление темы.
Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки Ы – И.
2. Акустико – артикуляционный образ звуков.
Логопед уточняет характеристику звуков «Ы», «И» - гласные.
Дети объясняют, почему «Ы» и «И» относятся к гласным звукам.
Характеристика звука «И» (язык за нижними зубами, губы в улыбке) -
произнести звук «И».
Характеристика звука «Ы» (язык оттягивается от зубов) – произнести
звук «Ы».
Дети поочерёдно произносят звуки «Ы», «И» и сравнивают их арт – ю.
3. Речевая зарядка.
Ты – ти пы – пи кы – ки хы – хи
Ты –ти – ти их – ых – их кы – ки – ки ип – ып – ып
4. Игра «Домики» - какую картинку дадим волку, какую зайцу?
(картинки у детей со звуками «Ы», «И»).
5. Дид. игра «Закончи фразу».
Раз, два, три - слова за мной повтори
БЫЛ – БИЛ, ВЫЛ – ВИЛ, МЫЛ – МИЛ.
Дети по смыслу заканчивают фразу одним из этих слов.
БЫЛ – БИЛ – Я в походе (был). В барабан я (бил).
ВЫЛ – ВИЛ – Волк в лесу (выл). Заяц верёвки (вил).
МЫЛ – МИЛ – Малыш был очень (мил). Он руки мылом (мыл).
IV. Физкультминутка
«Ананас похож на шишку…»
V. Звуковой анализ слова : КОТ,- подбор слов к этой схеме
(ТОК, ПОТ, ПУХ)
- составление графических схем.
VI. Игра - Я, назову маленькие предметы, а вы большие и выделяйте
голосом последний звук в слове.
Рыбки – рыбы липки – липы
Горки – горы хатки – хаты
Норки – норы лапки – лапы
Нотки – ноты сливки – сливы
VII. Упражнения по развитию лексико – грамматической стороны речи.
- Игра «Четвёртый лишний».
Ласточка, ворона, воробей, синица.
Дятел, журавль, сорока, сова.
Почему эти птицы лишние? Дети объясняют.
Выставляются остальные птицы – картинки: скворец, соловей,
жаворонок, зяблик. Этих птиц называют – перелётными.
- Игра «Птицы улетели».
Ласточка – ласточки – нет ласточек.
Журавль – журавли –нет журавлей.
Скворец – скворцы – нет скворцов.
Соловей – соловьи – нет соловьёв.
Жаворонок – жаворонки – нет жаворонков.
Зяблик – зяблики – нет зябликов.
VIII. Итог занятия и оценка работы детей.
Пересказ рассказа.
Это новый дом. У дома поляна. Алик и Коля копают ямы.
Тут будут ели, липы и клёны.