Елена Кинчеш
НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы «История возникновения письма»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи: познакомить детей с историей возникновения книги, с первыми письменными материалами: глиной, папирусом, берестой и бумагой, с историей книгопечатания: с рукописными и печатными книгами используя компьютерные технологии. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями. Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений. Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта и способствовать к развитию устной связной речи. Развивать интерес к разгадыванию загадок. Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения. Продолжать воспитывать бережное отношение к деревьям, книге; уважительное отношение к труду взрослых.
Публикация «НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы „История возникновения письма“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа: чтение книг; изучение правил пользования книгой; экскурсия в детскую библиотеку; организация сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «История возникновения письма», пластилиновые заготовки на кортонной подложке, палочки, карандаши, верёвочки по количеству детей.
Словарная работа: Глиняная книга, клинопись, пергамент, бечевка.
Ход занятия:
В-ль: Ребята, может кто-нибудь из вас уже знает, откуда взялась книга? Кто её придумал? (Ответы детей). А как вы думаете, какие были первые книги, из чего они были сделаны? Пофантазируйте. Сегодня мы с вами познакомимся с историей создания книг и письменности (рассказ воспитателя сопровождается показом слайд-презентации).
Первым шагом к современному письму было использование предметов, которые не передавали мысль, а напоминали о ней, например узелки на память. В зависимости от окраски и порядка, в котором они были завязаны, индейцы, например, определяли, о чём идее речь. Так, жёлтая краска означала золото, белая – серебро, красная – войну. Бечёвки, на которых завязывали узелки, тоже были не одинаковыми: одни потолще, другие потоньше, одни длиннее, другие короче. Такое письмо называлось - узелковым. Перед вами на столе верёвочки, попробуйте с помощью них сделать письмо-напоминание для себя или товарищей. Кто хотел бы прочитать своё письмо? (Индивидуальные ответы детей)
В разные времена люди по-разному передавали друг другу опыт и знания. Первая в истории человечества книга – книга наскальных изображений. Самые древние люди жили в пещерах, готовили на кострах пищу, охотились на зверей, одевались в шкуры, а вот во время отдыха люди наносили на стены рисунки из своей жизни. Это была, можно сказать, первая письменность.
Давайте перенесёмся с вами, ребята, в прекрасную древнюю страну “Месопотамию”, здесь появилась первая глиняная книга. Глиняная книга была похожа на наш современный кирпич. Один кирпичик – одна страничка. На мягкой глине, специальной палочкой, люди выдавливали буковки. Первая письменность была в виде рисунков, картинок. Позднее появились знаки, обозначающие эти рисунки - клинопись. Кирпичик-страничка застывал и хранился долго-долго. Такие книги дошли и до наших дней. Клинописных табличек было в Месопотамии так много, что из них составляли огромные библиотеки.
Писались книги и на папирусах. Папирус, травянистое растение, тростник. Особым образом обрабатывая тростник, получают такую бумагу, которая сворачивалась в большие свитки. Их тоже называли папирусом.
Там, где не было никакой растительности, например, у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках. Жители Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.
Позже люди нашли новый материал. Они стали писать на пергаменте – это тонкая, как плёнка, специально обработанная кожа. Изготовляли его недалеко от города Пергам, вот откуда это название. Книга из пергамента была похожа на нашу с вами современную книгу. На одну книгу уходило целое стадо баранов, потому что делали ее из шкур животных. Писали её от руки несколько лет. Были они очень дорогие. Пергамент, в отличие от папируса, не трескался, он был очень прочен, его можно сгибать, использовать обе его стороны. Во многих музеях и библиотеках мира бережно хранятся пергаментные книги.
А в древней Руси, ребята, люди писали на бересте - коре берез. На ней царапали заостренной палочкой. «Берестяные грамоты» археологи находили при раскопках древних русских городов.
В античном мире писали книги на воске. Восковая табличка представляет собой деревянную доску, покрытую слоем воска. На них можно было писать и стирать написанное с помощью палочки один конец, которой, был заострён для письма, а другой - полукруглый, стирал. Время от времени воск счищался, и дощечки покрывались им заново. Хотите попробовать. Только вместо восковой таблички, у нас будет пластилиновая (самостоятельная деятельность детей).
Ну а первую бумагу придумали в Китае. Считается, что изобрёл бумагу китайский ученый. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил его сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги китайцы хранили почти пять столетий. Древние китайцы очень мудрые люди, они придумали много интересного, и сейчас я познакомлю вас со специальным упражнением, которое называется: «Собираем усталость». Дыхательное упражнение:
«Собираем усталость». И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх. Наклон вниз к носочкам. Руками, снизу- вверх, собираем усталость – вдох. (Руки скользят снизу - вверх по телу). Поднимая руки вверх - усталость положили в мешок (ладони соединили). Выбрасываем усталость со звуком «ха-а-а!»- выдох. (Руки выносятся вперед - вниз).
Динамическая пауза:
Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг-скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Льётся дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!
В старину, много лет назад, книги писались от руки. Работа продвигалась медленно. На изготовление одной книги уходило 5-7 лет. Первая буква рисовалась растворенным золотом или серебром, а каждая новая строка начиналась с красной буквы. Отсюда и пошло выражение – начать с красной строки. Писали церковные служители - писцы гусиными перьями, а готовые листы одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. Обложку украшали драгоценными камнями, золотыми и серебряными застежками. Вот такая дорогая была книга! Действительно, книга стоила больших денег, ее можно было обменять на табун лошадей или стадо коров, но люди ценили книги больше дорогих украшений, и, в случае опасности, прятали их в подземельях монастырей.
Шло время. И первый печатный станок появился в Германии.
Дошли до Ивана Грозного слухи, что есть заморские страны, где диво дивное – книги печатные. Буквы там льют из металла, набирают из этих букв целые строчки, и с помощью пресса делают оттиск на бумаге. И зовут того мастера Иоганн Гуттенберг. И издал Царь-Государь Указ. И разослал гонцов во все стороны земли Русской. И повелел царь завести в Москве Белокаменной Печатную избу. И поручили это дело Ивану Федорову. Первая книга на Руси, набранная в 1564 г. на Печатном дворе, называлась «Апостол», на ее создание ушел целый год. Этот год и считается началом всего русского книгопечатания. Ребята, мы должны помнить историю возникновения книг, она связана с историей нашего государства, и сохраняет свое значение до сегодняшних дней. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Книга навсегда останется для нас ценным источником знаний.
В современном мире и источники знаний современные. Какие источники знаний вы знаете? Где можно хранить информацию в современном мире? (Варианты ответов детей)
В-ль: Ребята, помогите мне, пожалуйста, понять смысл пословиц:
Кто много читает, тот много знает.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Книга не пряник, а к себе манит.
В-ль: Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего же нужны книги? Что в них печатают? Какие больше всего вы любите слушать? (Варианты ответов детей)
В-ль: Любите ли вы сказки? Сейчас мы поиграем с вами и посмотрим, как хорошо вы знаете сказки. Для этого я предлагаю вам разделиться на команды. (Каждый ребенок вытягивает из мешочка цветочек (2 цвета) и делятся на команды).
Игра «Собери цепочку».
Дети собирают свою сказку по порядку.
В-ль: Молодцы. Скажите, а кто придумывает сказки? В-ль: А каких писателей вы знаете? (Варианты ответов детей)
В-ль: Посмотрите, ребята, в каждом домике живет писатель, а герои их сказок все потерялись. Давайте поможем им найти своего автора.
Игра «Кто в этом домике живет?» (Каждой команде найти для своего писателя героев его сказок.
В-ль: А теперь узнаем, знаете ли вы героев сказок.)
Игра «Отгадай-ка»:
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули
И чулки, и башмаки. (Мойдодыр)
Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
-Ох, никак не вытянуть,
Ох, засела крепко.
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд. (Репка)
Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая? (Золушка)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)
Покупала самовар,
А спасал ее комар. (Муха-цокотуха)
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (Мальвина)
В-ль: - Какая замечательна вещь – книга! Сколько труда и любви вложено в наши книги. А как вы думаете, как нужно относиться к книге, чтобы она прослужила долго?
Дети: книги брать чистыми руками, рассматривать и читать их только за столом, не перегибать книгу, не рвать, не мять, не писать на ней, не слюнявить палец, когда листаешь страницы, при чтении использовать закладку, по возможности обернуть книгу.
В-ль: Правильно, при такой заботе книга нам прослужит очень долго, и я думаю, вы будете всегда бережно относиться к книгам. Ребята, я предлагаю вам изготовить книжки-малышки и подарить их детям младшей группы.