Лучший педагог года

НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»

Татьяна Егорова
НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»

Программные задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием и ролью грибов в природе. Формировать представления о необходимости их охраны.

2. Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения ребенка на природе.

3. Развивать познавательную активность и речь детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

У кого одна нога, да и та без сапога?

Шапочка, да ножка – вот и весь Ермошка.

(Гриб)

Воспитатель:

Публикация «НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „Съедобные — несъедобные“ по теме „Грибы“» размещена в разделах

Сегодня мы поговорим о грибах. Чаще всего грибы собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди. Есть даже такое выражение «грибной дождь», и русская народная пословица говорит нам: «Будет дождик – будут и грибки, а будут грибки – будут и кузовки». А если погода засушливая так и грибов не будет. Скажите, а кто-нибудь из вас собирал грибы? (ответы детей). Можно ли собирать грибы детям самостоятельно? (Нет) А почему? (Ответы детей). Конечно, собирать грибы можно только с человеком, который хорошо разбирается в грибах, знает какой гриб съедобный, а какой нет. Как называют такого человека? (Грибник).

Воспитатель: Сегодня я буду грибником и научу вас разбираться в некоторых грибах.

Показ презентации «Грибы»

К самым популярным у грибников съедобным грибам относятся : белый гриб, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, опёнок, груздь, сыроежка, лисичка, рыжик, волнушка. У одного гриба может быть много разновидностей, оттого и выглядеть грибы с одним названием могут по-разному.

Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойденный вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шапка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет, от бледного до темного. Поверхность ее гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка белого гриба очень объемная, до 5 см толщиной, белого, иногда бежевого цвета. Большая ее часть находится под землей. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растет. Употреблять белый гриб можно в любом виде. При кулинарной обработке ножка гриба всегда остается белой, в то время как другие грибы чернеют.

Подберёзовик обыкновенный (обабок) также довольно желанный для грибников гриб. Шляпка его также имеет форму подушки, и окрашена либо в светло-коричневый, либо в темно-коричневый цвет. Ее диаметр до 15 см. Мякоть шляпки белого цвета, но может слегка порозоветь на срезе. Длина ножки составляет до 15 см. Она слегка расширяется книзу и имеет светло-серый цвет с коричневыми чешуйками. Подберезовик произрастает в лиственных и смешанных лесах с июня и до поздней осени. Он очень любит свет, поэтому чаще всего его можно встретить на опушках. Подберезовик можно употреблять в вареном, жаренном и тушеном виде.

Подосиновик (красноголовик) легко узнать по интересному цвету его шляпки, напоминающей осеннюю листву. Цвет шляпки зависит от места произрастания. Он варьирует от почти белого, до желто-красного или коричневого. В месте надлома мякоть гриба начинает менять цвет и темнеет вплоть до черного. Ножка подосиновика очень плотная и крупная, длиной достигает 15 см. На вид от подберезовика подосиновик отличается еще и тем, что у него на ножки черные пятнышки нарисованы как бы горизонтально, а у подберезовика больше вертикально. Растет он в смешанных лесах, в осинниках и мелколесье.

Масленок имеет довольно широкую шляпку, до 10 см в диаметре. Она может быть окрашена цветом от желтого до шоколадного, выпуклой формы. Кожицу можно легко отделить от мякоти шляпки и на ощупь она может быть очень слизистая, скользкая. Мякоть, находящаяся в шляпке, мягкая, желтоватая и сочная. У молодых маслят губка под шляпкой затянута белой пленочкой, у взрослых от нее на ножке остается юбочка. Ножка имеет форму цилиндра. В верхней части она желтая, а в нижней может быть слегка темнее. Масленок произрастает в хвойных лесах на песчаной почве с мая по ноябрь. Его можно употреблять в маринованном, сушеном и соленом виде.

Моховики имеют подушковидную шляпку с бархатной кожицей от бурого до темно-зеленого цвета. Ножка плотная, желто-бурая. Мякоть может синеть или зеленеть на разрезе и имеет бурый цвет. Чаще всего встречаются зеленый и желто-бурый моховики. Они имеют отменные вкусовые качества и могут употребляться в жареном и сушеном виде. Перед тем, как принимать его в пищу нужно обязательно почистить шляпку. Произрастают моховики в лиственных и хвойных лесах умеренных широт с середины лета до середины осени.

Опёнок растет на основании деревьев, а луговой опенок - на лугах. Его выпуклая шляпка диаметром до 10 см имеет желтовато-коричневый цвет, похожа на зонтик. Длина ножки до 12 см. В верхней части она светлая и имеет белое кольцо (юбочку, а внизу приобретает коричневатый оттенок. Мякоть гриба плотная, суховатая. Опенок осенний растет с августа по октябрь. Его можно обнаружить как на основании мертвых, так и живых деревьев. Чаще всего он встречается в березовой роще. Летний опенок можно собирать и летом, и осенью. Этот гриб можно есть в сушеном, жареном, маринованном и вареном виде.

Сыроежки имеют круглую шляпку с легко отделяемой по краям кожицей. Шляпка достигает 15 см в диаметре. Шляпка может быть выпуклой, плоской, вогнутой или воронкообразной. Цвет ее разнится от красно-коричневого и сине-серого до желтоватого и светло-серого. Ножка белая, хрупкая. Мякоть также имеет белый цвет. Сыроежки можно встретить как в лиственном, так и в хвойном лесу. Они также растут в березовом парке, и на берегу реки. Первые грибы появляются в конце весны, а наибольшее количество встречается в начале осени.

Лисичка — приятный на вид и вкус съедобный гриб. Ее бархатистая шляпка отличается рыжим цветом и напоминает по форме воронку со складочками по краям. Мякоть ее плотная и имеет тот же цвет, что и шляпка. Шляпка плавно переходит в ножку. Ножка также рыжая, гладкая, сужается книзу. Длина ее составляет до 7 см. Лисичка встречается в лиственных, смешанных и хвойных лесах. Ее можно часто найти во мхе и среди хвойных деревьев. Она растет с июня по ноябрь. Употреблять ее можно в любом виде.

Груздь имеет вогнутую шляпку с воронкой в центре и волнистыми краями. Она плотная на ощупь и мясистая. Поверхность шляпки белого цвета и бывает покрыта пушком, бывает сухой или наоборот, слизистой и мокрой в зависимости от вида груздя. Мякоть ломкая и при разломе выделяется белый сок с горьковатым вкусом. В зависимости от вида груздя сок может желтеть или розоветь на сломе. Ножка груздя плотная, белого цвета. Этот гриб растет в лиственных и смешанных лесах, часто укрыт сухой листвой так, что его не видно, а видно лишь холмик. Собирать его можно с первого летнего месяца по сентябрь. Грузди хорошо подходят для маринования. Значительно реже их жарят или употребляют в вареном виде. Груздь бывает и черным, но его вкус гораздо хуже, чем у белого.

Волнушки отличаются небольшой шляпкой, имеющей вдавление в центре и красивую бахрому по слегка подвернутым краям. Ее цвет варьирует от желтоватого до розового. Мякоть белая и плотная. Сок белый, густой, имеет очень горький вкус, поэтому перед тем, как готовить этот гриб, его нужно долго отмачивать. Ножка плотная, до 6 см в длину. Волнушки любят влажную местность и растут в лиственных и смешанных лесах, предпочитая березы. Их лучше всего собирать с августа по сентябрь. Волнушки можно есть в засоленном и маринованном виде.

Рыжики похожи на волнушки, но больше по размеру, у них нет бахромы по краям, они светло-оранжевого цвета, а мякоть на срезе тоже оранжевая, по краю зеленеет. У гриба нет горького сока, поэтому готовить его можно сразу, не вымачивая. Рыжики жарят, варят и маринуют.

Шампиньоны растут и в лесу, и в городе, и даже на свалках и в подвалах с лета по осень. Пока гриб молодой, его шляпка имеет форму половины шара белого или сероватого цвета, обратная сторона шляпки затянута белой пеленой. Когда шляпка раскрывается, пелена превращается в юбочку на ножке, обнажая серые пластинки со спорами. Шампиньоны жарят, варят, маринуют.

Воспитатель: Настоящий грибник тот, кто собирает грибы так, чтобы не навредить лесу, природе и всегда соблюдает определенные правила. Как вы думаете, как правильно сорвать гриб? (Ответы детей). При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать. А теперь разберемся почему. Из каких частей состоит гриб? (Ответы детей). Но шляпка и ножка это не весь гриб, это только его наземная часть, которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти «нити» похожи на тонкое кружево. По ним из земли к грибам поступает вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю – тонкие белые «ниточки» рвутся, грибница разрушается, и на следующий год на этом месте грибы не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет. Первое правило грибника - при сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

Ядовитые грибы

Несъедобные грибы или продукты питания, содержащие их яды, могут вызвать сильное отравление у человека и даже гибель. К самым опасным для жизни несъедобным, ядовитым грибам относятся : мухоморы, бледная поганка, ложные опята.

Мухомор — очень заметный в лесу гриб. Его красная шляпка с белыми крапинками видна леснику издалека. Однако, в зависимости от вида, шляпки могут быть еще и других цветов: зеленого, коричневого, белого, оранжевого. Шляпка по форме напоминает зонтик. Этот гриб довольно крупных размеров. Ножка обычно расширяется книзу. На ней расположена «юбочка». Она представляет собой остатки оболочки, в которой находились молодые грибы. Этот ядовитый гриб можно спутать с сыроежкой золотисто-красной. У сыроежки шляпка, немного вдавленная в центре и нет "юбочки" (вольвы).

Бледная поганка (мухомор зеленый) даже в небольшом количестве может нанести большой вред здоровью человека. Шляпка ее может быть белого, зеленого, серого или желтоватого цвета. А вот форма зависит от возраста гриба. Шляпка молодой бледной поганки напоминает небольшое яйцо, а со временем она становится почти плоской. Ножка гриба белого цвета, тонкая, расширяется к основанию. Мякоть не изменяется в месте надреза и не имеет запаха. Бледная поганка растет во всех лесах с глиноземной почвой. Этот гриб очень похож на шампиньоны и сыроежки. Однако, пластинки шампиньонов обычно окрашены темнее, а у бледной поганки они белого цвета. У сыроежек нет этой юбочки на ножке, и они более ломкие.

Ложные опята можно легко спутать со съедобными опятами. Они обычно растут на пнях. Шляпка этих грибов имеет яркую окраску, а края покрыты белыми хлопьевидными частичками. В отличие от съедобных опят, запах и вкус у этих грибов неприятные.

Желчный гриб - двойник белого. Отличается от боровика тем, что верхняя часть его ножки покрыта темной сеткой, а мякоть розовеет на срезе.

Сатанинский гриб также похож на белый, но его губка под шляпкой красноватая, на ножке красная сеточка, а срез становится лиловым.

Перечный гриб похож на моховик или масленок, но губка под шляпкой лилового цвета.

Ложная лисичка - несъедобный двойник лисички. По цвету ложная лисичка более темная, красновато-оранжевая, на изломе шляпки выделяется белый сок.

У моховика тоже есть несъедобный двойник.

Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, если увидишь несъедобный или ядовитый гриб? (Ответы детей). Если ты увидел в лесу несъедобный или ядовитый гриб, то такой гриб ни в коем случае нельзя трогать, срывать, топтать ногами. Дело в том, что грибы, которые вредны для людей, едят сороки, лоси, олени, некоторые мыши, слизни и многие другие животные. Также в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Многие грибы «дружат» с деревьями и помогают им расти. В свою очередь, деревья помогают получать грибам пищу. Второе правило грибника – несъедобные и ядовитые грибы нельзя срывать и сбивать, так как эти грибы нужны животным и растениям. Есть еще и третье правило грибника – «Не уверен - не бери». Так как у многих грибов есть похожие грибы двойники – несъедобные и ядовитые, иногда трудно разобраться, съедобен ли гриб. Собирать нужно только те грибы, в которых ты полностью уверен. При малейших сомнениях лучше отказаться от идеи положить гриб в корзинку.

Интересные факты про грибы

Грибы - это не только те, у которых есть шляпка и ножка и которые растут в лесу.

- Дрожжевые грибы применяют для создания некоторых напитков, используя их в процессе брожения (к примеру, квас). Плесневые грибы являются источником антибиотиков и ежедневно спасают миллионы жизней. Особые виды грибов применяют для придания продуктам, например, сырам, особенного вкуса. Также их используют для создания химических веществ.

- Споры грибов, с помощью которых происходит их размножение, могут прорости через 10 лет и более.

- Встречаются и хищные виды грибов, которые питаются червяками. Их грибница образует плотные кольца, при попадании в которые уже невозможно вырваться.

- Самому древнему грибу, найденному в янтаре, насчитывают 100 миллионов лет.

- Интересным фактом является и то, что муравьи-листорезы способны самостоятельно выращивать грибы, необходимые им для питания. Такую способность они обрели 20 миллионов лет назад.

- В природе насчитывается около 68 видов светящихся грибов. Чаще всего они встречаются в Японии. Такие грибы отличаются тем, что светятся в темноте зеленым цветом, особенно эффектно это смотрится, если гриб растет в середине подгнивших стволов деревьев.

- Некоторые грибы приводят к серьезным заболеваниям и поражают сельскохозяйственные растения.

Грибы — это загадочные и очень интересные организмы, полные нераскрытых тайн и необычных открытий. Съедобные виды являются очень вкусным и полезным продуктом, а несъедобные могут принести большой вред здоровью. Поэтому важно уметь их отличать и не стоит класть в корзину гриб, в котором нет полной уверенности.

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте и отгадайте, о каком грибе идет речь?

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Юбочка на ножке,

Прыгай в лукошко.

(Масленок)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай не мешкай!

Это (Сыроежки)

Красная шляпка, ножка синеет,

Кто этот гриб в непогоду согреет?

тепло под осиной. Тепло и уютно.

Здесь этот гриб в доме как будто.

(Подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Беленькие конопушки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос яркий, как Петрушка,

Ядовитый …

(Мухомор)

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются …

(Лисички)

Конечно, не белый –

Грибок я попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Над грибами главный –

Гладенький и славный.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)

В лесу есть грибы, что не надо искать.

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и рвать –

Яд в них опасный. Это - …

(Поганки)

В лесу – чудо:

Растет блюдо!

Дождь пройдет –

Воды нальет.

Хороша водица –

Ежику напиться.

(Груздь)

Розовые шляпки

с нежной бахромой,

А разломишь, сок увидишь,

Белый и густой.

(Волнушки)

Воспитатель: А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили какие грибы съедобные, а какие нет.

Игра «Съедобные – несъедобные»

Водящий бросает мяч игроку и называет какой-либо гриб. Ребенок, получивший мяч, должен либо поймать его (если гриб съедобный, либо отбить мяч (если гриб несъедобный).

Воспитатель: Молодцы, а теперь проверим можно ли вас назвать грибниками.

Игра «Собери грибы в корзину»

На полу разложены картинки или муляжи грибов. Играющие делятся на две команды. Под музыку дети собирают съедобные грибы в корзинку (каждая команда в свою). Надо быстро и правильно собрать только съедобные грибы, пока звучит музыка. Далее каждый по очереди выбирает себе гриб и описывает его по схеме: название, отличительные признаки, место произрастания.

Игра «Парные картинки»

Перед детьми на столе разложены парные картинки со съедобными грибами и их несъедобными двойниками. Необходимо выбрать картинку, показать какой их грибов съедобный, а какой нет, а также назвать отличия съедобного и ядовитого гриба.

Игра «Говорящие названия»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у некоторых грибов «говорящие названия», показывает картинки или муляжи грибов и задает наводящие вопросы:

1. Почему это гриб называется лисичка? (Он рыжий, как лиса);

2. Почему этот гриб называется масленок? (Его шляпка блестит, как будто смазана маслом);

3. Почему этот гриб называется волнушка? (На шляпке можно различить кольца – волны);

4. Почему этот гриб называется белым? (При кулинарной обработке ножка гриба всегда остается белой, в то время как другие грибы чернеют);

5. Почему этот гриб называется подосиновик? (Любит расти под осиной);

6. Почему этот гриб называется подберезовик? (Любит расти под березой);

7. Почему этот гриб называется моховик? (Любит расти во мхах);

8. Почему этот гриб называется опенок? (Растет на пнях или около пней).

Подвижная игра «Грибник»

С помощью считалки выбирается «грибник». Дети-грибы встают в круг, в середине круга стоит «грибник». Круг начинает двигаться вокруг «грибника», а «грибник» движется по кругу в противоположном направлении. Дети-грибы хором говорят :

Под осины, под дубы

Нынче прячутся грибы,

Под березы и под елки,

Под листочки и иголки.

Босоноги и пригожи,

Друг на друга так похож.

Ты грибник выходи

И попробуй нас найти.

После этих слов «грибник» произносит: «Я по лесу пойду, кто не спрятался, найду». Дети-грибы разбегаются и прячутся, важно не двигаться, тогда «грибник» не найдет гриб.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

Дидактическая игра «Вопрос – ответ»

1. Какие бывают грибы? (Грибы бывают разные – съедобные, несьедобные, ядовитые).

2. Назовите съедобные грибы.

3. Назовите несъедобные и ядовитые грибы.

4. Назовите первое правило грибника. (При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу).

5. Назовите второе правило грибника. (Несъедобные и ядовитые грибы нельзя срывать и сбивать, так как эти грибы нужны животным и растениям).

6. Назовите третье правило грибника. («Не уверен - не бери». Собирать нужно только те грибы, в которых ты полностью уверен).

Прикреплённые файлы:

griby_fdbtq.pptx | 9133,8 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Домашние животные» для второй младшей группы .

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме «Дары осени. Грибы» Сорокина Виталия Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме "Дары осени. Грибы" Цель: расширять представления детей.

Конспект НОД в старшей группе «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» Милованова Е. А., МБДОУ»Детский сад №22», г. Рязань Тема занятия: «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» Приоритетная образовательная область.

Конспект ОД «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: расширять знания детей о природе; знакомить со съедобными и несъедобными грибами; продолжать прививать любовь к фольклору; обратить.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей логопедической группе «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (логопедической) «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Формировать представления.

Конспект занятия по обучениюграмоте в старшей группе «Знакомство со звуком [и] буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные»Конспект занятия по обучениюграмоте в старшей группе «Знакомство со звуком [и] буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные» Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема: "Знакомство со звуком (и) буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы.

Конспект занятия по познавательному развитию по теме: «Грибы» для детей средней группы Конспект занятия по познавательному развитию по теме: «Грибы» для детей средней группы Цель: Продолжать знакомить с особенностями внешнего.

Конспект занятия «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект занятия «Съедобные и несъедобные грибы» Подготовила Титкова Н. Н. Цель: Формировать представления детей о съедобных и несъедобных.

ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и несъедобные грибы» ОД по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы». Цель: Расширить и уточнить знания детей о.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Съедобные и несъедобные грибы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» Познавательно- творческий проект с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 21:35
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД