Получи документы

НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»

Татьяна Егорова
НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

1. Познакомить детей с разнообразием и ролью грибов в природе. Формировать представления о необходимости их охраны.

2. Закладывать основы экологически грамотного и безопасного поведения ребенка на природе.

3. Развивать познавательную активность и речь детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку:

У кого одна нога, да и та без сапога?

Шапочка, да ножка – вот и весь Ермошка.

(Гриб)

Воспитатель:

Публикация «НОД по познавательному развитию для подготовительной группы „Съедобные — несъедобные“ по теме „Грибы“» размещена в разделах

Сегодня мы поговорим о грибах. Чаще всего грибы собирают летом и ранней осенью, когда идут дожди. Есть даже такое выражение «грибной дождь», и русская народная пословица говорит нам: «Будет дождик – будут и грибки, а будут грибки – будут и кузовки». А если погода засушливая так и грибов не будет. Скажите, а кто-нибудь из вас собирал грибы? (ответы детей). Можно ли собирать грибы детям самостоятельно? (Нет) А почему? (Ответы детей). Конечно, собирать грибы можно только с человеком, который хорошо разбирается в грибах, знает какой гриб съедобный, а какой нет. Как называют такого человека? (Грибник).

Воспитатель: Сегодня я буду грибником и научу вас разбираться в некоторых грибах.

Показ презентации «Грибы»

К самым популярным у грибников съедобным грибам относятся : белый гриб, подберезовик, подосиновик, масленок, моховик, опёнок, груздь, сыроежка, лисичка, рыжик, волнушка. У одного гриба может быть много разновидностей, оттого и выглядеть грибы с одним названием могут по-разному.

Белый гриб (боровик) обожают грибники за его непревзойденный вкус и аромат. Он очень похож по форме на бочонок. Шапка этого гриба похожа на круглую подушку и имеет коричневый цвет, от бледного до темного. Поверхность ее гладкая. Мякоть плотная, белого цвета, не имеет запаха и обладает приятным ореховым вкусом. Ножка белого гриба очень объемная, до 5 см толщиной, белого, иногда бежевого цвета. Большая ее часть находится под землей. Этот гриб можно собирать с июня по октябрь в хвойных, лиственных или смешанных лесах и внешний вид его зависит от того, где он растет. Употреблять белый гриб можно в любом виде. При кулинарной обработке ножка гриба всегда остается белой, в то время как другие грибы чернеют.

Подберёзовик обыкновенный (обабок) также довольно желанный для грибников гриб. Шляпка его также имеет форму подушки, и окрашена либо в светло-коричневый, либо в темно-коричневый цвет. Ее диаметр до 15 см. Мякоть шляпки белого цвета, но может слегка порозоветь на срезе. Длина ножки составляет до 15 см. Она слегка расширяется книзу и имеет светло-серый цвет с коричневыми чешуйками. Подберезовик произрастает в лиственных и смешанных лесах с июня и до поздней осени. Он очень любит свет, поэтому чаще всего его можно встретить на опушках. Подберезовик можно употреблять в вареном, жаренном и тушеном виде.

Подосиновик (красноголовик) легко узнать по интересному цвету его шляпки, напоминающей осеннюю листву. Цвет шляпки зависит от места произрастания. Он варьирует от почти белого, до желто-красного или коричневого. В месте надлома мякоть гриба начинает менять цвет и темнеет вплоть до черного. Ножка подосиновика очень плотная и крупная, длиной достигает 15 см. На вид от подберезовика подосиновик отличается еще и тем, что у него на ножки черные пятнышки нарисованы как бы горизонтально, а у подберезовика больше вертикально. Растет он в смешанных лесах, в осинниках и мелколесье.

Масленок имеет довольно широкую шляпку, до 10 см в диаметре. Она может быть окрашена цветом от желтого до шоколадного, выпуклой формы. Кожицу можно легко отделить от мякоти шляпки и на ощупь она может быть очень слизистая, скользкая. Мякоть, находящаяся в шляпке, мягкая, желтоватая и сочная. У молодых маслят губка под шляпкой затянута белой пленочкой, у взрослых от нее на ножке остается юбочка. Ножка имеет форму цилиндра. В верхней части она желтая, а в нижней может быть слегка темнее. Масленок произрастает в хвойных лесах на песчаной почве с мая по ноябрь. Его можно употреблять в маринованном, сушеном и соленом виде.

Моховики имеют подушковидную шляпку с бархатной кожицей от бурого до темно-зеленого цвета. Ножка плотная, желто-бурая. Мякоть может синеть или зеленеть на разрезе и имеет бурый цвет. Чаще всего встречаются зеленый и желто-бурый моховики. Они имеют отменные вкусовые качества и могут употребляться в жареном и сушеном виде. Перед тем, как принимать его в пищу нужно обязательно почистить шляпку. Произрастают моховики в лиственных и хвойных лесах умеренных широт с середины лета до середины осени.

Опёнок растет на основании деревьев, а луговой опенок - на лугах. Его выпуклая шляпка диаметром до 10 см имеет желтовато-коричневый цвет, похожа на зонтик. Длина ножки до 12 см. В верхней части она светлая и имеет белое кольцо (юбочку, а внизу приобретает коричневатый оттенок. Мякоть гриба плотная, суховатая. Опенок осенний растет с августа по октябрь. Его можно обнаружить как на основании мертвых, так и живых деревьев. Чаще всего он встречается в березовой роще. Летний опенок можно собирать и летом, и осенью. Этот гриб можно есть в сушеном, жареном, маринованном и вареном виде.

Сыроежки имеют круглую шляпку с легко отделяемой по краям кожицей. Шляпка достигает 15 см в диаметре. Шляпка может быть выпуклой, плоской, вогнутой или воронкообразной. Цвет ее разнится от красно-коричневого и сине-серого до желтоватого и светло-серого. Ножка белая, хрупкая. Мякоть также имеет белый цвет. Сыроежки можно встретить как в лиственном, так и в хвойном лесу. Они также растут в березовом парке, и на берегу реки. Первые грибы появляются в конце весны, а наибольшее количество встречается в начале осени.

Лисичка — приятный на вид и вкус съедобный гриб. Ее бархатистая шляпка отличается рыжим цветом и напоминает по форме воронку со складочками по краям. Мякоть ее плотная и имеет тот же цвет, что и шляпка. Шляпка плавно переходит в ножку. Ножка также рыжая, гладкая, сужается книзу. Длина ее составляет до 7 см. Лисичка встречается в лиственных, смешанных и хвойных лесах. Ее можно часто найти во мхе и среди хвойных деревьев. Она растет с июня по ноябрь. Употреблять ее можно в любом виде.

Груздь имеет вогнутую шляпку с воронкой в центре и волнистыми краями. Она плотная на ощупь и мясистая. Поверхность шляпки белого цвета и бывает покрыта пушком, бывает сухой или наоборот, слизистой и мокрой в зависимости от вида груздя. Мякоть ломкая и при разломе выделяется белый сок с горьковатым вкусом. В зависимости от вида груздя сок может желтеть или розоветь на сломе. Ножка груздя плотная, белого цвета. Этот гриб растет в лиственных и смешанных лесах, часто укрыт сухой листвой так, что его не видно, а видно лишь холмик. Собирать его можно с первого летнего месяца по сентябрь. Грузди хорошо подходят для маринования. Значительно реже их жарят или употребляют в вареном виде. Груздь бывает и черным, но его вкус гораздо хуже, чем у белого.

Волнушки отличаются небольшой шляпкой, имеющей вдавление в центре и красивую бахрому по слегка подвернутым краям. Ее цвет варьирует от желтоватого до розового. Мякоть белая и плотная. Сок белый, густой, имеет очень горький вкус, поэтому перед тем, как готовить этот гриб, его нужно долго отмачивать. Ножка плотная, до 6 см в длину. Волнушки любят влажную местность и растут в лиственных и смешанных лесах, предпочитая березы. Их лучше всего собирать с августа по сентябрь. Волнушки можно есть в засоленном и маринованном виде.

Рыжики похожи на волнушки, но больше по размеру, у них нет бахромы по краям, они светло-оранжевого цвета, а мякоть на срезе тоже оранжевая, по краю зеленеет. У гриба нет горького сока, поэтому готовить его можно сразу, не вымачивая. Рыжики жарят, варят и маринуют.

Шампиньоны растут и в лесу, и в городе, и даже на свалках и в подвалах с лета по осень. Пока гриб молодой, его шляпка имеет форму половины шара белого или сероватого цвета, обратная сторона шляпки затянута белой пеленой. Когда шляпка раскрывается, пелена превращается в юбочку на ножке, обнажая серые пластинки со спорами. Шампиньоны жарят, варят, маринуют.

Воспитатель: Настоящий грибник тот, кто собирает грибы так, чтобы не навредить лесу, природе и всегда соблюдает определенные правила. Как вы думаете, как правильно сорвать гриб? (Ответы детей). При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать. А теперь разберемся почему. Из каких частей состоит гриб? (Ответы детей). Но шляпка и ножка это не весь гриб, это только его наземная часть, которую мы видим. Тоненькие белые нити грибницы, на которых вырастают грибы, находятся в земле. Эти «нити» похожи на тонкое кружево. По ним из земли к грибам поступает вода и питательные вещества. Если человек при сборе грибов ворошит палкой листья, разрывает мох, землю – тонкие белые «ниточки» рвутся, грибница разрушается, и на следующий год на этом месте грибы не вырастают. Кроме того, без «одеяла» из листьев, мха и земли грибница высыхает. Если грибницу беречь, она может прожить сотни лет. Первое правило грибника - при сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу.

Ядовитые грибы

Несъедобные грибы или продукты питания, содержащие их яды, могут вызвать сильное отравление у человека и даже гибель. К самым опасным для жизни несъедобным, ядовитым грибам относятся : мухоморы, бледная поганка, ложные опята.

Мухомор — очень заметный в лесу гриб. Его красная шляпка с белыми крапинками видна леснику издалека. Однако, в зависимости от вида, шляпки могут быть еще и других цветов: зеленого, коричневого, белого, оранжевого. Шляпка по форме напоминает зонтик. Этот гриб довольно крупных размеров. Ножка обычно расширяется книзу. На ней расположена «юбочка». Она представляет собой остатки оболочки, в которой находились молодые грибы. Этот ядовитый гриб можно спутать с сыроежкой золотисто-красной. У сыроежки шляпка, немного вдавленная в центре и нет "юбочки" (вольвы).

Бледная поганка (мухомор зеленый) даже в небольшом количестве может нанести большой вред здоровью человека. Шляпка ее может быть белого, зеленого, серого или желтоватого цвета. А вот форма зависит от возраста гриба. Шляпка молодой бледной поганки напоминает небольшое яйцо, а со временем она становится почти плоской. Ножка гриба белого цвета, тонкая, расширяется к основанию. Мякоть не изменяется в месте надреза и не имеет запаха. Бледная поганка растет во всех лесах с глиноземной почвой. Этот гриб очень похож на шампиньоны и сыроежки. Однако, пластинки шампиньонов обычно окрашены темнее, а у бледной поганки они белого цвета. У сыроежек нет этой юбочки на ножке, и они более ломкие.

Ложные опята можно легко спутать со съедобными опятами. Они обычно растут на пнях. Шляпка этих грибов имеет яркую окраску, а края покрыты белыми хлопьевидными частичками. В отличие от съедобных опят, запах и вкус у этих грибов неприятные.

Желчный гриб - двойник белого. Отличается от боровика тем, что верхняя часть его ножки покрыта темной сеткой, а мякоть розовеет на срезе.

Сатанинский гриб также похож на белый, но его губка под шляпкой красноватая, на ножке красная сеточка, а срез становится лиловым.

Перечный гриб похож на моховик или масленок, но губка под шляпкой лилового цвета.

Ложная лисичка - несъедобный двойник лисички. По цвету ложная лисичка более темная, красновато-оранжевая, на изломе шляпки выделяется белый сок.

У моховика тоже есть несъедобный двойник.

Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, если увидишь несъедобный или ядовитый гриб? (Ответы детей). Если ты увидел в лесу несъедобный или ядовитый гриб, то такой гриб ни в коем случае нельзя трогать, срывать, топтать ногами. Дело в том, что грибы, которые вредны для людей, едят сороки, лоси, олени, некоторые мыши, слизни и многие другие животные. Также в грибах откладывают свои личинки некоторые насекомые. Многие грибы «дружат» с деревьями и помогают им расти. В свою очередь, деревья помогают получать грибам пищу. Второе правило грибника – несъедобные и ядовитые грибы нельзя срывать и сбивать, так как эти грибы нужны животным и растениям. Есть еще и третье правило грибника – «Не уверен - не бери». Так как у многих грибов есть похожие грибы двойники – несъедобные и ядовитые, иногда трудно разобраться, съедобен ли гриб. Собирать нужно только те грибы, в которых ты полностью уверен. При малейших сомнениях лучше отказаться от идеи положить гриб в корзинку.

Интересные факты про грибы

Грибы - это не только те, у которых есть шляпка и ножка и которые растут в лесу.

- Дрожжевые грибы применяют для создания некоторых напитков, используя их в процессе брожения (к примеру, квас). Плесневые грибы являются источником антибиотиков и ежедневно спасают миллионы жизней. Особые виды грибов применяют для придания продуктам, например, сырам, особенного вкуса. Также их используют для создания химических веществ.

- Споры грибов, с помощью которых происходит их размножение, могут прорости через 10 лет и более.

- Встречаются и хищные виды грибов, которые питаются червяками. Их грибница образует плотные кольца, при попадании в которые уже невозможно вырваться.

- Самому древнему грибу, найденному в янтаре, насчитывают 100 миллионов лет.

- Интересным фактом является и то, что муравьи-листорезы способны самостоятельно выращивать грибы, необходимые им для питания. Такую способность они обрели 20 миллионов лет назад.

- В природе насчитывается около 68 видов светящихся грибов. Чаще всего они встречаются в Японии. Такие грибы отличаются тем, что светятся в темноте зеленым цветом, особенно эффектно это смотрится, если гриб растет в середине подгнивших стволов деревьев.

- Некоторые грибы приводят к серьезным заболеваниям и поражают сельскохозяйственные растения.

Грибы — это загадочные и очень интересные организмы, полные нераскрытых тайн и необычных открытий. Съедобные виды являются очень вкусным и полезным продуктом, а несъедобные могут принести большой вред здоровью. Поэтому важно уметь их отличать и не стоит класть в корзину гриб, в котором нет полной уверенности.

Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте и отгадайте, о каком грибе идет речь?

Грибочек, грибок,

Масляный бок,

Юбочка на ножке,

Прыгай в лукошко.

(Масленок)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных,

Собирай не мешкай!

Это (Сыроежки)

Красная шляпка, ножка синеет,

Кто этот гриб в непогоду согреет?

тепло под осиной. Тепло и уютно.

Здесь этот гриб в доме как будто.

(Подосиновик)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята)

Ножка белая, прямая,

Шляпка красная, большая,

А на шапке, как веснушки,

Беленькие конопушки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос яркий, как Петрушка,

Ядовитый …

(Мухомор)

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки.

Эти дружные сестрички

Называются …

(Лисички)

Конечно, не белый –

Грибок я попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(Подберезовик)

Над грибами главный –

Гладенький и славный.

Стоял на крепкой ножке,

Теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб)

В лесу есть грибы, что не надо искать.

Много растет их на каждой полянке,

Но эти грибы нельзя трогать и рвать –

Яд в них опасный. Это - …

(Поганки)

В лесу – чудо:

Растет блюдо!

Дождь пройдет –

Воды нальет.

Хороша водица –

Ежику напиться.

(Груздь)

Розовые шляпки

с нежной бахромой,

А разломишь, сок увидишь,

Белый и густой.

(Волнушки)

Воспитатель: А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили какие грибы съедобные, а какие нет.

Игра «Съедобные – несъедобные»

Водящий бросает мяч игроку и называет какой-либо гриб. Ребенок, получивший мяч, должен либо поймать его (если гриб съедобный, либо отбить мяч (если гриб несъедобный).

Воспитатель: Молодцы, а теперь проверим можно ли вас назвать грибниками.

Игра «Собери грибы в корзину»

На полу разложены картинки или муляжи грибов. Играющие делятся на две команды. Под музыку дети собирают съедобные грибы в корзинку (каждая команда в свою). Надо быстро и правильно собрать только съедобные грибы, пока звучит музыка. Далее каждый по очереди выбирает себе гриб и описывает его по схеме: название, отличительные признаки, место произрастания.

Игра «Парные картинки»

Перед детьми на столе разложены парные картинки со съедобными грибами и их несъедобными двойниками. Необходимо выбрать картинку, показать какой их грибов съедобный, а какой нет, а также назвать отличия съедобного и ядовитого гриба.

Игра «Говорящие названия»

Воспитатель обращает внимание детей на то, что у некоторых грибов «говорящие названия», показывает картинки или муляжи грибов и задает наводящие вопросы:

1. Почему это гриб называется лисичка? (Он рыжий, как лиса);

2. Почему этот гриб называется масленок? (Его шляпка блестит, как будто смазана маслом);

3. Почему этот гриб называется волнушка? (На шляпке можно различить кольца – волны);

4. Почему этот гриб называется белым? (При кулинарной обработке ножка гриба всегда остается белой, в то время как другие грибы чернеют);

5. Почему этот гриб называется подосиновик? (Любит расти под осиной);

6. Почему этот гриб называется подберезовик? (Любит расти под березой);

7. Почему этот гриб называется моховик? (Любит расти во мхах);

8. Почему этот гриб называется опенок? (Растет на пнях или около пней).

Подвижная игра «Грибник»

С помощью считалки выбирается «грибник». Дети-грибы встают в круг, в середине круга стоит «грибник». Круг начинает двигаться вокруг «грибника», а «грибник» движется по кругу в противоположном направлении. Дети-грибы хором говорят :

Под осины, под дубы

Нынче прячутся грибы,

Под березы и под елки,

Под листочки и иголки.

Босоноги и пригожи,

Друг на друга так похож.

Ты грибник выходи

И попробуй нас найти.

После этих слов «грибник» произносит: «Я по лесу пойду, кто не спрятался, найду». Дети-грибы разбегаются и прячутся, важно не двигаться, тогда «грибник» не найдет гриб.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать.

Дидактическая игра «Вопрос – ответ»

1. Какие бывают грибы? (Грибы бывают разные – съедобные, несьедобные, ядовитые).

2. Назовите съедобные грибы.

3. Назовите несъедобные и ядовитые грибы.

4. Назовите первое правило грибника. (При сборе грибы лучше всего срезать или аккуратно выкручивать, чтобы не повредить грибницу).

5. Назовите второе правило грибника. (Несъедобные и ядовитые грибы нельзя срывать и сбивать, так как эти грибы нужны животным и растениям).

6. Назовите третье правило грибника. («Не уверен - не бери». Собирать нужно только те грибы, в которых ты полностью уверен).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Домашние животные» для второй младшей группы .

Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме «Дары осени. Грибы» Сорокина Виталия Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию по теме "Дары осени. Грибы" Цель: расширять представления детей.

Конспект НОД в старшей группе «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» Милованова Е. А., МБДОУ»Детский сад №22», г. Рязань Тема занятия: «Съедобные и ядовитые грибы и ягоды» Приоритетная образовательная область.

Конспект ОД «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: расширять знания детей о природе; знакомить со съедобными и несъедобными грибами; продолжать прививать любовь к фольклору; обратить.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей логопедической группе «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе (логопедической) «Съедобные и несъедобные грибы» Цель: Формировать представления.

Конспект занятия по обучениюграмоте в старшей группе «Знакомство со звуком [и] буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные»Конспект занятия по обучениюграмоте в старшей группе «Знакомство со звуком [и] буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные» Конспект занятия по грамоте в старшей группе Тема: "Знакомство со звуком (и) буквами И, и. Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Лепка буквы.

Конспект занятия по познавательному развитию по теме: «Грибы» для детей средней группы Конспект занятия по познавательному развитию по теме: «Грибы» для детей средней группы Цель: Продолжать знакомить с особенностями внешнего.

Конспект занятия «Съедобные и несъедобные грибы» Конспект занятия «Съедобные и несъедобные грибы» Подготовила Титкова Н. Н. Цель: Формировать представления детей о съедобных и несъедобных.

ОД по формированию целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и несъедобные грибы» ОД по формирование целостной культуры мира в старшей группе «Съедобные и не съедобные грибы». Цель: Расширить и уточнить знания детей о.

Познавательно-творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста «Съедобные и несъедобные грибы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» Познавательно- творческий проект с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 21:35
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по познавательному развитию для подготовительной группы «Съедобные — несъедобные» по теме «Грибы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Егорова (УИ 111667) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД