Папки-передвижки

Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности «Свойство воздуха»

Раиса Салимгалеева
Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности «Свойство воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад №5» г. Пласта

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательно–исследовательской деятельности на тему «Свойства воздуха»

в подготовительной к школе логопедической группе

Воспитатель: Салимгалеева Р. А.

Г. Пласт

2019г

Публикация «Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности „Свойство воздуха“» размещена в разделах

Цель: Расширять и закреплять представления детей о воздухе и его свойствах. Создание условий для детского экспериментирования, формирование навыков познавательной активности детей

Задачи:

Обучающие:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации.

3. Развивать экологическое сознание

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения.

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты)

2. Наглядные (Рассматривание картин)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы)

Материал: стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2 свечки, спички.

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, резиновые игрушки, зубочистки, картинки-карточки.

Дидактический: «Электробытовая техника».

Ход НОД:

1. Организационный момент

Воспитатель:

Ну что все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все дети хором: «Доброе утро»

Воспитатель:

Приглашаю вас в свою лабораторию. Скажите, ребята, что такое лаборатория? Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты?

Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать?

Дети (хоровой ответ) : Да.

Я приглашаю вас стать моими помощниками. Мы с вами сегодня узнаем много интересного на занятии и в конце занятия вы получите медали. При проведении экспериментов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными и для этого необходимо соблюдать правила безопасности.

Можно я возьму на себя роль заведующей лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории. Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

Дети проговаривают правила:

1. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

2. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место, пролил воду - вытери салфеткой.

5. Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослого.

Воспитатель:

И так, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Воспитатель: Что это?

Дети (хоровой ответ) : Воздух

Воспитатель: Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах.

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух?

Дети (хоровой ответ) : Чтобы дышать

Воспитатель: А где есть воздух?

Дети (хоровой ответ) : Везде

Воспитатель: А кто дышит воздухом?

Дети (индивидуальные ответы) : Люди, птицы, животные, насекомые, растения.

Воспитатель: А можно жить без воздуха?

Дети (хоровой ответ) : Нет

Воспитатель: Почему?

Дети (индивидуальные ответы) : Человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.

Дети проходят к столу и садятся.

1. Опыт.

Воспитатель: Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь?

Дети (хоровой ответ) : Нет, он пустой.

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, возможно, ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку.

Дети (хоровой ответ) : Да

Воспитатель: Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

Воспитатель: Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан?

Дети: дети убеждаются, что салфетка на дне стакана суха.

Воспитатель: Намокла ли салфетка?

Дети (хоровые ответы) : Нет, не намокла

Воспитатель: Что же помешало воде её намочить?

Дети (индивидуальные ответы) : Ответы детей - воздух в стакане.

Воспитатель: А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

Дети (индивидуальные ответы) : Пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет.

Вывод: Воздух занимает место

(Карточка-символ)

Дыхательная гимнастика:

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко. (медленный вдох-выдох на 4 сек)

Подыши одной ноздрей

И к тебе придет покой.

(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей,

указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

2. Опыт.

Воспитатель:

Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас. Как можно его обнаружить? А я предлагаю попробовать его поймать. Как можно это сделать? Возьмите пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

Воспитатель: Что произошло с пакетами? Что в них находится?

Дети (хоровые ответы) : Воздух

Воспитатель: Какой он? Вы его видите?

Дети (хоровые ответы) : Нет.

Воспитатель: А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?

Дети (хоровые ответы) : Дует ветерок.

Воспитатель: Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем что? Почувствовать! Почувствовать, как легкий ветерок на коже лица. А теперь помашите веером на себя. Что мы сейчас почувствовали?

Дети (хоровые ответы) : Сильный ветер.

Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха?

Дети (хоровые ответы) : В ветреную.

Ветер-это и есть движение воздуха.

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный;

Воздух можно почувствовать кожей. ( Карточки-символы: качающееся на ветру дерево)

3. Опыт.

Воспитатель: Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух?

(Ветер, насос, музыкальные инструменты и т. д.)

Воспитатель: Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?

Дети (хоровые ответы) : Да.

Воспитатель: А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?

Дети (индивидуальные ответы) : Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки).

Воспитатель: Мы еще раз убедились, что воздух есть, он наполняет все кругом.

Вывод: Воздух можно услышать; воздух не имеет своей формы, он заполняет собой другие предметы. (Карточки-символы)

4. Опыт.

Воспитатель: Продолжим исследования. Ребята, у вас стоят банки с водой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой?

Дети (хоровые ответы) : Нет

Воспитатель: А где находится слой воды?

Дети (хоровые ответы) : В нижней половине банки).

Воспитатель: А где слой воздуха?

Дети (хоровые ответы) : В верхней половине банки.

Воспитатель: А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды.

Воспитатель: Убедимся в этом еще раз. На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочки. Подуйте тихонько в трубочку.

Воспитатель: Что происходит? Что вы видите?

Дети (индивидуальные ответы) : В стакане появились пузырьки.

Воспитатель:Частички воздуха поднимаются на поверхность воды. Отсюда вывод: Воздух легче воды. (Карточка символ)

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь – дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный – разъединяют ладони, держа кончики пальцев вместе

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх тучки

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро - покружиться на месте

И его нам не поймать - разводят руки в стороны

Воспитатель: Давайте расскажем, как эти предметы помогают человеку использовать воздух? (на картинке фен, насос, пылесос, вентилятор). Возьмите картинки и расскажите мне, кто знает, стихотворения про эти предметы.

Дети берут картинку и рассказывают стихи про эти предметы.

Воспитатель: Ребята, мы теперь с вами знаем, что воздух везде, и мы им дышим. Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот.

Воспитатель: Не дышите! Легко?

Дети (хоровой ответ) : Нет

Воспитатель: Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило?

Дети (хоровой ответ) : Воздуха

Воспитатель: Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

Дети (хоровой ответ) : Не хватало воздухом, нужно дышать носом, и ртом.

Воспитатель: При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие. Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.

5. Опыт (вспоминаем 5 правило самое важное)

Воспитатель: А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

Воспитатель: Что происходит? Почему свеча в банке погасла?

Дети (индивидуальные ответы) : В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха.

Воспитатель: Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Итог: Итак, воздух загрязняет…

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети (индивидуальные ответы) : На заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

Воспитатель: Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воспитатель: Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес?

Дети (индивидуальные ответы) : Беречь природу, выполнять правила поведения в лесу.

Воспитатель: Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу?

Дети (индивидуальные ответы) : Нельзя мусорить, разжигать костер. Если не соблюдать правила, то лес может погибнуть.

Воспитатель: Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

Публикации по теме:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» во второй младшей группе Конспект опытно-экспериментальной деятельности: «Свойство бумаги» во второй младшей группе». Воспитатель: Федоренко Е. В. Цель: развитие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Разноцветная вода» Цель: Продолжать работу по обобщению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности (познавательно-исследовательской,.

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Знакомимся со свойствами воздуха» Цель: Познакомить со свойствами воздуха. Задачи:1. Дать знания о свойствах воздуха, и его роли в жизни человека и животных; показать способы.

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства воздуха» - Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева»Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Свойство дерева» Цель: Познакомить детей со свойствами дерева. Задачи: • Расширение представлений детей о дереве, его свойствах. • Развитие умений определять.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойство бумаги» во второй младшей группе Цель: развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включения в процесс экспериментирования с бумагой. Задачи:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебное свойство магнита» Конспект опытно – экспериментальной дея-тельности в подготовительной группе на тему: «Волшебное свойство магнита» Выполнила:.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебное свойство магнита» Цель: Формирование представления о различных предметах и их выраженных качествах и свойствах. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами.

Конспект занятия в средней группе «Свойства воздуха» с использованием опытно-исследовательской технологии Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе. Задачи: - обобщить, уточнить ранее.

НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебное свойство магнита» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шадейская средняя общеобразовательная школа» структурное подразделение для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности «Свойство воздуха»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 08:06
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по позновательно-исследовательской деятельности «Свойство воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Раиса Салимгалеева (УИ 460477) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД