Валентина Пуату
НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы «Путешествие солнечных лучиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной группы.
«Путешествие солнечных лучиков»
Образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.
Коррекционно-образовательные задачи.
Публикация «НОД по речевому развитию с детьми подготовительной группы „Путешествие солнечных лучиков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Развитие лексико-грамматического строя речи:
1. Закрепить представления детей о признаках весны;
2. Закрепить представления детей о перелетных птицах (названия птиц, особенности питания, внешнего вида, поведения)
Коррекционно-развивающие задачи :
1. Развивать образное и пространственное мышление;
2. Развивать зрительное и слуховое внимание;
3. Развивать общую и мелкую моторику;
4. Развивать правильное речевое дыхание.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе; уточнение основных правил поведения человека в экосистемах;
2. Развивать интерес к коллективному творчеству;
3. Воспитывать умение работать в коллективе, слушать других, выражать собственное мнение, договариваться.
Оборудование:
1. Конверт с письмом и карточками для проведения дидактических игр;
2. Плоскостные изображения: сорока, дерево, перелетные птицы, насекомые, солнце и лучики, озеро, изображения первоцветов, корзина, зеленые листочки;
3. «Полянка с первоцветами»; природный и бросовый материал для изготовления «гнезда», бельевые прищепки.
5. Ноутбук: для показа слайдов.
6. Аудиозаписи: «Времена года» В. А. Моцарта, «лесной ручей», «пение соловья».
Вводная часть:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Поздоровайтесь с ними. А вот еще и пернатая гостья! И похоже, что у нее есть какие-то новости. Подойдем – ка к ней поближе и посмотрим.
На ковролине вывешено голое дерево, на котором прикреплено изображение сороки с письмом, держащей в клюве конверт с нарисованным цветком и надписью: «Детям группы «Цветик - семицветик», детский садик № 2».
Воспитатель: - А это письмо для нас А еще на конверте есть надпись – «Сказка». Хотите узнать, какая сказка там спряталась? (Ответы детей). Давайте откроем письмо и прочитаем его.
Дети с воспитателем садятся на стулья и читают письмо.
Звучит музыка В. А. Моцарта «Времена года»
Воспитатель: «Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца - Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить печи, чтобы хоть немного согреться. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет мне победить холод! А помощники этого чуда находятся здесь»
Воспитатель: - Ребята, а дальше ничего нет. Но в конверте лежат карточки, давайте достанем их и рассмотрим.
Основная часть:
Воспитатель вывешивает на ковролин карточки, на которых нарисованы костер, крапива, фонарь и печь.
Проводится игра: «Узнай по действию»
Воспитатель: - Шифровка какая-то. Давайте разгадаем ее и узнаем, какие помощники находятся здесь. Какое же чудо здесь может быть спрятано? Давайте подумаем, какие действия выполняют эти предметы?
Ответы детей:
- Огонь (костер) - греет;
- Крапива – жжет.
- Фонарь светит;
- Печь – печет;
И какое же чудо может все это делать? И греть, и жечь, и светить, и печь? Если дети дают неправильный ответ, то воспитатель загадывает загадку.
Воспитатель: Молодцы! Действительно, Солнце – самое большое и доброе чудо. А кто же помощники у солнца? (лучики)
Воспитатель достает из конверта «лучики солнца» .
- Ребята, как вы думаете, сказка закончилась?
Ответы детей:
Воспитатель: - Верно, не закончилась, она только начинается. А чтобы узнать как же Солнце помогло Весне, мы превращаемся в солнечные лучики – помощники Солнца и отправимся в путешествие, согласны?
Ответы детей:
Воспитатель: - Прикоснитесь к лучикам. Превращение состоялось.
Я буду самым старшим лучом, а вы мои младшие друзья – маленькие лучики. Договорились?
Ответы детей:
Воспитатель обращает внимание детей на то, что в конверте есть еще одна карточка, достает карточку, на которой нарисован компьютер: - Что бы это значило? (выслушивает ответы детей)
Садятся за стол. Воспитатель включает ноутбук.
Воспитатель: -Посмотрите внимательно слайды.
Дети смотрят слайды с признаками ранней весны.
После просмотра слайдов воспитатель спрашивает:
- Ребята, а какое время года вы увидели на этих картинках?
- Почему вы так думаете?
- Какие вы запомнили цветы?
- А как их можно назвать, одним словом?
- Где можно увидеть первоцветы?
Ответы детей:
Воспитатель: - Предлагаю пройти на лесную полянку, а вот и тропинка. Ребята, будьте очень внимательны, постарайтесь не обидеть маленьких лесных обитателей.
Звучит муз. В. А. Моцарта «Времена года». Дети с воспитателем идут по «тропинке». Подошли к ширме.
Воспитатель: - Давайте заглянем на полянку, полюбуемся первоцветами и подышим лесным воздухом. (дыхательная гимнастика) Хорошо в лесу весной? (Да) Ребята, а вы хотите, чтобы и в группу к нам пришла Весна?
Дети отвечают:
Воспитатель:- Давайте подумаем, как приготовиться к ее приходу. (Выслушивает предложения детей) Мне кажется, что мы можем создать в нашей группе весенний уголок. А в весеннем уголке, наверно, должны быть цветы. Может быть, мы сорвем эти первоцветы? Как вы думаете?
Дети отвечают:- Первоцветы рвать нельзя, они занесены в Красную книгу и охраняются государством.
Воспитатель:- Молодцы, ребята! Вы правы:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Воспитатель:- А вы помните, мы с вами рисовали такие цветы? Как вы думаете, наши рисунки будут хорошим подарком Весне? (Да). Давайте вернемся в детский сад и начнем готовиться к встрече Весны.
Возвращаются
по той же тропинке.
- Собирайте ваши цветы в корзинку и называйте их.
- В каком месте мы поместим ее?
Дети отвечают: - Внизу у ствола. (прикрепляют корзинку)
Воспитатель:- Отлично! Как мы еще можем порадовать Весну? Вспомните, каких лесных обитателей мы встретили на лесной тропинке?
Ответы детей
Воспитатель: - А одним словом как можно их назвать?
Ответы детей: - Насекомые.
Воспитатель: - Посмотрите, какие насекомые еще у нас появились!
Возьмите по одному насекомому: Даня назови свое насекомое, и размести его над цветами; Дима – назови свое насекомое и размести справа от корзинки; Илюша назови свое насекомое и разместите его над озером; Сеня – на травке.
Дети развешивают изображения насекомых.
Воспитатель: -Молодцы! А как вы думаете, кто обрадовался появлению насекомых?
Ответы детей: - Птицы.
Воспитатель: - А как называются птицы, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Воспитатель:- А как называются птицы, которые едят насекомых?
Ответы детей:
Воспитатель:- А как называются птицы, которые питаются семенами растений, семечками, зерном?
Ответы детей:
Воспитатель: - Молодцы! Ребята, посмотрите, пожалуйста, какая большая стая птиц к нам влетела, помогите мне разобраться, какие из них зерноядные птицы, а какие насекомоядные?
В корзине лежат 10 птиц (4 – зерноядных и 6 насекомоядных)
- Даня и Дима найдите изображения насекомоядных птиц, назовите их.
Воспитатель: - Где их можно разместить? (на ветках) Молодцы! Разместите своих птиц слева от ствола дерева.
- Илюша и Арсений: найдите зерноядных птиц, назовите их и разместите справа от ствола.
- А каких птиц ждет наше озеро?
Ответы детей:
Воспитатель: Назовите их и помогите расположиться у воды.
(Дети размещают водоплавающих птиц у озера)
- Молодцы! Давайте покажем, как лебеди к нам летят.
Физкультурная минутка «Лебеди летят».
Воспитатель: - Вот, кажется, все птицы вернулись. А чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Ответы детей
Воспитатель: - Молодцы, ребята! А все ли птицы строят гнезда? Может быть, каким-то птицам люди помогают?
Ответы детей
Воспитатель:- А вы умеете делать скворечники?
Ответы детей
Воспитатель: - А давайте сделаем гнездо и подарим птичке, которая для нас сейчас споет.
Пальчиковая гимнастика с прищепками:
«Гнездо для птички»
Дети мастерят гнездо под весеннее пение соловья.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы очень умные, добрые лучики и очень хорошо потрудились, а вы узнали птичку, которая для нас пела? (соловей)
Молодцы! А теперь превращаемся в детей и позовем Весну:
Призыв весны «Закличка»
Входит «Весна» (логопед) со словами:
Весна: - Здравствуйте ребята. Вижу, что вы очень хорошо подготовились к моему приходу. Но на нашем дереве нет зеленых листочков, в этом я помогу вам. Но для этого вы должны правильно ответить на вопросы.
1. - Скажите, пожалуйста, ласточка, у которой быстрые крылья, какая ласточка? (быстрокрылая)
- Лебедь, который белый как снег, какой лебедь?
- Соловей, который звонко поет, какой соловей?
Весна: - Молодцы, ребята! Возьмите по одному листочку и прикрепите их на дерево.
2. – Скажите, пожалуйста, а чем покрыто тело птиц? (ответы детей)
Ребята, когда я гуляла по лесу, то нашла вот такие птичьи перышки. Давайте мы с вами посмотрим на них и ответим, чьи это перья? «Весна» показывает перо: - Это перо грача. Чье перо?
Ответы детей: - Это грачиное перо.
«Весна» : - Это перо соловья. Чье перо?
Ответы детей: - Соловьиное перо.
- Молодцы, дети, возьмите по листочку и прикрепите к дереву.
- Ребята, каким красивым стало наше дерево! За это я дарю вам этот чудесный круг. А что это за круг вы догадайтесь сами. До свидания!
Заключение:
Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим Весну за ее подарок.
Дети говорят «спасибо» и «до свидания, весна». («Весна» уходит).
Воспитатель: Ребята, вам понравилось принимать гостей?
Ответы детей
Воспитатель: А скажите, вы любите весну?
Ответы детей
Воспитатель: А кто-нибудь догадался, что это за волшебный круг?
Ответы детей
Воспитатель: - Конечно, это то самое чудо, которое помогало весне победить холод! А чего же не хватает этому солнышку?
Ответы детей
Воспитатель: - Молодцы, догадались! Давайте вернем солнышку лучики, чтобы оно никогда не покидало нашу группу.
Воспитатель: - Как вы думаете, теперь – то можно сказать, что сказка закончилась? (Выслушивает ответы детей)- Что вам понравилось в нашей сказке? (Выслушивает ответы каждого ребенка)
- И как бы вы ее назвали?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, наша сорока вернулась. Ребята, она принесла еще один подарок от Весны, вот трещотка – молодец! Давайте попрощаемся с гостями, возьмем корзинку и пойдем в гости к друзьям.