Ирина Лобурец
НОД по социально-коммуникативному развитию «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по социально-коммуникативному развитию «Хлеб - всему голова» (2015г.)
(интеграция с «Познавательным развитием», «Художественно-эстетическим развитием»)
МБДОУ «Куломзинский детский сад», воспитатель: Лобурец И. А.
Цель:
Формировать у детей представления о труде хлеборобов.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии.
Публикация «НОД по социально-коммуникативному развитию „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
2. Формировать представления о тружениках села, которые заняты выращиванием хлеба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд. Развивать мышление, речь.
3. Совершенствовать умение использовать нетрадиционную технику лепки (пластилинография) для создания творческой работы.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых.
Предварительная работа: познакомить детей с пословицами о хлебе, рассказывание украинской народной сказки «Колосок», чтение детям Н. Некрасова «Колосья», К. Ушинского «Хлеб», «Как девочка наступила на хлеб», беседа «Откуда хлеб пришел» - познакомить детей с тем, как выращивали хлеб в старину, разъяснить, что хлеб - это итог большой работы многих людей, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Целевая прогулка на пшеничное поле - объяснить детям, что хлеб ценный пищевой продукт, без которого не могут обходиться люди.
«Изготовление каравая, пряников из теста» - развивать интерес у детей к приготовлению хлеба каравая, пряников из теста, закреплять приемы работы с тестом, формировать умение работать аккуратно, старательно, дружно.
Разучивание песен «Родное село», «Мы хлеборобами будем», «Наше поле».
Кукольный театр «Золотой серпок».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель вносит в группу каравай и поет песню «Родное село».
«Где роса с горошину, трели соловья,
Есть село хорошее, где родилась я.
Облака и лебеди по небу летят,
А дороги летние до неба пылят.
Там над полем ярко звездочка горит,
И со мной, как с близкой, о чем-то говорит,
Есть сторонка русская, в нее, я влюблена,
Село мое Куломзино, деревенька моя.»
Ребята, посмотрите, что я вам принесла? Каравай. Чем наш край славится? (хлебом). Почему? (Потому что в нашей области много полей, выращиваем зерновые культуры). Какие зерновые культуры выращивают в нашей области? Вот и закончилась уборка урожая зерновых культур на полях и вам, дети, хлеборобы передали подарок - каравай. Какой путь проходит хлеб, чтобы попасть на стол? Откуда хлеб на стол пришел? Сейчас мы это выясним, а помогут нам в этом картинки. Я приглашаю вас на прогулку на поля, в разное время года. (Воспитатель приглашает ребенка, а дети друг друга. Для того, чтобы вся группа детей была задействована). Юля, я тебя приглашаю на прогулку на поля. Денис, я тебя приглашаю на прогулку на поля…
Воспитатель:
1 картинка:
Мы пришли к первой картинке. Куда мы попали? (На поле). Что она означает? (Зимой делают снегозадержание, с помощью снегопаха делают на полях валки из снега, а весной снег будет постепенно таять, много влаги необходимо для посева семян).
Воспитатель:
Идем дальше.
2 -3 картинки:
Теперь, куда мы пришли? (На весеннее поле). Расскажите, что делают люди весной на поле? (Весной землю пашут плугом, боронят бороной).
Гребнем частым, борона, расчеши земельку!
Приготовим для зерна мягкую постельку.
(Трактора боронят, рыхлят, разбивают комья земли, чтобы земля стала мягкой и в ней хорошо сохранялась влага).
4- 5 картинки:
Сеют пшеницу, рожь.
Сеял сеятель старинный из лукошка, решета.
Нынче сеялка - машина - этим делом занята.
Ребята, как раньше на Руси сеяли хлеб? (К севу готовились заранее. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке лежали семена ржи и пшеницы. Сеятель шел по полю и через каждые два шага разбрасывал пригоршню зерна веером, слева направо).
Воспитатель:
Погода должна быть в этот день безветренная. Почему?
6 картинка:
Появляется росток, образуется колосок.
Удобряют, отпугивают вредителей, опыляют поля.
Вьюга снежная клубится-
Прилетела чудо-птица.
Над полями всюду, всюду
Сыплет белый порошок.
Для вредителей - преграда,
Урожаю хорошо!
Воспитатель:
Ребята, слышите, кто-то пищит? Да это же мышата Круть и Верть, нашли два колоска на поле и спорят. Не знают, что это за колоски и чем они отличаются? (Колоски пшеничный и ржаной. Пшеничный колосок короткий, зерна в нем крупные и округлые. Мука получается из пшеницы белая - пшеничная. Ржаной колосок длинный, с длинными усами, колючими, как еж, зерна в нем длинные, овальные, мельче, чем у пшеницы. Мука получается из ржи серая, ржаная.)
А где растут колоски, вам поможет загадка.
«Не море, а волнуется» (поле).
Почему говорят поле, волнуется? (Колоски от дуновения ветра качаются, как будто волны на море).
Представьте себе, что вы колоски на поле, под дуновение легкого ветерка, постарайтесь качаться одновременно.
Во время игры - имитации, воспитатель читает стихотворение.
Что такое поле?
Это такое раздолье, пашни полоса,
Метелочки овса,
В поле колосится спелая пшеница,
И шумит там рожь,
Колючая как еж.
В поле ветер свищет, мышка зерна ищет,
Ящерка снует, солнышко встает,
Ну, а ты пойдешь, края не найдешь.
Воспитатель
Теперь необходимо подготовить технику для уборки урожая. Какие машины будут убирать урожай с полей? (Комбайны, грузовые машины).
Игра «Найди нужные машины», работа с карточками с/х техники.
7 - 8 картинки:
Уборка урожая. Комбайн скашивает колосья, обмолачивает зерно.
Так из колоса тугого выбивается зерно,
Вот, пожалуйста, готово!
В бункер сыплется оно.
Везут на элеватор веют, сушат, хранят.
9 картинка:
Машины везут зерно на мельницу для перемалывания в муку.
Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
В порошок ее сотрут.
10 картинка:
Что происходит дальше? Муку везут на хлебозавод, в пекарни.
Стали зернышки мукою,
Не дадим и ей покою.
На большой хлебозавод грузовик ее везет.
На большом хлебозаводе
Станешь тестом, ты мука,
Так при всем честном народе
Уж намнут тебе бока.
Тесту тесно - мало места,
«Ох, пустите!» - шепчет тесто.
Ладно, пустим, в печь давай!
Появился каравай!
Физкультминутка:
Хороводная игра «Колоски на полюшке» с пением.
Колоски на полюшке, выросли на волюшке,
И качал их ветерок, дул на запад на восток.
Зернышки мололи, мелко растирали.
Получилась мука, белая такая.
А потом из муки напекли мы пирожки.
С красной земляникой,
С ягодой малинкой.
Воспитатель: Ребята, мы оказались в гостях у петушка. Петушок у нас трудолюбивый, он работает пекарем. Петя - петя, петушок, покажи, что ты испек? Рассмотрите картинки, что испек Петушок? (Баранки, калачи, пирожки, бублики)
Ребята, слышите, петушок мышат на помощь зовет? У петушка работы много, просит мышат помочь испечь фирменное печенье «Колосок». А мышата и не думают трудиться. А ведь труд всех красит, а лень портит. Давайте познакомим мышат с пословицами и поговорками о труде, о хлебе, чтобы они были трудолюбивые и воспитанные.
Игра «Мешочек с пословицами».
Пословицы и поговорки
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
Ржаной хлебушко калачам дедушка.
Зернышко к зернышку будет мешок.
Враз и пироги не пекутся. (Прежде чем испечь пироги, нужно людям очень потрудиться).
Кто спит весною, плачет зимою.
Хлеб да каша пища наша.
Пшеничка кормит по выбору, а рожь всех сплошь.
Без хлеба нет обеда.
Каша матушка наша, а хлеб - отец-кормилец» (крупа мука нужны людям - главные продукты)
Хлеб к обеду в меру бери, он драгоценность, им не сори.
(К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают кусочки хлеба, а дети играют с кусочками хлеба за столом. Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, берегут его
Петушок
Помогите, дети изготовить фирменное печенье «Колосок». Да и мышата научатся.
Пока печь горячая, будем украшать печенье колосками.
Воспитатель (по выбору)
1. Сегодня, ребята мы будем пекарями, а прежде чем приготовится к работе, нужно вымыть руки и повязать косынки и фартуки.
Лепка из теста «Фирменное печенье «Колосок».
2. Пластилинография «Злаковый букет» (сноп)
Воспитатель
А теперь пора нам возвращаться в детский сад, наша прогулка завершена.
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась прогулка на поля, в разное время года? Кому, что понравилось? Кто узнал что-то новенькое? Сегодня, вы были очень активны, много интересного рассказали о хлебе, я вижу, что вы умеете бережно с ним обращаться. Я уверена, что вы этому научите детей по - младше себя. А теперь угостимся караваем.