Вера Абрамович
Сценарий развлечения «Мастерицы-ляпотницы в гостях у мастеров валяльщиков»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить детей со способами изготовления изделий из овечьей шерсти (валенки, и лоскутным шитьем.
2. Формировать образную речь, учить употреблять в речи пословицы, поговорки, загадки.
3. Обогащать словарь названиями предметов народного быта.
4. Воспитывать интерес к русской культуре, традициям, обычаям, народному быту.
5. Развивать память, внимание, мышление.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр альбомов с иллюстрациями народного промысла, изделиями мастеров – лоскутниц, художественно продуктивная деятельность : роспись валенок, шитье из лоскутков.
Публикация «Сценарий развлечения „Мастерицы-ляпотницы в гостях у мастеров валяльщиков“» размещена в разделах
Ход.
Звучит русская народная музыка, в зал входит мальчик, Артем. К нему подходят девчата.
девочка: Здравствуй, Артем!
Артем: Здравствуй, Рита!
Девочка : Что мама гостинцев прислала?
Артем: Мама прислала оладушек.
девочка : А где же они?
Артем: Я их под лавку положил!
девочка: Экий ты, Артем, чудак!
Артем: А ты бы, Рита, как поступила?
девочка: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел.
(расходятся и девочка уходит).
Таня: Здравствуй, Артем!
Артем: Здравствуй, Таня!
Таня: Что мама гостинцев прислала?
Артем: Мама прислала сарафан.
Таня: А где же он?
Артем: Я его в печку положил.
Таня: Экий ты, Артем, чудак.
Артем: А ты бы как поступила?
Таня: Я бы его на гвоздик повесила.
(девочка уходит)
Лиза: Здравствуй, Артем!
Артем: Здравствуй, Лиза!
Лиза: Что мама гостинцев прислала?
Артем: Мама прислалаваленки.
Лиза: А где же они?
Артем: Я ихна гвоздик повесил.
Лиза: Экий ты, Артем, чудак!
Артем: А ты бы как поступила?
Лиза: Я бы их на ножки надела, да гулять пошла.
(девочка уходит)
Оля: Здравствуй, Артем!
Артем: Здравствуй, Оля!
Оля: Что мама гостинцев прислала?
Артем: Мама прислала Настеньку.
Оля: А где же она?
Артем: Я ее на ножки надел и гулять пошел.
Оля: Экий ты, Артем, чудак!
Артем: А ты бы как поступила?
Оля: Я бы ее за стол усадила, чаем напоила.
(девочка уходит)
Девочки: Здравствуй, Артем!
Артем: Здравствуйте, девчата!
Оля: Что мама гостинцев прислала?
Артем: Мама прислала свинью.
Девочки: А где же она?
Артем: Я ее за стол усадил, чаем напоил.
(грозят пальцем и качают головой).
Под русскую народную песню «Ах вы сени, мои сени» входит ведущая.
Здравствуйте, гости дорогие!
Низкий поклон вам!
Всем почет и уважение!
Собрались мы позабавиться да потешиться.
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Смеха вам, веселья да радости.
Два ребенка : Вечер добрый!
В избу жаркую
Мы пришли с подарками.
2 – ой ребенок : Всюду: дома на работе
У нас валенки в почете.
3 – ий ребенок: Полюбуйся, посмотри
До чего ж красиво
Мастерицы привезли
Лоскутное диво.
Ведущая: Ой, ребята, молодцы!
Как подарки хороши!
Проходите, гости дорогие!
Наша изба – полна тепла!
Ведущая: Стоит на правом берегу реки Волги село «Лукошкино», живут там мастера дела валенного.
Дети читают стихи про валенки.
Ведущая:Ребята, а вы знаете, как называлась русская обувь для зимы? (валенки) Да, это валенки.
А как их еще называли? (пимы, катанки, чесанки).
Ребята, как вы думаете, валенки, удобная обувь? (удобная). Почему? (не скользкая, теплая).
Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны морозы и метели, поэтому лучшей обуви, для гуляний на Руси не было. В играх валенки помогали узнать, кто самый быстрый, сильный, ловкий. Я предлагаю вам поиграть в старинную игру «Бой валенками».
Ведущая: Поодаль расположилось село «Золоторыбка», славится оно рукодельницами – ляпотницами.
Дети читают стихи про лоскутки.
Ведущая: Русские мастерицы очень любили заниматься рукоделием.
Много одежды приходилось шить, много материи на неё уходило. А после шитья много лоскутов оставалось, но их никогда не выбрасывали. Маленький лоскуток, а хозяйке всегда пригодиться.
-Как вы думаете, как можно было использовать лоскутки?
Рукодельницы умели превращать лоскутки в различные нужные предметы: Ребята, а вы знаете что шили из лоскутков?
Лоскуток к лоскутку сшивали рукодельницы, и у них появлялись красивые лоскутные одеяла, коврики для табуреток, различные узорчатые покрывала.
- Скажите, из чего состоят их узоры?
– Правильно, из лоскутков различной формы треугольных, прямоугольных, квадратных, ромбов, а так же разного цвета. Посмотрите, как ровно и красиво уложены лоскутки, нигде нет ни одного просвета между ними.
Встанем в хоровод, поиграем в игру «Иголка и нитка».
Хоровод: «Иголка и нитка» (девочка с шапочкой на голове «иголочка», за ней идут девочки «ниточка», под русскую народную мелодию изображают «змейку»)
Ведущие: Мы хозяйки всезнайки
Долго жили – поживали
Много видели повидали.
Все на свете знаем и все в лукошко собираем.
Ведущая: Вот бы вы нам про валенки рассказали.
1 ребенок: В давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком. Молодой парень считался богатым женихом, если у него были валенки.
2 ребенок: Валенки, берегли, носили по очереди, передавали по наследству.
Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь.
3 ребенок: Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага.
4 ребенок: Даже цари и царицы любили носить валенки.
5 ребенок: Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить под куст, шмели в них сделают домик, и на следующий год будет хороший урожай.
Ведущая: Уважьте, расскажите нам про лоскутное шитье.
Лоскутное шитьё впервые появилась в Англии.
В переводе с английского лоскут – заплатка, кусочек материала, пятно неправильной формы.
В России лоскутным шитьём стали заниматься позднее.
Лоскутными одеялами украшали как крестьянские избы, так и избы богатых людей.
Лоскутные работы, выполненные в русском стиле, отличаются особой яркостью, «весельем» красок.
В некоторых странах одеяла дарятся новорождённым детям, как оберег, передаётся по наследству, шьют выпускникам школ, как память о детстве
Ведущая: Очень наш народ любил петь частушки.
Эй, девчонки – хохотушки и ребята – молодцы,
Запевайте -ка частушки,
запевайте побыстрей, чтобы было веселей.
Дети исполняют частушки:
Я сидела у окошка
Подбирала лоскутки.
Будет новая рубаха,
Будут новые штаны.
На окошке два цветочка
Голубой, да аленький,
Я возьму да променяю сапоги на валенки.
Лоскуточки вырезала,
Пришивала, как могла.
Одеяльце получилось,
Похвалили все друзья.
Подарила маменька
Беленькие валенки.
С ними я не расстаюсь,
Даже спать я в них ложусь.
У меня не руки – крюки,
Буду лоскутки сшивать.
В новой юбки появлюсь я.
Зайцев будет отдыхать.
Если кто меня обидит –
Я не плачу, не реву.
Сразу валенок снимаю,
Подзатыльник им даю.
Лоскуточек, лоскуток.
Белый, алый, синенький.
До чего ж узор хорош.
Веселый и красивенький.
Приходите в гости к нам.
Ничуть не пожалеете.
В валенки мы вас нарядим.
Ножки вы согреете.
Ведущая: А знаете ли вы, что творчество всегда занимало важное место в жизни человека. Всю жизнь люди стремились обустроить свой быт удобными, долговечными вещами, но делали их так, чтобы они радовали глаз и веселили душу.
Интересно, каков же способ изготовления валенок.
1 ребенок: Сначала стригут овечку и шерсть перебирают.
2 ребенок: Обдают кипятком, паром, дымом.
3 ребенок: Сбивают в общую массу, валяют, получается войлок.
4 ребенок: Катают войлок, сначала на столе, потом на колоде нужного размера.
5 ребенок: Потом валенок стирают, красят, сушат, зачищают.
6 ребенок: Из овечьей шерсти катают валенки трех цветов: черные, белые, серые.
7 ребенок: Катают валенки только в России.
Да и лоскутное шитье требует усердия, да старания.
1 ребенок: Сначала подбирали ткань одинаковую по структуре.
2 ребенок: Ткань перед работой мочили, подсушивали, гладили через тонкую ткань с изнанки.
3 ребенок: Затем ткань раскладывали по цветам: красные, желтые и оранжевые.
4 ребенок: Для композиции необходимо подбирать лоскутки по цветовой гамме.
5 ребенок: Из лоскутков составляли композицию, узор рисунка.
6 ребенок: Делали шаблон: треугольник или квадрат, или полоску.
7 ребенок: Ткань вырезали по шаблону. Сшивали по изнаночной стороне.
8 ребенок: Готовое изделие проглаживали.
Ведущая:
Что ж и нам нечего без дела сидеть. Не привыкай к безделью, учись рукоделью!
Вам ребята нужно будет составить узор из ткани. Вам же расписать валенки.
Дети выполняют задания.
Ведущая: Спасибо вам ребята! Теперь прибавилось в нашем лукошке много нового.
Дети дарят друг другу изделия изготовленными своими руками.
Хозяйки угощают всех сладостями.