Папки-передвижки

НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»

Ольга Сергеевна Сизяйкина
НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»

Программное содержание.

Развивающие:

• развивать художественное восприятие и воображение,

• развивать описательную функцию речи, причинно-следственное и художественное мышление.

Образовательные:

• в воображаемом плане прослеживать возможный ход рассуждений автора при создании картины и возможные варианты;

• определять (с помощью наводящих вопросов) средства выразительности, используемые художником, эстетическую ценность произведения.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к занятию художественно- речевой деятельностью;

Публикация «НОД „Рассматривание картины К, Юона „Русская зима“ и рисование“» размещена в разделах

• развивать чувство прекрасного при повседневном восприятии действительности;

• научить осознавать собственные чувства, определять, какие изменения в картине могли бы больше соответствовать их собственному вкусу;

• не препятствовать в высказывании своих мнений другим.

Методы и приемы:

- наглядный;

- словесный;

- игровой;

- репродуктивный;

- практический.

Оборудование: репродукция картины «Русская зима» К. Юона; проволока для каждого ребенка; бумага, гуашь, кисти, клей, кисти для клея, вата, мелко нарезанная фольга, акварельные краски, восковые мелки, музыка П. И. Чайковского «Времена года»

Предварительная работа: наблюдение за явлениями природы на прогулке; рассматривание иллюстраций, картин о зиме; разучивание стихотворений, песен, слушание музыки.

Компоненты интеграции: познание, коммуникация, художественное творчество и здоровье.

ХОД ЗАНЯТИЯ

(Перед началом занятия дети заняты в различных уголках группы)

I. Вводная часть

1. Организационный момент.

Воспитатель собирает детей стихотворением «Зима» (И. З. Суриков)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится,

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес – что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно….

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Дети встают полукругом. (Слайд №1)

Воспитатель: Закончились Новогодние праздники, а у нас в группе снова праздник. Посмотрите, как много пришло к нам гостей. (Раздаётся стук в дверь)

Воспитатель: Кто-то ещё пришёл? А! Да это же Карандаш (Слайд №2). Я и забыла, Карандаш будет давать оценку вашим знаниям на протяжении всего занятия.

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года - «Зимушке - Зиме». На дворе зима, а как же называются зимние месяцы? (Декабрь, Январь, Февраль)

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

Воспитатель: Что бы почувствовать зимнее настроение мы поиграем в игру «Придумай слово», а Карандаш покажет, как он оценил ваши ответы. (Образование родственных слов). Для этого, нам нужно подобрать родственные слова к слову «снег» (Ответы детей: снежок, снежочек, снежинка, снеговик, снегурочка, снегирь, белоснежный, Белоснежка, подснежник). (Слайд №3)

2. Введение в тему занятия.

Воспитатель: Размялись? Сегодня мы увидим картину Константина Федоровича Юона «Русская зима». Как вы думаете, о чем она? (Ответы детей) Вот пришло время увидеть её. Присаживайтесь на стулья, не забывайте об осанке.

Демонстрация картины Дети сидят на стульях (Слайд № 4).Звучит тихо музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года».

Воспитатель: Верно, мы видим изображение зимы, когда снег еще только вступает в свои права. Обратите внимание, на улице много прохожих. Люди вышли на улицу, они рады зиме, так как морозы еще не очень сильные, резвятся дети, играют в снежки, катаются на коньках (ребенок читает стихотворение).

«Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лед.

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом».

Беседа по произведению.

Воспитатель: Я предлагаю вам полюбоваться этой картиной под музыку (звук прибавить) П. И. Чайковского из цикла «Времена года». (Дети слушают музыку).

Воспитатель: Подходит ли музыка к этой картине? Какое настроение возникает у вас, когда смотрите на эту картину? (Ответы детей).

Воспитатель: Какие чувства вызывает у вас эта картина?

Дети: У меня эта картина вызывает чувство света, покоя.

Дети: Чувство радости, что кончилась дождливая осень, наступили тихие светлые дни.

Воспитатель: Какие характерные особенности русской зимы передает художник?

Дети: Кругом много пушистого снега.

Дети: Замерзший пруд.

Дети: Дети катаются на коньках.

Воспитатель: И глядя на все это, кажется, что не только люди, но и природа рада зиме и даже Фанис (ребенок читает стихотворение):

«. И вот сама идет волшебница-зима.

Пришла, рассыпалась, клоками.

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

среди полей, вокруг холмов».

Воспитатель: Как вы думаете, подходят сюда это стихотворение? (Ответы детей).

Дети: Подходят.

Воспитатель: Верно. Два великих мастера: мастер кисти и мастер слова называют зиму волшебницей. И действительно так. Обратите внимание, на картине изображен пасмурный день, все небо в облаках. Но везде ли они одинаковы? Чем они отличаются?

Дети: Облака белые и есть желтоватые.

Воспитатель: Но если мы присмотримся, то увидим, что и снег не совсем белый, и иней на деревьях тоже — все имеет множество оттенков: желтовато-розоватые, а иней приобретает розоватый оттенок. Вы наверно наблюдали такую зиму тоже. Деревья в инее бывают, когда накануне этого дня было тепло, а ночью ударил мороз. И тогда день на картине будет морозный. Как, по-вашему, это изобразил художник, ведь это видно сразу? (дым из трубы поднимается вверх).

Воспитатель: Чтобы по-новому взглянуть на картину сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз «Снежинка») (Слайд № 5).

Воспитатель: Возвращаемся к картине. Не забывайте об осанке. Ребята, посмотрите и подумайте, где находился художник, когда наблюдал это в природе? А почему вы так решили?

Дети: Художник был далеко.

Дети: Он нарисовал все это не очень крупно.

Воспитатель: А что вызывает такую радость зимой у вас и у детей, изображенных на картине? Как вы думаете, какие они звуки сейчас слышат? (Используя прием «вхождения в картину», дети описывают свои ощущения). Ну что Карандаш как дети отвечали на мои вопросы? (Слайд №6)

Воспитатель: А теперь давайте немного разомнемся. Быстренько все прошли вместе со мной на ковёр.

Физкультминутка «Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присели.)

Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

Воспитатель: А теперь я вам предлагаю лечь на ковёр, закрыть глаза (звучит музыка) и представить, что ночью, во сне, вы встали с кровати, подошли к окну, приоткрыли штору и увидели чудесную поляну, а на ней сказочной красоты деревья. Запомните свою картину, полюбуйтесь ею. Представили? Открывайте глаза и садитесь. Расскажите, что вы изобразили на ней. А следует начать словами: «На моей картине….» (Дети рассказывают о будущих картинах, используя прием «словесного рисования». При этом они рассказывают, какими средствами хотели бы передать свои настроение и чувства в картине. В частности, особое внимание уделяется вопросам, что расположено на переднем и заднем планах, почему? Что расположено в центре картины и сбоку, и почему).

Воспитатель: Перед тем как мы с вами начнём рисовать, давайте разогреем наши пальцы, что бы они хорошо потрудились (физкультминутка):

Вот помощники мои, (руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать).

Их как хочешь, поверни. (ладони повернуть вниз, вверх).

Хочешь эдак, хочешь так (поворачивать ладони).

Не обидятся никак. (пальцы сжимать и разжимать в такт стиха).

Рисование. Воспитатель: Я назову техники нетрадиционного рисования, при помощи которых вы будете создавать свои картины: рисование по-мокрому, восковые мелки + акварель, пластилиновая живопись. А теперь, давайте тихо пройдем за столы. Можете сесть на любое место. На каждом столе материал для определённой техники рисования. За вашим столом – рисование с элементами лепки из пластилина, а за вашим - восковые мелки с акварелью, а здесь – рисование по по-мокрому. Представьте, что вы тоже художники и рисуете свой зимний лес, свою сказку о зиме-красавице. В конце работы вы должны дать название своей картине. Задание понятно? (Ответы детей). (Рисуем в темпе, не сидим).

Во время работы звучит музыка И. П. Чайковского «Времена года».

Дети рисуют, обращать внимание на правильность изображения деревьев и кустарников, использование цвета красок, композицию рисунка, аккуратность в работе. В конце занятия одобряю старание детей, нахожу выразительные сюжеты и колоритные образы.

3. Итог занятия.

Воспитатель: Как вы сегодня замечательно изобразили русскую зиму. Рисовали красками с элементами лепки и восковыми мелками и по-мокрому. Походите и просмотрите готовые работы (пауза) и скажите:

• У кого самая выразительная работа?

• Все ли картины похожи друг на друга? В чем их сходство?

Воспитатель: Вы просто настоящие художники. Когда работы подсохнут. Мы с вами оформим выставку.

Воспитатель: Милена подведёт итог нашей работе стихотворением (ребенок читает стихотворение «Вот зима пришла серебристая…»).

«Вот зима пришла серебристая,

Белым снегом замела поле чистое.

Днем с детьми на коньках все катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпаются…

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор со свежей елочкой»

Воспитатель: Наше занятие окончено. Большое спасибо за прекрасные картины. А тебе Карандаш понравились картины созданные мальчиками и девочками? (Слайд № 7)

Воспитатель: Дежурные мне помогут, а остальные поиграйте в уголках.

Дети расходятся по игровым зонам группы. Дежурные убирают со столов.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Чтение художественной литературы. Чтение произведения Л. Кассиля «Твои защитники» Программное содержание: воспитывать патриотические чувства, формировать интерес к художественной.

Интегрированное занятие. Тема: «Зима» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «Рассматривание картины К. Юона «Русская зима» и рисование»
Опубликовано: 4 декабря 2012 в 22:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД