Папки-передвижки

НОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР (21 фото)

Татьяна Голубева
НОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Интеграция образовательных областей:

• Речевое развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Технологии:

• использование игровых методов;

• игровые технологии, направленные на развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации;

технологии сохранения и стимулирования здоровья: артикуляционная, пальчиковая гимнастика, динамические паузы

Задачи:

Публикация «НОД „В лесной школе“ — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР» размещена в разделах

обобщить материал, ранее изученный на занятиях по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте (деление слов на слоги; дифференциация согласных и гласных звуков, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих; определение места звука в слове; графическое изображение букв; навык чтения);

• развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику; психологическую базу речи (развитие слухового внимания, памяти, вербального мышления, зрительно-моторной координации);

• воспитывать у детей интерес к обучению в школе.

Оборудование:

ТСО: CD – диск со звуками леса; игрушки – медведь, кроватка с одеялом, «волшебная» веточка; демонстрационный материал : табличка-вывеска «Лесная школа»; колокольчик - звонок; линейка для определения места звука в слове; наборное полотно; ранец со школьными принадлежностями; символ предлога В; упрощенный кроссворд «Куда торопится гусеница?»; раздаточный материал : медальоны с изображением жителей леса; конверты: в 1 - сигнальные карточки синего, зелёного, красного цветов; во 2 - линейки для определения места звука в слове + прищепка; в 3 – карточки с деформированными буквами; простые карандаши.

НОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР

Ход занятия

На протяжении всего занятия слышны приглушенные звуки леса (CD – диск).

1. Организационный момент

На дереве – объявление. Логопед читает:

Открывается школа лесная

Для птиц, насекомых, зверей.

Приходите, жители леса,

В неё учиться скорей!

Логопед: Ребята, сегодня в ближайшем лесу открылась «Лесная школа» для лесных жителей. Хотите тоже побывать в этой школе? Сейчас я взмахну своей волшебной веточкой, скажу волшебные слова, и мы с вами превратимся в жителей леса. Чтобы превратиться, нужно после моих слов надеть на себя медальон с изображением птицы, зверя или насекомого. ( Медальоны: лиса, волк, заяц, белка, ёж; ласточка, скворец, журавль, воробей, синица, дятел; бабочка, улитка, муравей и т. п.)

Крибле! Крабле! Бумс!

Раз, два, три – медальон бери!

Теперь вы не ребята, а птички, жучки и зверята!

Ну, а я – ваша учительница, мудрая сова!

Фото «В лесной школе»

2. Основная часть

Игра – развлечение «Мишка - лежебока»

• Дидактическая игра «Все в сборе?»

Логопед: Все в сборе? Проверим?

Звери после зимней стужи встрепенулись? ( Дети: Да)

(Дети – звери поднимают руки над головой)

Зимующие птицы на ветках встряхнулись? ( Дети: Да)

(Дети – зимующие птицы поднимают руки)

Птицы перелетные с юга все вернулись? ( Дети: Да)

(Дети - перелетные птицы поднимают руки)

Под корой деревьев насекомые очнулись? ( Дети: Да)

(Дети - насекомые поднимают руки)

Мишка с ёжиком проснулись? ( Дети: Да)

(Ребенок – ёжик поднимает руку)

Логопед: Посмотрите, ребята, кого – то не хватает?

( Дети: Медведя)

Что – то он опаздывает. А что же делал медведь зимой? Давайте расскажем:

Эй, девчонки, эй, мальчишки! Что зимою делал мишка? Он не видел, /закрыть ладонями глаза/

Он не знал, /приставить указательные пальцы к вискам/

Он не слышал, /закрыть ладонями уши/

Он не звал, /закрыть ладонями рот/

Он не нюхал, /зажать ладонями нос/

Он не ел, /положить ладони на живот/

Он не шёл /присесть, положить ладони на колени/

И не сидел. /встать, положить ладони на поясницу/

Вот загадку загадал! /удивлённо развести руки в стороны /

Что же мишка делал? Спал! /ладони сложить вместе, положить под щёку, голову наклонить/.

Логопед: Посмотрите, да он до сих пор спит у себя в берлоге! Давайте его разбудим? Скажем хором:

Мишка – Мишенька, проснись,

Солнцу, небу улыбнись!

На дворе уже весна!

В «Лесную школу» нам пора!

(Дети повторяют за логопедом, Мишка «просыпается».)

НОД  — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР - фото
Фото №1 Занятия рекомендации родителям и педагогам Конспекты занятий

• Артикуляционная гимнастика «Утро с Мишкой» (адаптирована к игре)

https://www.boltun-spb.ru/art.html#catmusik

Мишка рано утром встал, чистить зубки побежал:

Вправо – влево, вправо – влево

Чистим зубки мы умело… (упр. «чистим зубки»)

Дальше по порядку делаем зарядку:

Мишка спинку выгибает … (упр. «горка»,

Мишка спинку прогибает … (упр. «парус»).

Мишка наш напек блины,

Со сметанкою они… (упр. «блинчик»).

А теперь чаек попьем, чай мы в чашечку нальем… (упр. «чашечка»).

Мишка рад, мишка сыт, с нами в школу побежит! (хлопаем в ладоши)

(Мишка с портфелем и дети идут за парты)

• Дидактическая игра «Поможем Мишке собрать портфель»

Логопед: А что же Мишка взял с собой в школу? Показывается содержимое портфеля и читается стихотворение (адаптировано к игре) :

https://kaz-ski.info/blogs/dobrie-skazki-dlja-detej-i-vzroslih/vovke-v-shkolu.html

Мишка встал сегодня рано,

Мишке в школу в первый раз!

Жвачку положил в карманы,

Угостить весь первый класс.

Натолкал в портфель игрушки -

На уроке поиграть,

Взял сосиски и ватрушки,

Чтобы там не голодать.

Взял для тенниса ракетку,

Самокат, чтоб не скучать.

Чтоб сидеть, взял табуретку,

Чтоб вздремнуть, он взял кровать!.

Фото №2 Все конспекты Лес

Логопед: Поможем мишке сложить портфель правильно? ( Дети: Да)

• Дидактическая игра «Доскажи словечко» - загадки о школьных принадлежностях, которые по мере отгадывания складываются в портфель.

Написал не так восьмёрку?

Чтоб стереть, возьми ты … (стёрку)

На уроке не скучала:

Я цветочки вырезала.

Я - почти художница.

Помогли мне (ножницы)

Приклеим из бумаги дом

И аппликацию в … (альбом).

Карандаш писать не хочет –

Вот она его и точит.

Летят стружки и опилки!

Помогает нам … (точилка)

Чтобы было где писать.

В школе нам нужна … (тетрадь)

Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно… (карандаш)

Ты меня не жалей.

Я - липучий, вязкий (клей)

Рисовать скорей учись —

Краски ты возьми и… (кисть)

Должен каждый ученик

В школу брать с собой… (дневник)

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота.

Лучше я возьму ребята,

В школу новый… (калькулятор)

С моей помощью прямую

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Что же я (линейка)

Белый камушек растаял,

На доске следы оставил.

След за ним был очень бел.

Что же это? Белый … (мел)

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем… (Букварь)

Логопед: Что нужно, чтоб начался урок в школе? (Чтоб прозвенел звонок.) Звенит звонок – колокольчик.

Логопед:

Важное правило школы :

Лапки, крылышки сложить,

Перед собой их положить.

Если хочешь отвечать,

Нужно лапку поднимать!

Сегодня у нас

Будут уроки просто «класс» :

Урок грамматики,

Урок математики,

И даже урок чтения!

Вот только не будет пения!

Первый урок – урок грамматики

• Уточнение знаний о гласных и согласных звуках;

Фото №3 Прогулки и путешествия по лесу Обучение грамоте

• Дидактическая игра «Подними нужный сигнал»

Логопед произносит звуки речи. Детям нужно определить, какой это звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий) и поднять соответствующий символ красного, синего или зелё ного цвета: а, п, ть, н, о, вь, к, ж, дь, ы…

Фото №4 Обучение грамоте Фото №5 Оборудование ТСО диск со звуками леса игрушки медведь кроватка с одеялом волшебная веточка демонстрационный материал табличка вывеска

• Дидактическая игра «Звонкий или глухой?»

Логопед называет слоговую цепочку. Детям нужно определить, какой согласный слышится в слогах: на звонкий согласный хлопнуть в ладоши, на глухой закрыть уши руками: ту-ту-ту, га-га-га, пи-пи-пи, му-му-му, фи-фи-фи, бе-бе-бе, ва-ва-ва, …

Фото №6 Ход занятия На протяжении всего занятия слышны приглушенные звуки леса диск

• Дидактическая игра «Где звук живёт?»

Логопед показывает объект и называет звук, место которого нужно определить. Дети работают с линейками для определения места звука в слове и прикрепляют прищепку на начало, середину или конец звуковой линейки. С помощью большой демонстрационной линейки результаты проверяются.

Фото №7 Организационный момент На дереве объявление

Объекты-слова – это сами дети в ролях животных, птиц, насекомых выходят по одному по просьбе логопеда. Например: Где стоит звук Дь в слове «дятел» и т. д.

Фото №8 Логопед читает Открывается школа лесная Для птиц насекомых зверей

Динамическая пауза: «Перемена»

Перемена! Перемена! (хлопки в ладоши)

Можно прыгать! Можно бегать! (прыжки и бег на месте)

Можно просто посидеть, (присесть)

Головою повертеть. (вертеть головой влево – вправо)

Становись скорее в круг! (сделать круг, дальше: по тексту)

Справа – друг и слева – друг.

Справа другу – поклонись, слева другу – улыбнись!

Крепче за руки возьмитесь и по кругу пробегитесь!

Стоп! Звонок! Пора нам в класс,

Ведь у нас урок сейчас. (остановиться и идти на место)

Второй урок – урок математики

• Дидактическая игра «Сосчитай - запомни - повтори»

Логопед говорит каждому ребенку слоговую цепочку с оппозиционными звуками, различающиеся по глухости/звонкости, твердости/мягкости, а ребенок должен повторить. Слоговые ряды различной сложности (из 3-4-5 слогов, со стечением согласных и без) : па-ба-ба; ту-ту-ду-ту; ла-ля-ла-ля-ла; …

Фото №9 Приходите жители леса В неё учиться скорей Логопед Ребята сегодня в ближайшем лесу открылась Лесная школа для лесных жителей

• Дидактическая игра - молчанка «Сосчитай слоги»

Логопед: Что лежит у нас в портфеле? Посчитаем слоги, звери?

Логопед называет и показывает школьные принадлежности из Мишкиного ранца. Дети определяют количество слогов в слове и молча показывают их количество на пальцах.

Фото №10 Хотите тоже побывать в этой школе Сейчас я взмахну своей волшебной веточкой скажу волшебные слова и мы с вами превратимся в жителей леса

• Очередная «переменка» - пальчиковая гимнастика:

Переменка, переменка!

(Хлопают в ладоши)

Отдохните хорошенько!

(Два больших пальца-о`кей)

Можно бегать и шуметь,

(«Бегают» пальчиками по столу)

Танцевать и песни петь,

(«Фонарики» кистями рук, «клювы птиц»)

Можно сесть и помолчать,

(Присесть, руками – упр. «стульчик»)

Только – чур!

(Встать, погрозить пальчиком)

Нельзя – скучать!

Фото №11 Чтобы превратиться нужно после моих слов надеть на себя медальон с изображением птицы зверя или насекомого

Третий урок – урок чтения

• Дидактическая игра «Зачеркни буквы» (закрепление графического образа букв)

Логопед предлагает детям карточки, на которых изображены буквы, некоторые из которых написаны неправильно (зеркально). Найти неправильную букву и зачеркнуть её. В пустом квадрате написать букву правильно.

Фото №12 Медальоны лиса волк заяц белка ёж ласточка скворец журавль воробей синица дятел бабочка улитка муравей и т Фото №13 Крибле Крабле Бумс Раз два три медальон бери Теперь вы не ребята а птички жучки и зверята Ну а я ваша учительница мудрая сова Фото №14 встать положить ладони на поясницу Вот загадку загадал удивлённо развести руки в стороны Что же мишка делал Спал ладони сложить вместе положить под щёку голову наклонить

• Дидактическая игра - упрощенный кроссворд «Куда торопится гусеница?»

В шести пронумерованных пустых полях зашифрована фраза: В школу.

Дети по вопросам логопеда должны догадаться, какие буквы надо вписать в поля и прочитать ответ на вопрос кроссворда: Куда торопится гусеница?

Вопросы логопеда

1 буква: предлог, изображенный на картинке – символе:

Фото №15 Артикуляционная гимнастика Утро с Мишкой адаптирована к игре

2 буква: обозначает согласный звук, чаще других встречающийся в стихотворении:

Слышен шорох в камышах,

От него шумит в ушах.

Шесть бесстрашных лягушат

Цаплю шорохом страшат!

3 буква: последний звук в слове «ученик»

4 буква:

В этой букве нет угла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла!

5 буква: первый звук в слове «лес»

6 буква: гласный звук, трижды повторяющийся в слове «кукуруза»

Логопед: Куда же торопится гусеница? ( Дети читают: В школу)

Фото №16 Мишка рано утром встал чистить зубки побежал Вправо влево вправо влево Чистим зубки мы умело упр

3. Итог занятия

Понравилось вам учиться в «Лесной школе»? Мишка говорит вам «спасибо». Теперь он знает, что такое школа. Все вы были молодцы! Вот как много уроков было у нас сегодня! Вы, наверное, устали и проголодались. Пора подкрепиться! У Мишки в ранце для вас есть угощение! Но прежде нам нужно превратиться обратно в людей, ведь лесные жители не едят сладости. Итак, …

Крибле! Крабле! Бумс!

Раз, два, три, четыре, пять!

Стали мы людьми опять!

(Дети снимают медальоны, им раздаётся угощение)

Фото №17 чистим зубки Дальше по порядку делаем зарядку Мишка спинку выгибает упр Фото №18 горка Мишка спинку прогибает упр
Публикации по теме:

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 5–7 лет (ОНР — III уровень речевого развития) Содержание коррекционной работы 1. Обследование всех сторон речи (арт. моторики, звукопроизношения, фонем, слуха, словарного запаса, слогового.

План коррекционной работы на год (в речевую карту) План (старшая, подготовительная) 1. Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия. 2. Продолжить работу по отработке длительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД «В лесной школе» — обобщение пройденного материала занятий по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР
Опубликовано: 16 февраля 2015 в 20:51
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД