Алина Кулькова
НОД в подготовительной группе «Почва и подземные обитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Ребята, чтобы узнать, чем мы будем заниматься, надо отгадать загадку
Цветущие растения. Богатый урожай,
А как он получился? Скорее соображай.
И семена хорошие, полив, подкорм, уход,
А главное, что требует больших людских забот?
- Вы догадались что это?
Да, сегодня речь пойдет у нас о почве (земле).
- А кто-нибудь знает, как еще называют нашу землю? Как о ней говорят?
- А такое выражение «Земля – матушка, кормилица наша» слышал кто?
- А почему так о ней говорят? (да, она кормит нас, давая урожай).
Публикация «НОД в подготовительной группе „Почва и подземные обитатели“» размещена в разделах
А кормит она не только нас, но и растения.
Вы знаете и видели, что у многих трав, кустарников и деревьев корни глубоко уходят в землю. Оттуда они берут необходимые для роста и развития питательных веществ.
Еще почву называют «Подземным царством».
- Как вы думаете, почему?
В ней обитает много жильцов (дождевые черви, жуки, кроты и т. д.).
Смотрим иллюстрации с изображением подземных жителей.
-Чем они дышат? Как и все воздухом. А хотите узнать есть ли в земле воздух?
Тогда я вас приглашаю в нашу лабараторию
Давайте проверим, есть ли в почве воздух.
ОПЫТ 1: Возьмем стакан с водой и бросим в него комочек почвы. Что мы видим? (Ответы детей) Какой вывод можно сделать исходя из результатов опыта?
Вывод: Мы видим пузырьки, которые поднимаются наверх. А это значит, что в почве есть воздух.
ОПЫТ 2: Возьмите промокательную бумагу, насыпьте на неё немного почвы. Придавите её плотно к бумаге. Что вы увидели на бумаге? (Ответы детей).
Какой вывод можно сделать?
Вывод: почве есть вода.
Воспитатель: Откуда же она берется в почве? (ответы детей)
Все правильно, дети. Вода попадает в почву, когда идет дождь или во время полива. Она проникает вглубь и сохраняется в свободных местах между частицами почвы.
ОПЫТ 3: Размешаем почву в стакане с водой. Что вы видите? (Ответы детей). Правильно, через некоторое время мы видим, что на дне стакана осел песок, сверху вода помутнела из-за глины, а на поверхности плавает мусор, корешки растений – это и есть перегной. Какой мы сделаем вывод? (Ответы детей)
Вывод: Почва в своё м составе имеет: перегной, песок, глину.
ОПЫТ 4: А что происходит, когда Вы поливаете растения водой? Давайте попробуем полить из стаканчика на почву. Что Вы заметили? (вода намочила почву и прошла дальше, вывод-почва впитывает воду).
Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит там можно жить.
А теперь посмотрим, запомнили ли вы «подземных жителей». Отгадайте загадки
1)Маленький рост, длинный хвост,
Буроватая шубка, остренькие зубки,
Под землей таится, в поле ходит покормиться. (полевка)
2)Землеройная машина, без бензина и без шины
Землю каждый день рыхлит, строит длинный лабиринт
Темнота и теснота в подземелье у … (крота)
3)Мой хвост не отличишь от головы
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки. (дождевой червь)
4) Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов, материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей жить не может (муравей)
5)Скачет зверушка, не рот а ловушка.
Попадут в ловушку и комар и мушка. (жаба)
Как же мы можем сберечь почву для этих существ? Что мы можем сделать? ( Ответы детей: не загрязнять почву, поливать чистой водой, не разводить костры, не вытаптывать растения, оберегать «подземных жителей» - ведь они нужны почве.)