Получи документы

НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры «В гостях у хозяюшки»

Елена Больных
НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры «В гостях у хозяюшки»

НОД в подготовительной к школе группе «В гостях у хозяюшки»

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, художественно-продуктивная деятельность.

Цель: Приобщать детей к истокам русской народной культуры через знакомство с художественными промыслами, устным народным творчеством, русскими народными играми.

Задачи: Уточнить и закрепить знания детей о предметах народно-прикладного искусства.

Публикация «НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры „В гостях у хозяюшки“» размещена в разделах

Углубить представления о русской избе. Познакомить детей с такими понятиями как «подзор» (резная доска под кровлей, «наличник» (декоративное обрамление оконных проёмов).

Способствовать развитию понимания детьми содержания пословиц и поговорок.

Упражнять детей в подборе слов в рифму.

Развивать умения детей в аппликации: «скатывать» рулончики из бумаги, органично размещать свои детали в общей композиции.

Воспитывать желание участвовать в совместных играх. Воспитывать интерес к старине.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций и предметов, беседы по теме. Знакомство и разучивание русских народных поговорок и пословиц.

Оборудование: Группа оформлена в стиле русской избы. Самовар, ковш, матрёшка, дымковские игрушки –барышни, плетённая корзина, туески, шкатулка, коврик домотканый. Для аппликации ватман тонированный (трава с цветами, цветная бумага (15см x 10 см, полоски гофрированной бумаги (ширина 1,5 см, карандаш на каждого ребёнка, клей. Игрушка «Домовёнок Кузя» (кукольный театр). Угощение для детей-баранки.

Ход:

Звучит русская народная мелодия. Дети входят в «избу». Их встречает Хозяюшка (воспитатель):

Здравствуйте, ребятки! Проходите, гостями будете!

В доме русском я живу,

К себе в избу всех гостей приглашу!

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Садитесь рядком, и поговорим ладком.

Дети усаживаются.

Хозяюшка: -Ребята, а как вы понимаете русскую народную поговорку: сядем рядком, да поговорим ладком. (ответы детей)

-А какие ещё поговорки и пословицы о беседе вы знаете?

Ответы детей: «Не стыдно молчать, коли нечего сказать»

«Слушай ухом, а не брюхом»

«Поменьше говори, побольше слушай»

«В умной беседе ума набраться, а в глупой свой растерять»

Хозяюшка: -Вот как складно, да ладно говорили наши предки.

А сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. А из бересты берёзовой вот такие туески, поглядите. А какая русская изба без скрипа половиц! Посмотрите, ребятки, какой разноцветный домотканый половичок. (воспитатель во время рассказа обращает внимание детей на предметы)

А о каких предметах я сейчас вам загадаю загадки?

Сверху дыра, снизу дыра,

А посредине огонь да вода.

Дети: - Самовар.

Хозяюшка:-Да, самовар. Наши предки очень любили посидеть около самовара, попить чайку и поговорить. В самоваре вода быстро закипала и долго не остывала, а для его растопки годилось всё: и щепочки и шишки. Знаете, были такие самовары-термосы с двумя, тремя отделениями внутри: одно для щей, другое для каши, третье для чая.

А вот ещё отгадайте:

В похлёбке искупался,

А сам голодный остался.

Дети: - Ковш

Хозяюшка: - Правильно, это ковш. А какой росписью он расписан? (дети: хохломской.) Из какого материала он сделан? (из дерева). А зачем хохломские мастера украшали деревянную посуду? (Люди стремились вносить красоту в жизнь.)

Следующая загадка:

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Дети: - Матрёшки

Хозяюшка: - Да, самой любимой игрушкой в народе была матрёшка. Какое настроение у вас возникает при взгляде на матрёшку? Чем нравится эта игрушка (ответы детей).

А это что за игрушки:

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трёхэтажные-

Статные и важные.

Дети: дымковские барышни.

Хозяюшка: - Правильно. Это дымковские барышни. Почему игрушки называют дымковскими? Из какого материала они сделаны? Что любили лепить дымковские мастера? Как вы думаете, игрушки расписывали мастера весёлые или грустные. (ответы детей)

Хозяюшка: -И последняя загадка:

Плетённая, удобная

Я возьму её в лесок

Положу в неё грибок.

Дети: -Корзинка.

Хозяюшка: - Правильно, корзинка, а ещё называли её кузовок. Наши предки не только в лес с ним ходили, но и играли. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

Вот у меня кузовок, кладите в него всё, что оканчивается на -ОК. Дети передают корзинку друг другу и по очереди говорят слова в рифму: «Я положу в кузовок платОК, а я клубОК, (замок, колобок, листок, грибок, цветок, утюжок и т. д.)

Хозяюшка: А ещё, ребятки, люди на Руси любили водить хороводы.

Проводится русская народная игра «Заюшка»

Выбирают водящего — «заиньку». Играющие становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит «заинька».

Дети: Заинька, где твой дом?

«Заинька»: Мой дом под кустом, под березовым листом

Дети: Заинька, приходи к нам на лужок

На головку вить венок!

«Заинька» входит в круг, играющие идут по кругу, поют:

Заинька, заинька —

Коротенькие ножки, красные сапожки,

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили, танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

«Заинька» подходит к одному из играющих и меняется с ним местами. Так выбирается новый «заинька», игра продолжается два раза.

За печкой просыпается домовёнок Кузя. Воспитатель одевает на руку куклу и разыгрывает диалог:

Кузя: А-Апчхи! А-Апчхи!

Хозяюшка: Ой, ребятки! Смотрите, мой домовёнок Кузька проснулся! Кузя, а у нас гости! Поздоровайся с ребятами!

Кузя: (печальным голосом) Охо-хо, рад вас видеть в нашем доме.

Хозяюшка: Что-то, ты не очень рад. Почему, ты, Кузя, такой грустный?

Кузя: Аюшки, аюшки! Собираюсь я в гости к своему другу Нафанюшки!

Хозяюшка: Так, это замечательно! Знакомого повидать, друг другу новости свои рассказать.

Кузя: Всё хорошо, да как же изба моя родная без меня, да я без неё.

Хозяюшка: Ах, вот оно что! (обращается к детям) Давайте поможем Кузе. Сделаем бревенчатую избу нашу. Кузя будет смотреть на картину вдали от своего дома и не скучать.

Кузя: Ой, а вы сможете, ребятки?

Дети: Конечно, сможем!

Хозяюшка показывает иллюстрацию бревенчатого дома и рассказывает «Наши предки жили в рубленых избах. Строили избы большие, крепкие, добротные. Вот какие! Иногда в один этаж, чаще в два, с просторным крыльцом. Украшали избу затейливые узоры «подзоров» и «наличниками».(воспитатель показывает, просит детей повторить слова)

Затем Хозяюшка предлагает детям «срубить» бревенчатую избу для Кузи способом аппликации. (показывает образец) Дети выполняют коллективную работу на ватмане. Скатывают «брёвнышки» из прямоугольников цветной бумаги на карандаши, приклеивают на ватман, создавая силуэт бревенчатого дома. Из гофрированной бумаги совместно с воспитателем украшают крышу и окно (подзор и наличник).

Во время работы детей звучит русская музыка.

В конце дети показывают Кузе свою работу.

Кузя: Вот, спасибочки, вам, ребятки. Мне теперь не придётся скучать по своему дому. Посмотрю на вашу работу - и на сердечке весело и тепло. А вот, вам от меня угощение за вашу помощь.

Кузя передаёт сундук воспитателю: Держи, хозяюшка, только не спеши открывать, покуда слова заветные не скажу.

Хозяюшка: Хорошо, Кузенька. Говори свои слова.

Кузя: Сундучок, сундучок,

Вот, зелёненький бочок,

Расписная крышка,

Медная задвижка!

Раз, два, три, четыре, пять!

Теперь можно открывать.

Хозяйка и дети открывают сундучок, достают угощение - баранки на связке.

Хозяюшка и Кузя прощаются, детей провожают.

Публикации по теме:

Сценарий осеннего утренника «В гостях у хозяюшки»Сценарий осеннего утренника «В гостях у хозяюшки» Сценарий осеннего утренника «В гостях у хозяюшки»[/b] 2 младшая группа 2014г. Зал оформлен в виде деревенского двора. Возле домика,.

Конкурс «Будущие хозяюшки» Цели: • Обучающая – учить девочек правильной речи; • Развивающая – расширить словарный запас, развивать память, мышление, артистические.

Конспект интегрированного НОД в средней группе «Посиделки у хозяюшки» Конспект непосредственно-образовательной деятельности Интеграция образовательных областей: - Речевое развитие; - Познавательное развитие;.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «В светлой горнице у хозяюшки Марьюшки» МБДОУ «Детский сад № 104» Конспект интегрированного занятия в старшей группе (ознакомление с окружающим миром +музыка) «В светлой.

Конспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возрастаКонспект НОД «В гостях у Хозяюшки» для детей старшего возраста Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры, посредством знакомства с элементами народного быта. Задачи: познакомить детей.

Мастер-класс «Сундучок хозяюшки»Мастер-класс «Сундучок хозяюшки» Все чаще педагоги говорят о том, что воспитание дошкольников требует гендерного подхода, т. е. учета индивидуальных особенностей детей в.

НОД по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у Феи математики»НОД по ФЭМП в подготовительной группе «В гостях у Феи математики» Конспект итогового занятия по математике в подготовительной группе. Программное содержание: Обучающие задачи: • Упражнять в счете в пределах.

Занятие в подготовительной группе «В гостях у тетушки Арины» Программные задачи. Расширять представление о русских народных семейных обычаях. Обогащать словарный запас (оберег, именины, колыбель, лапти,.

У хозяюшки в гостях .

«Заколка для красавицы, ложка для хозяюшки» — как мы готовили подарки для мам«Заколка для красавицы, ложка для хозяюшки» — как мы готовили подарки для мам Готовить подарки мамам к 8 марта мы стали заранее. Первым делом были закуплены деревянные ложки - заготовки. Именно они стали основой для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по приобщению детей подготовительной группы к истокам русской народной культуры «В гостях у хозяюшки»
Опубликовано: 6 августа 2015 в 17:14
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД