Ольга Потепалова
Интегрированная НОД в средней группе «Полна чудес весенняя природа»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД в средней группе на тему «полна чудес весенняя природа»
Интеграция образовательных областей:
познание,коммуникация, социализация, художественное творчество,
чтение художественной литературы, здоровье, музыка.
Цель: систематизировать знания детей о первых признаках весны.
Задачи: вызывать у детей положительный эмоциональный отклик на красоту пробуждающейся природы.
Развивать внимание, память, активизировать речь детей.
Публикация «Интегрированная НОД в средней группе „Полна чудес весенняя природа“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Расширять словарный запас детей (капель, проталины, гроза, первоцветы
и т. п.)
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным ответом, строить сложные предложения.
Учить детей решать противоречия, устанавливать причинно-следственные связи явлений природы: солнце пригревает, тает снег, капают сосульки, появляются проталины, набухают почки и т. д.
Оборудование:
Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Петра Чайковского – «Весна», запись голосов птиц, журчания ручейка,шум дождя.
Модели весны:
Солнце, весенние ручьи, весенний дождь, поляна с подснежниками,
демонстрационная картина о весне, силуэты птиц.
Оригами: цветы (подснежники).
Предварительная работа:
Утренние беседы:
«Сравнительный анализ картин И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь», первые весенние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом весны.»
Работа в книжном уголке:
Рассматривание фото иллюстраций ранней весны; беседы о том, какие приметы ранней весны видно на этих картинах.
Чтение художественное литературы:
Н. Сладков «Весенние радости. Ручей».
Э. Шим «Солнечная капля».
Г. Скрибицкий «На лесной полянке. Счастливый жучок. Весна».
Н. Павлова «Под кустом».
Работа в природном уголке:
Наблюдение за ростом растений, развитием почек, посадка лука и рассады цветов.
Сюжетно-дидактические игры:
«Огородники»; «Да-нет».
Прогулки:
Наблюдение за снегом;
Наблюдение за солнцем;
Наблюдение за облаками;
Наблюдения за талыми водами;
Наблюдения за почками на деревьях;
Наблюдения за птицами;
Наблюдения за травой на проталинках;
Наблюдение за погодой.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приглашение к путешествию: (дети в полукруге на стульчиках).
Воспитатель:
– День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое
Приглашаю я сейчас.
Ребята, а вы хотите сейчас отправиться вместе со мной в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе, об одном из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете.
Негромко звучит музыка Петра Чайковского – «Весна», воспитатель читает стихотворение
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Ответы детей:
Воспитатель:
Как вы догадались ребята?
Ответы детей:
Воспитатель:
Я вас приглашаю пройти со мной к окошку и посмотреть как на улице тихо и светло. Мы с вами сейчас тоже немножко проснемся, встрепенемся. Откроем окошко. Посмотрите воздух чистый-чистый, свежий. Давайте встанем все удобно, расправим плечи и вздохнем носиком глубоко-глубоко, выдохнем. Глубоко-глубоко вдохнем, выдохнем. Как легко дышится весной.
Воспитатель:
Ну, вот мы и готовы к весеннему путешествию. А вы рады весне?
Ответы детей:
Воспитатель:
Ребята, нам нужно выбрать правильный маршрут.
(Приглашаю детей вернуться на полянку и обращаю внимание на представленные модели весны – показ презентации).
Воспитатель:
С чего же начинается приближение весны?
Ответы детей:
А какое оно весеннее солнышко? (Яркое, весеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).
А вот русский народ солнышко называли вот так (Солнышко-колоколнышко,солнышко-вёдрышко. Солнышко-красное).
Кто повторит за мной?
Ответы детей:
А давайте все вместе полюбуемся на солнышко.
(слайд-солнышко)
Воспитатель:
А давайте поиграем с солнышком нашими глазками.
(дети в круге вместе с воспитателем)
Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»
Солнечный мой заинька, - (смотрим на ладошку)
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька, -
Маленький, как крошка. (ставить на ладонь указательный палец
другой руки)
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик, и опять
На плече давай скакать. – (следить взглядом за движением пальца)
Вот закрыли мы глаза, - (закрыть глаза ладонями)
А солнышко играет:
Щечки теплые лучами
Нежно согревает. - (широко раскрыть глаза)
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось с вами играть.
(Дети возвращаются на стульчики).
Засияло солнышко, одарило нашу землю теплом. А что же стало со снегом?
Ответы детей:
(Снег стал таять). Каким стал снег? (Грязный, серый, рыхлый, липкий, мокрый). Во что же превратился снег? (Снег превратился в ручейки).
Воспитатель:
Садитесь ребятки поудобнее, мы сейчас послушаем, как поет ручеек.
(слайд-ручеёк)
Что можно сказать про ручеек? Какой он? (Быстрый, журчащий, голубой, разговорчивый, звонкий, прозрачный, холодный)
Почему говорят, что он «бежит»? Кто может бежать? (Человек, животное, бегут те у кого есть ноги, лапы.)
У ручейка нет ног. Почему же про него говорят, что он «бежит»?
Ответы детей по ходу разговора
А я знаю, что вы очень любите играть с ручейками.
Давайте поиграем.
Игра «перепрыгни через ручеёк»
(под журчание ручейка дети перепрыгивают через ручеёк – натянутую полоску ткани на полу.)
(Обращаю внимание на постановку ног и движение рук перед прыжком)
Какие вы были смелые и ловкие. Никто ножи не промочил.
Молодцы вот мы с вами и с ручейком познакомились.
Воспитатель:
Ребятки,а весной дождик бывает?
Ответы детей
Воспитатель: А какой он?
А вы хотите посмотреть и послушать, как шумит первый весенний дождь?
Тогда сядьте все правильно, удобно и слушайте.
(дети просматривают фрагмент презентации – весенний дождь)
Вам понравилось? Что вы почувствовали?
Воспитатель:
Вот прошел весенний дождик. Что дальше произойдёт в природе?
Ответы детей:
Появятся проталинки. Расцветут подснежники, появляется травка, другие цветы, листики на деревьях раскрываются (переходят к следующей картинке).
Посмотрите, какие они цветы все красивые и разные.
(слайд –цветок)
А вы знаете весенние цветы? Назовите их.
А вы бы хотели побыть красивыми цветами?
Ответы детей.
Психогимнастика «Цветок»
Воспитатель:
Тишина стоит вокруг,
Вышли мы сейчас на луг.
С теплыми лучами солнца «цветок» начинает распускать «лепестки»: приготовьте правую руку – кисть со сложенными вытянутыми пальцами – «бутон»).
«Цветок» медленно начинает распускаться. Распускается и вот он уже совсем распустился.
Покажите «Цветок» солнышку (поднять руку вверх, круговое движение кистью).
Смотрите! Еще «Цветок» распускается (левая рука, повтор упражнения).
Но вот набежали тучи, закрыли солнышко, лепестки закрываются.
Начался «веселый дождик» (подскоки с подниманием рук вверх и в стороны) (ощутить чувство радости и веселья).
Поднялся ласковый ветерок (наклоны в сторону, руки вверху) скорость увеличивается – ураган (сначала чувство радости, потом тревоги).
«Сверкнула молния» (из основной стойки выпады в различных направлениях с резкими движениями руками. (ощущать чувство торжества и силы).
Ветер прогнал тучи «солнышко просыпается» (из приседа медленно встать, подняться на носки, потянуться руками вперед и вверх к «солнцу» (ощущать радость рождения нового дня).
Воспитатель: Молодцы! Вы были замечательными и самыми красивыми цветами.
И с этой приметой весны мы с вами познакомились.
Мы с вами прошли маршрут, который называется «Весенние приметы». Сегодня мы с вами слушали прекрасные стихотворения о весне, музыкальные произведения.
А сейчас я вас приглашаю подойти поближе и посмотреть на эту картинку.
Что вы видите на картине?
Ответы детей:
Ребята я так старалась, но не успела её закончить. А хотите мы с вами будем художниками и создадим свою картину весны. Я даже приготовила картинки, которые вы рисовали и вырезали раньше. Мы с вами можем сделать ее более красивой, законченной. (Дети разбирают с подноса картинки – наклейки, рассматривают, приклеивают по очереди и называют весенний признак: ярко светит солнышко; появляются проталинки; расцветают подснежники; мишка просыпается, выходит из берлоги;
зайчик).
(Воспитатель выполняет вместе с детьми).
Воспитатель - Теперь на нашей картине настоящая весна. Но для кого ребята сделали скворечник, кто свил гнездо? Без чего не бывает весны?
Ответы детей:
Воспитатель – А какие птицы могли бы поселиться на нашей картине?
Ответы детей:
Воспитатель – Чтобы весна быстрее началась нужно помочь птицам и заселить их на нашу картину. Выберите для себя силуэты птиц, раскрасьте их, назовите, какую птицу вы раскрасили и закрепите её на нашей картине.
(дети выполняют закрашивание силуэта птиц восковыми мелкам - самостоятельная работа детей).
(Воспитатель обращает внимание на правильную осанку).
(Продуктивная деятельность детей сопровождается аудио записями голосов птиц в лесу).
Воспитатель – Молодцы!
Ура! Весна уже пришла –
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Хорошая, яркая, интересная картинка у нас получилась.
Мы с вами «создали» картину, на которой очень много весенних признаков. Как можно её назвать? (Выслушиваем предложения детей).
Вот и пора нам возвращаться из удивительного путешествия. Ребята, а что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей:
Воспитатель:
Весна только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по весенней природе,находить её признаки.
Воспитатель:
Ребята,а пока мы с вами путешествовали, посмотрите, сколько подснежников распустилось на нашей полянке. Давайте подарим их нашим гостям на память о нашей встрече и о весне. (Дети дарят).
ЛИТЕРАТУРА
Кондратьева Н. Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
Николаев С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой.
М. : Педагогическое общество России, 2003.
Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
Рыжова Н. А., Наш дом природа. М. : «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
Интернет ресурсы