Терентьева Наталья
Новое в дошкольном образовании. Слухопротезированные дети методом кохлеарной имплантации
▼ Скачать + Заказать документы
Современная сурдопедагогика как наука, а вместе с ней и специалисты, работающие с детьми с нарушениями слуха, столкнулась с новой группой лиц – с теми, кто слухопротезирован методом кохлеарной имплантации. Сейчас в мире около 200 тысяч пользователей кохлеарными имплантами. Первая операция по кохлеарной имплантации была проведена за рубежом в 80-ые гг., в России - в 1991 году. Если сначала КИ делали только позднооглохшим, то на сегодня операцию делают детям раннего возраста, в том числе детям с врожденной глухотой. При оптимальной настройке процессора порог слуха, достигаемый ребенком после операции, составляет 25-40дБ, что соответствует первой степени тугоухости и дает возможность слышать разговорную речь. При остатках слуха в низкочастотном диапазоне возможно сочетанное использование слухового аппарата и импланта на имплантированном ухе. Если врожденно глухому ребенку внезапно открывается мир звуков, это не означает, что он самостоятельно сможет опознать и распознать в нем звуки речи и овладеть ею. Все дети - пациенты после проведения операции – нуждаются в длительной слухоречевой реабилитации, иными словами, медицинская проблема превращается в педагогическую.
Публикация «Новое в дошкольном образовании, Слухопротезированные дети методом кохлеарной имплантации» размещена в разделах
По слухоречевым показателям и по возрасту дети, допущенные к КИ, представляют собой весьма неоднородную группу (Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, А. И. Сатаева, Н. Д. Шматко). Это:
– оглохшие дети, сохранившие речь и коммуникацию;
– оглохшие дети с распадающейся или распавшейся речью;
– глухие дети и дети с тяжелой тугоухостью с развернутой фразовой речью в соответствии с возрастом;
– глухие дети и дети с тяжелой тугоухостью, у которых не удалось сформировать развернутую фразовую речь, и их коммуникация осуществляется другими средствами;
– глухие дети и дети с тяжелой тугоухостью, еще не владеющие развернутой фразовой речью в силу раннего возраста;
– дети с тяжелыми нарушениями слуха и дополнительными первичными нарушениями развития.
Как видим, слухоречевой статус, а вместе с ним и общефизическое развитие к началу реабилитации у дошкольников с нарушенным слухом «разбросан» от отсутствия речи до вполне соответствующего возрасту речевого развития. На сегодня для каждой группы разработан свой комплекс методик реабилитации. Тем не менее сам реабилитационный процесс (он начинается через 3-4 недели после операции) имеет общую идеологию и осуществляется поэтапно.
Петербургская научная школа (СПб. НИИ уха, горла, носа и речи) выделяет 4 обязательных этапа реабилитации:
1. Начальный этап (3-12 недель). На этом этапе формируются слуховые представления на базе новых слуховых возможностей. Идет развитие начальных навыков слушания (обнаружение звука, локализация источника звука, различение неречевых и речевых звуков, опознавание бытовых сигналов); формируется начальный навык пользования голосом для общения.
2. Основной этап (6-18 недель). Как подчеркивает И. В. Королева, несмотря на то, что ребенок физически слышит, он «плохо запоминает звуковые образы окружающей среды и слова. Всё это – результат несформированности центральных слуховых процессов и связано с тем, что слуховые центры мозга до имплантации не получали информации и не развивались. По мере слухоречевых коррекционных занятий у ребенка развиваются центральные процессы слухового анализа, слуховое внимание и память». Идет развитие мозговых процессов, осуществляющих анализ звуков речи (фонем, слов, фраз). На основе развития голоса формируется звукопроизношение. Закрепляются устойчивые связи между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом. Развивается мотивация к общению на основе слуха и голоса. Развивается контроль за собственной речью.
3. Языковой этап. Совершенствуются процессы восприятия речи и говорения. Главное: идет освоение основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, синтаксиса. Устная речь становится главным средством общения. Длительность этапа – до 5 лет.
4. Этап развития связной речи и понимания сложных текстов. Этот этап соответствует периоду развития речи слышащих детей старше 7 лет (И. В. Королева, О. В. Зонтова).
Московская научная школа (Институт коррекционной педагогики РАО) вышеозначенные первый и второй этапы реабилитации обозначает как запускающий этап реабилитации, целью которого является «переход ребенка к коммуникации на естественной сенсорной основе… Важнейшими показателями благополучного завершения запускающего этапа реабилитации служит появление естественного «слухового» поведения ребенка и способности спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста»
(Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, А. И. Сатаева,
Н. Д. Шматко и др.).
При организации реабилитационного процесса чрезвычайно важная роль отводится родителям ребенка, особенно на запускающем этапе. Именно семья обеспечивает ребенку непрерывную говорящую среду. Родителям необходимо перестроить свое общение с ребенком с учетом новых появившихся у него слуховых возможностей, освоить компетенции «параспециалиста» для общения с ребенком на естественной сенсорной основе; постоянно посещать консультативные занятия со специалистами. Кто должен предоставить психологическую и информационную помощь семье ребенка, помочь в перестройке коммуникации и взаимодействия с ребенком после операции, обучить родителей методике слухоречевой реабилитации в соответствии с возрастом и статусом ребенка? В крупных городах это специалисты центров реабилитации слуха (например, Центр реабилитации после кохлеарной имплантации «Тоша &Co» ООО «Исток Аудио Трейдинг»); сурдологических кабинетов; в отдаленных районах и небольших городах это сурдопедагоги или логопеды из коррекционных образовательных учреждений. Контактная работа специалиста с семьей может быть с успехом дополнена дистантным сопровождением: анализом видеозаписей родительских занятий в режиме онлайн, консультацией по скайпу. Важнейшими показателями благополучного завершения запускающего этапа реабилитации служит появление естественного «слухового» поведения ребенка и способности спонтанно осваивать речь в естественной коммуникации, как это происходит у нормально слышащего ребенка раннего возраста.
Интенсивный и длительный экспериментальный опыт реабилитации показал, что успехи детей с КИ на пути к полноценному спонтанному освоению языковой системы и естественному говорению по разным причинам неоднородны. Сотрудники НИИ коррекционной педагогики (Москва) выделяют следующие возможные «итоговые» группы реабилитационного процесса, организуемого на запускающем этапе:
– группа детей, уже приблизившихся к возрастной норме и готовых к вхождению в общеобразовательную среду при минимальной специальной поддержке;
– группа детей, еще не приблизившихся к возрастной норме, но имеющих возможность и перспективу благополучного дальнейшего развития и приближения к норме в обычной среде при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке;
– группа детей, не приблизившихся к возрастной норме и не имеющих
– перспективы приближения с нормой в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке.
Учитывая достигнутый уровень слухоречевого развития, для каждой из выделенных групп специалисты определяют дальнейший образовательный маршрут. По этому поводу в нашей стране определились два подхода. Ученые Института коррекционной педагогики РАО ( Москва: Т. С. Зыкова, А. И. Сатаева, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Т. В. Николаева, Н. Д. Шматко и др.) рекомендует ребенку с КИ посещать дошкольное образовательное учреждение исключительно после благополучного завершения запускающего этапа реабилитации. В период же интенсивной коррекционной помощи дошкольникам с кохлеарными имплантами на первоначальном запускающем этапе они настоятельно рекомендуют осуществлять семейное воспитание: маме или другому члену семьи ежедневно приводить ребенка на занятия со специалистами (сурдопедагогом, психологом и т. д.) и самому присутствовать на них, а в течение дня дома в ходе ежедневных дел продолжать слухоречевую работу.
После успешного завершения запускающего этапа дети должны быть помещены в образовательные учреждения, где им окажут профессиональную помощь.
Так, дети первой группы с высоким уровнем слухоречевого развития направляются в массовый ДОУ по месту жительства с условием, что им будет оказана по мере необходимости психолого-педагогическая поддержка.
Дети второй группы со слухоречевым развитием ниже, чем в норме, но имеющие положительную перспективу сближения с нормой, продолжают обучаться дома (если позволяют возможности семьи) или направляются в ДОУ в группу комбинированной направленности. В этих группах 3-4 имплантированных ребенка и 7-11 – нормальнослышащие дети. С группой работают два воспитателя и сурдопедагог. В первой половине дня воспитатель проводит фронтальные занятия со слышащими детьми, параллельно сурдопедагог проводит коррекционные занятия с имплантированными. Во второй половине дня проводятся занятия со всей группой (ИЗО, музыка, конструирование и пр.).
Дети третьей группы, не имеющие перспектив сближения с нормой, направляются в группы компенсирующей направленности для слабослышащих детей (в виде исключения). В этом случае обязательным становится объединение детей с КИ со здоровыми детьми из других групп ДОУ комбинированного вида во время прогулок, некоторых групповых занятий (например, с психологом, праздников и т. д. Родителям же нужно стараться пораньше забирать своего ребенка с КИ из детского сада для того, чтобы больше времени провести в естественном общении с ним дома.
Особый путь образования предусмотрен для детей, которых по желанию и возможностям родители решают воспитывать в семье. Такие дети получают консультативную помощь сурдопедагога, в центрах реабилитации после кохлеарной имплантации; сурдологопедических кабинетах и отделениях, а также могут посещать группы кратковременного пребывания в специализированном ДОУ.
Несколько отличаются от московских рекомендации со-
трудников Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи.
Так, в работах И. В. Королевой и О. В. Зонтовой рекомен-
дуется подключать логопеда через полгода после операции к реализации содержания коррекционной работы с КИ ребенком. С данным мнением согласны и сотрудники Центра реабилитации после кохлеарной имплантации «Тоша &Co» ООО «Исток Аудио Трейдинг»).
Перечень рекомендуемых образовательных маршрутов специалистами Санкт-Петербургской научно-практической школы включает в себя: логопедическую группу, группу для слабослышащих детей (при условии, что в этих группах исключена жестовая и дактильная речь); а также общеразвивающую группу обычного ДОУ (в сочетании с посещением логопедических занятий). Особенно это актуально для той местности, где отсутствуют сурдопедагоги. Поскольку нарушения речи – более распространенное явление, то и дипломированные логопеды также имеются чаще в разных отдаленных местностях и малых городах нашей страны. Поэтому зачастую единственным человеком, который может помочь ребенку с КИ и его семье, - это логопед.