Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом

Людмила Печерских
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом

МКДОУ Куртамышского района

«Куртамышский детский сад №2

общеразвивающего вида»

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ

(Из опыта работы воспитателя

второй квалификационной категории

Лихалит Н. М.)

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, он постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа. Всё это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств, и активную позицию в этом вопросе я считаю, должны занять мы педагоги.

В качестве эпилога своего выступления предлагаю посмотреть небольшой фильм.

                 Город детствапоказ фильма)

Тема моей работы.

«Нравственно патриотическое воспитание через знакомство с родным городом»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России.

   В широком понимании  патриотизм трактуется как олицетворение любви к современной жизни, её достижениям и проблемам.

  Под патриотическим воспитанием мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общение, которое направлено на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения.

  Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольника необходимы следующие условия: подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семей, в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников, вовлечение членов семей в педагогический процесс, создание в детском саду и семье предметно развивающей среды.

  Таким образом, «С чего начинается Родина?» - с воспитания у ребёнка любви к самому близкому, к родному дому, детскому саду, городу.

Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, потом гражданином России и только потом жителем планеты земля. Идти надо от близкого к далёкому. Поэтому свою работу мы начали с ознакомления детей с родным городом.

  

Цель проекта: Нравственно-патриотическое воспитания детей старшего дошкольного возраста через приобщение их к истории народа, родного края, города, знакомство с их прошлым и настоящим.

Какие задачи при этом решаются:

1. Пробуждать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям.

2. Учить видеть  историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц)

3. Воспитывать у детей любовь к родине, родному краю, природе через непосредственное обращение к ней, восприятие её красоты и многообразия.

4. Воспитывать у ребёнка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

5. Знакомство с земляками, знаменитыми поэтами, писателями, художниками.

6. Формирование знаний о родном городе-труженике.

Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь разных видов деятельности:

Игровая деятельность: сюжетно-ролевые игры» Дом», «Детский сад» «Профессия моих родителей», дидактические игры:

«Моя семья, моя родословная», «Путешествие по городу».

Речевое развитие: составление рассказов на тему «С кем я живу», «Моя улица», сочинение стихотворений «О маме», «О друге», сотворчество детей и родителей.

Художественная литература: загадки,  заучивание стихотворений, чтение познавательной литературы о родном городе.

Изобразительная деятельность: рисование на тему «Мой город», «С кем я живу», «Портреты членов семьи».  Оформление выставок: «Моя улица», «Мой детский сад». Сотворчество детей с родителями «Встреча гостей», «Мой дом»

Трудовая деятельность: посильная трудовая деятельность дома, дежурство по столовой, трудовые поручения в группе и дома.

Познавательная деятельность: целевые прогулки по нашему микрорайону,  природа нашего города, встречи с интересными людьми, экскурсии по памятным местам города,  посещение библиотеки, музея, рассматривание карты города,  встреча с работниками пожарной охраны.

Музыкальная деятельность: проведение совместных праздников, разучивание песен: о детском саде, доме, городе.

Для реализации проекта  было необходимо создать развивающую среду.   Мной подобран и систематизирован необходимый демонстрационный материал. В группе оформлена фотовыставка: «Люби и знай — родной свой край», организовала выставку рисунков «Мой город», создана полочка умных книг, где подобраны  книги о нашем городе, тематические папки: «Земляки-герои»,  «История города».

Систематически проводятся экскурсии и целевые прогулки:

«Улицы нашего микрорайона»,  «Природа нашего города»,  «Памятные  места родного города». Использовала такие формы работы как встречи с интересными людьми, посещение библиотеки, музея.

Расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями. Для чего мною составлен план работы с родителями своих воспитанников, который помог заинтересовать и привлечь родителей к реализации проекта. План предполагает следующие формы работы:

- Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего города»

- Анкетирование, тестирование.

- Папки -передвижки «Из истории нашего города», «Знакомьтесь знаменитые люди нашего города»

- Папки-раскладушки «Забытый Куртамыш»

- Встречи с интересными людьми.

- Участие в подборе краеведческого материала.

- Выставки рисунков.

- Фотовыставки

- Встреча с родителями «Моя профессия»

Проблема патриотического воспитания через знакомство с родным городом ; актуальна не только для родителей, но и педагогов.

Анкетирование выявило, что 60% педагогов интересуются историей родного края, либо хотели бы знать историю родного края.

Исходя из этого, была организована  встреча с работником музея,

проведена консультация: «История возникновения нашего города». В результате этой встречи пополнилась копилка методического  материала, которой можно воспользоваться.

По результатам проделанной работы была проведена диагностика, которая показала достаточно широкий запас знаний  детей о родном крае, по сравнению с началом работы над проектом. У дошкольников  сформированы представления о природном своеобразии родного ; края,  о его достопримечательностях,  о знаменитых людях нашего города.

Результаты показали, что мой проект действует, что он познавателен и полезен.   Дошкольники получили возможность другими глазами посмотреть на знакомые места, осознать их необычность.

Таким образом, через взаимосвязь различных видов деятельности  с опорой на развитие совместного творческого потенциала процесс формирования у детей патриотических  чувств  к  своей малой родине значительно  интенсифицируется.

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

С 1 сентября! С новым учебным годом! .

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание через знакомство с родным городом
Опубликовано: 17 сентября 2011 в 16:38
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

21 ноября. Всемирный день приветствий

Салют, чао, алоха – так по-разному звучат приветствия на разных языках. Несмотря на отличие национальных этикетов, все народы при встрече приветствуют друг друга и желают добра, здоровья и благополучия....

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....