наталья осипчук
Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В. А. Сухомлинский.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Подготовительная группа
- Темочки
Знакомство детей с родным краем : с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ «Об образовании» произошли существенные перемены в развитии системы образования. Это повлекло изменение в содержании образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.
Мы живем в небольшом, но прекрасном городе - Тында. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.
Исходя из вышесказанного, я ставлю перед собой следующую цель:
Формировать нравственно-патриотические чувства дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей родного края.
Данная работа включает целый комплекс задач:
-Дать детям представления об истории нашего края.
-Познакомить детей с символами России и города: гербом, флагом, гимном.
-Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
-Расширять знания детей о родном городе, как частице русской земли.
-Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа.
-Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
-Обогащать знания детей о природных богатствах родного края, их роли в социальном и экономическом развитии области.
-Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу и родному краю.
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо.
Для этого используются различные формы работы:
1. беседы «Дорожная азбука», «Планета Земля в опасности», «Москва – столица нашего Отечества», «Наша Армия», «Беседа о Дне защитников Отечества», «Моя семья», «Книга – лучший друг» и т. д. ;
2. игры «Узнай наш флаг (герб)», «Птицы нашей области», «Животные нашего края», «Угадай дерево» и т. д. ;
3. чтение художественной литературы: Былины «Как Илья Муромец богатырем стал», «Илья Муромец и Соловей – Разбойник», «Садко», «Никита Кожемяка»; рассказы Носова Н. «На горке», «Карасик»; Осеевой В. «Плохо», «Волшебное слово», «Сыновья», «Печенье»; Пантелеева Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки»; Пермяка Е. «Надёжный человек», «Как Миша хотел маму перехитрить», «Самое страшное» и т. д. ;
4. праздники и развлечения: народные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы на воздухе, Осенины;
государственно - гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы;
международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми. Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами;
5. и, конечно же, основная форма работы – занятия (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории).
Занятия являются ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, городом, которые активизируют мыслительную деятельность детей. Оно должно сопровождаться наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа, активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению. Например: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? или Почему так называют наш край, город, область? т. д.
Работа по ознакомлению с предприятиями города и трудом земляков перерастает в сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт («РЖД», «Библиотека», «Музей», «Стройка» и т. д.)
В группе имеется центр патриотического воспитания, где есть
- «Музей БАМа» - «История возникновения города», «Чем славится наш город», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности города», Подборка стихотворений о городе, крае. Символика (флаг, герб, гимн).
• Различная познавательная и художественная литература;
Задачи нравственно-патриотического воспитания реализуются не только через содержание этого центра, но и через содержание других зон самостоятельной детской деятельности:
- в центре изобразительной деятельности представлены образцы декоративно – прикладного творчества;
Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому используются дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку. Дидактические игры являются составной частью занятий и режимных моментов в жизни группы. Знания, полученные детьми, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют, лепят.
Первые чувства патриотизма… Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители не только помощники, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Работа ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.
Работая в данном направлении, мы уже достигли результатов:
дети получили необходимые знания о своем городе, области России;
продолжается тесное сотрудничество с родителями;
педагоги продолжают повышать педагогическое мастерство;
расширилось сотрудничество детского сада с организациями города;
пополняются групповые центры по нравственно-патриотическому воспитанию новыми материалами.
Планы на будущее: продолжить работу по патриотическому воспитанию;
Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того взрослый это или ребенок.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.
И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.