ирина рябова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Об актуальности патриотического воспитания подрастающего поколения в современных условиях говорится в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ : «Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов»
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Нравственно – патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота, добропорядочного гражданина своей страны.
На данном этапе задача педагога состоит в отборе из массы детских впечатлений наиболее доступных ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции, быт и свои люди, порой, с уникальными способностями. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
На каждом возрастном этапе дошкольного детства ребенок получает новые сведения и усваивает понятия о родном городе:
• Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
• Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
• Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В гражданско- патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо своей семьи (например, знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т. д.) На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания гражданско – патриотических чувств.
Продолжением данной работы является знакомство детей с городами – героями России (стран СНГ, со столицей нашей родины, с гимном, флагом и гербом государства.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКОЙ РОССИИ
Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом, гербом страны, мелодией гимна.
Герб и флаг государства – явления сложные и многогранные, они имеют строго определенную специфику, ряд взаимосвязанных компонентов, таких
как правовой, знаково – символический, национально – культурный и
эстетический.
Во-первых, ребенок на пороге школы должен узнавать герб, флаг и мелодию гимна России.
Во-вторых, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Формирование таких представлений тесно связано с задачей: воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
В-третьих, ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображенной на гербе России. Символика несет в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заключены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено не гербе, какого цвета полосы на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России.
• Белый цвет означает МИР и чистоту души;
• Синий цвет – верность и правду;
• Красный цвет – отвага и любовь.
Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснять, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными, отважными, любить своих близких и свою Родину. *
Работа в ДОУ:
В научно – методической системе Н. М. Крыловой «Детский сад – дом
радости» первостепенное значение отводится совместной деятельности, направленной на приобщение ребенка к основам духовной культуры и интеллигентности, как основе нравственно –патриотического воспитания. Одной из наиболее эффективных форм является работа с материалами
«полочки красоты», представляющей творчество детей, и «познавательной полочки», на которой размещаются средства производства.