Юлия Фатеева
Отчет из опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры,
без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности,
без духовности – нет личности, без личности – нет народа»
(Геннадий Никандрович Волков, педагог, основатель этнопедагогики).
Сегодня большую роль в нашей стране уделяется нравственно-патриотическому воспитанию, а именно воспитанию достойной личности, которая будет любить и уважать свою Родину. Один из принципов дошкольного образования в ФГОС ДО - «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
Публикация «Отчет из опыта работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Что же такое Родина. Как вы считаете? Вот как дети отвечают на этот вопрос. «Для меня Родина – это семья, родной дом, улица, друзья, город, природа, это моя страна, мои прадеды»
Дети дошкольного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Поэтому прививать любовь к Родине, знакомить детей с историей, традициями своего народа в этом возрасте очень легко. Окружающий мир предметов и явлений с раннего возраста вызывает у ребенка любопытство, живой интерес. Многие дети задают вопросы: «что было, когда мама была маленькая?», «откуда появилась лампочка?», «почему стол называется именно так?» и т. д. Поэтому дети с удовольствием знакомятся с историей, традициями, обычаями. Но нельзя забывать, что главной целью нравственно-патриотического воспитания является воспитание в ребенке таких личностных качеств, как доброта, любовь, уважение, забота. А значит, мы должны давать не только знания по истории, но и понятия о подлинных человеческих ценностях (гордость за воевавшего деда, гордость за страну, желание продолжать традиции своего народа.).
Как вы считаете, с какого возраста можно начинать знакомить детей с историей нашей страны?
Хочется поделиться своим опытом в этом направлении. Вот уже несколько лет я веду нравственно-патриотический кружок «Истоки», а также очень много времени уделяю патриотическому воспитанию в совместной с детьми деятельности.
Конечно младшим дошкольникам мы можем дать пока еще совсем немногое. Они просто любят сказки, радуются весёлому празднику, простым играм. Поэтому я знакомила детей с русскими народными сказками, обыгрывали их, в группе создан театр сказок. В работе с детьми младшего возраста активно использовала потешки. Потешки можно подобрать ко всем режимным моментам. Они очень хорошо помогают адаптироваться детям в детском саду, учиться самообслуживанию, обогащают словарный запас детей, развивают речь детей и знакомят с культурой русского народа. С младшей группы можно начинать знакомить детей с народными играми, которые не только приобщают детей к народной культуре, к русским традициям, но и развивают координацию речи с движениями, способствуют развитию памяти, творческих способностей. Проведение праздников – это тоже патриотическое воспитание детей, ведь дети уже в младшем возрасте рады, что есть праздник любимых мам и пап, любят Новый год. В младшем возрасте праздники у детей вызывают очень большой эмоциональный отклик.
В средней группе мы продолжаем читать и обыгрывать русские народные сказки, играть в народные игры. Но в этом возрасте уже можно более широко знакомить детей с народной культурой, с русским народным костюмом, с народно-прикладным искусством. Мы с детьми начали лепить из глины, украшать глиняную игрушку дымковской, городецкой, филимоновской росписью. Со средней группы мы праздновали не только государственные, но и народные праздники. В нашей группе стало доброй традицией праздновать колядки, масленицу, проводить посиделки, чаепития у самовара. Познакомились с достопримечательностями нашего родного города Тогучина, и даже, совместно с родителями создали выставку «Мой Тогучин». А ко дню победы в ВОВ рассматривали медали, фотографии воевавших прадедов. С помощью родителей создали стенгазету «Помним! Гордимся!»
В старшей и подготовительной группах уже можно познакомить детей с понятиями «время», «история», помочь детям найти свое место в истории. Для этого я использую в работе такую методику как «река времени», созданную Н. А. Коротковой. Для работы мною было изготовлено панно в виде реки с обозначенными условными остановками «древность», «старина», «наше время». Путешествуя по «реке времени», мы с детьми знакомимся с историей развития транспорта, с посудой, костюмом, предметами быта. Для более глубокого изучения предметов быта, посещаем с детьми музей нашего детского сада, где не только рассматриваем, но и пробуем использовать предметы старины. Совместно с родителями был создан макет русской избы.
Путешествуя по «реке времени» мы с детьми познакомились с динозаврами, с историей нашего родного города, с игрушками наших прабабушек, с посудой, с богатырями Земли Русской, с героями ВОВ.
Полученные знания дети активно используют в самостоятельной деятельности, делятся своими знаниями с родителями. А родители с удовольствием участвуют в наших проектах, помогают создавать поделки, макеты, выставки.