валентина лазарева
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Задачи:
1. Обогащать запас слов относящихся к военной тематике, учить с опорой на военную лексику использовать в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предположений, продолжать работать над развитием связанной речи.
2. Активизировать словарь детей пословицами и поговорками на тему войны, Победы.
3. Развивать интерес к произведениям, созданным в годы ВОВ; в том числе устному народному творчеству.
4. Воспитывать у детей гордость за народ своей страны, вызывать у детей желание подражать поведению героев и чтить их память.
Публикация «Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Звучит песня «Вставай, страна огромная» (1 куплет + припев).
В-ль.
И встал народ, услышав зов страны
И на фронтах великой той войны
Отважно шли солдаты в смертный бой
За нашу Родину, за нас с тобой!
В-ль. Ребята, кто из вас догадался, о чем будем говорить на занятие?
Дети. (о войне, о победе и т. д)
В-ль. Мы уже много с вами об этом говорили, при этом использовали много специальных слов, особых текстов. У войны и у Победы свой особенный язык. Вот этому и будет посвящено сегодняшнее занятие.
22 4 9 65
Посмотрите на доску (на ней карточки с числами
Как вы думаете, что объединяет эти числа (22.06.1941г. - начало войны; 4 года продолжалась; 9 мая – Победа; 65 лет назад закончилась война).
Давайте поиграем «Кто больше назовет слов на военную тематику (война, боец, герой)
В-ль. Как вы понимаете, что такое война?
Ответы детей (враг нападает, защитники освобождают)
В-ль. А кто напал на нашу страну?
Словарный ряд (дети) : немцы, гитлеровцы, фашисты, убийцы.
В-ль. А кто встал на защиту нашей страны?
Дети. Весь народ.
В-ль. Как показал себя наш народ во время войны.
Словарный ряд (дети) : отважным, храбрым, смелым, честным, выносливым, дисциплинированным, ответственным, находчивым, героическим…
В-ль. А давайте вспомним, какие войска громили врага в ВОВ?
Словарный ряд (дети) : пограничные, танковые, зенитные, артиллеристские.
В-ль. Теперь слушайте внимательно, я называю рода войск, а все мне говорите, кто в них служит.
В-ль.
пограничные – пограничники;
танковые – танкисты;
ракетные – ракетчики;
артиллерийские – артиллеристы;
войска связи – связисты;
морской флот – моряки;
подводный флот – подводники;
пехотные войска – пехотинцы;
воздушные – летчики;
инженерные войска – саперы, минеры.
В-ль. У каждого было свое оружие. Я вам сейчас загадываю несколько военных загадок, а вы не только должны их отгадать, но сказать чье это оружие.
В-ль.
Большая птица, стальная птица
За облака сейчас умчится
Отважный летчик ее ведет
А птица – это (самолет)
Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в небе зонтик
Через несколько минут
Опустился (парашют).
Стальной великан ползет,
Врагам смерть несет (танк).
Под водой железный кит,
Днем и ночью кит не спит
Не до снов тому киту,
Днем и ночью на посту
(подводная лодка)
На горе – горушке
Сидят черны старушки,
Если охнут – люди глохнут. (пушки)
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(снаряд)
Петушок без глаза,
А метко клюет.
(автомат, винтовка).
И воды не просит, и ленты носит,
И фашистов косит (пулемет).
Перевернутый котелок
Человека защитить помог (каска).
Самолет /Самолет нужен летчикам;
Парашют /Парашют нужен десантникам;
Танк / Танк нужен танкистам;
Подводная лодка / Подводная лодка нужна подводникам;
Пушки / Пушки нужны артиллеристам;
Снаряды / Снаряды нужны минометчикам;
Автоматы / Автоматы нужны пехотинцам;
Пулемет / Пулеметы нужны пулеметчикам;
Каска / Каски нужны всем.
Дидактическая игра «Один и много».
Танк – танки – танков;
Пушка – пушки – пушек;
Пулемет – пулеметы – пулеметов;
Ракета – ракеты – ракет;
Лодка – лодки – лодок.
Игра «Подбери слова».
Лодка (какая) подводная, атомная, неуловимая;
Танк (какой) тяжелый, стальной, мощный;
Самолет (какой) быстрый, юркий, стремительный.
В-ль.
Вечерами у землянки
Коротали вечерок
Те, кто утром с пулеметом,
С автоматом был в бою,
А на отдыхе солдаты
Песнь любимую поют…
(Как вы думаете, какая любимая песня была у бойцов – фронтовиков)
Дети. «Катюша»
(Муз. руководитель проигрывает мелодию, дети подхватывают и поют 1 или 2 куплета)
В-ль. А теперь послушайте пословицу:
«Катюша поет – фашистам житья не дает»
О какой Катюше в ней идет речь?
Дети. (об оружии – минометной установке). Здесь «поет» - это свистят снаряды, которые она выпускает.
А в песне – о девушке.
В-ль. Так вот есть и другая пословица:
Летят фашисты. как с дерева груши.
Это бьют «Катюши» (т. е. ракетные установки) так ласково называли это оружие солдаты.
В-ль. Ребята, а кто такие партизаны! Как вы думаете, их борьба важна для победы нашего народа над врагом?
Дети. Очень, очень важна.
В-ль. Давайте подберем родственные слова к слову «партизан»
Словарный ряд (дети) : партизанка, партизанский, партизанить.
В-ль. Послушайте и запомните пословицы, которые создал народ во время войны.
«В партизаны иду – врагам на беду»
«Партизан погибает, но в плен не сдается» (Таня)
«Партизан скорее умрет, но с родной земли не сойдет» (Дима)
В-ль. Я вот тоже выучила пословицу про партизан:
«И стар и мал партизаном стал».
Как вы ее понимаете?
В-ль. О партизанах, их подвигах, сложено много песен, стихов. Давайте послушаем одно из них, написанное А. Сафроновым «Шумел сурово Брянский лес»
В лесах врагам спасенья нет
Летят гранаты
И командир кричит им вслед
Громи захватчиков, ребята! (Никита)
В-ль. Ребята русский народ очень остроумный и во время войны часто звучали короткие, но очень точные и яркие выражения. Я сейчас вам некоторые скажу, а вы должны подумать, кому бы их сказали нашим воинам или фашистам:
Живота не пожалеть – пожертвовать жизнью.
За пояс заткнуть – одержать полную победу.
Зарубить на носу – запомнить крепко – накрепко.
Работать, засучив рукава – работать со старанием.
Остаться с носом – потерпеть неудачу.
Придумайте предложения с этими выражениями, Вспомните все, что вы знаете о ВОВ.
Женщины и дети в тылу работали, засучив рукава.
Наша страна заткнула за пояс фашистов.
Весь народ не пожалел живота для Победы.
Враги должны зарубить на носу, что русских нельзя победить.
В войне с нашей страной немцы остались с носом.
В-ль. А знаете, сколько пословиц и поговорок за период войны появилось!
Я каждому из вас раздала по одной и попросила выучить самостоятельно или с родителями. Давайте внимательно послушаем.
Мир строит – война разрушает (Дима)
Чтоб иметь в бою удачу, крепко знай свою задачу (Олег)
Чему в тылу научился, то на фронте пригодится.
У солдата шинель – постель.
Красна девушка косами, а солдат – орденами.
На фронте воевать – славу добывать.
Российская Армия не одна – с ней вся страна.
Дисциплина – душа армии.
Солдата мать родит, отец растит, а бой учит.
Как русский за штык берется, так враг трясется (Алина).
Береги землю родимую, как мать любимую. (Дима)
Дерево в огне сгорает, а солдат от огня крепче бывает (Женя)
Умелого, смелого страх не возьмет и враг не побьет. (Дима)
Сражайся смело за правое дело. (Юля)
Тот герой, кто за Родину горой.
Солдатская дружба сильнее смерти. (Даня)
Нет обороны – заклюют вороны (Женя)
Принял присягу от нее ни шагу (Женя)
А теперь послушайте, те которые я выучила, подсказывайте мне окончания…/стр. 94/
В-ль. Наш народ умел не только воевать, но и не падать духом, даже шутить в трудное время. Давайте послушаем частушки, созданные во время тяжелой военной поры.
Частушки Юля и Уля.
В-ль. О чем услышанные вами частушки?
Дети. Частушки прославляют героизм, советского солдата, высмеивают Гитлера и его армию.
В-ль. Посмотрите на доску. Сейчас Даша прочтет нам стихотворение О. Высотской написанное тоже во время войны. Послушайте и подумайте, к какой иллюстрации оно подходит? Почему вы так решили? (убираю иллюстрации)
О каком живом фонтане говорится в стихотворении?
Дети. О салюте.
В-ль. Оно так и называется Салют.
В-ль. В честь чего дается салют? А что означает победа в войне?
Дети. Это означает, что наши воины выиграли войну, победили врага, освободили нашу Родину.
В-ль. Подберите однокоренные слова к слову победа.
Словарный ряд (дети) : победить, победитель, победный, побеждать, победоносный.
В-ль. Сколько лет Победе нашего народа в ВОВ.
Дети. 65 лет.
Кто может составить на доске слово:
- победа /Лена К. /;
- салют /Женя/;
- победители /Юля/;
- Ура /все/.
Пока дети составляют слова на столах. Звучит отрывок из песни «День Победы» (1 куплет + припев)
Дети читают стихи о войне (Катя, Лена)
В-ль. Вот и заканчивается наше занятие ребята. Было ли вам интересно. Я хочу это знать, поэтому прошу вас взять звездочки, те, кому понравилось красные, кому не понравилось – синие и отметьте на стенде.