Папки-передвижки

Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея

Амина Керимова
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохранённое предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы формирования патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста средствами приобщения детей к русской народной культуре, обычаям и традициям. Представлены особенности проекта, направленного на развитие нравственно – патриотического воспитания. И предложено эффективное сотрудничество педагогов и родителей, привлечение их к участию в разных видах совместной деятельности.

Публикация «Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея» размещена в разделах

Ключевые слова: патриотическое воспитание, мини – музей, проектная деятельность, нравственно - патриотическое развитие, партнерские взаимоотношения.

В настоящее время патриотическому воспитанию подрастающего поколения уделяют огромное внимание. Одной из актуальных задач российского общества определяется бережное сохранение и развитие духовно-нравственного наследия, воспитание духовно- нравственных ценностей подрастающего поколения, исторических и культурных традиций. Поэтому, на мой взгляд, патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников. Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.

Современные программы дошкольного образования ориентированы, как правило, на приобщение ребенка к миру общечеловеческих ценностей: формирование отношения к рукотворному миру, к людям, к Отечеству, к труду, к искусству, культуре. Содержание современных федеральных программ в разной степени проявления ориентировано на эти ценности, однако особое значение в их определении имеет региональный компонент.

Детство – один из наиболее важных этапов в жизни ребенка. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Становление человека, гражданина происходит в самый чувственный и нежный период жизни. Многие исследователи справедливо утверждают, что все, чем богат человек, приобретается им в детстве. Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков, что воспитывает уважение, гордость за свою Родину, край. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье закладываются нравственные основы будущего патриота и гражданина.

Проживаем мы в Нижегородском крае. А это многонациональный край, где мирно уживаются представители многих народов, культура и традиции которых переплелись и прочно вросли друг в друга. Знакомство детей с культурными традициями и природой, города, родного края, в тесном взаимодействии родителями и педагогами воспитывает у детей чувство любви к Родине, национальное самосознание, духовность, культуру межэтнического общения, гражданскую идентичность, что для современного российского общества особенно актуально.

В настоящее время наша страна переживает один из непростых исторических периодов. Основными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: алкогольная, наркотическая, табачная зависимость, включая компьютерную, неграмотность молодых родителей в воспитании детей. Наблюдается непонимание между детьми и родителями, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением, искаженными представлениями о доброте, нравственности, патриотизме, ценности семьи, уважения к родителям.

Основной целью образовательного проекта является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств, любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре и становления активной гражданской позиции дошкольника.

Реализация проекта позволяет решить следующие задачи: - знакомство детей с предметами русского быта, жилищем, народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа;

- обогащение детей разнообразием жанров русского народного творчества; - дать представление о фольклоре народов проживающих в Нижегородском крае;

- знакомство с историей и видами одежды России;

- воспитание чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к его бережному отношению к историческому и культурному наследию народов населяющих Нижегородский край.

Срок реализации проекта четыре года.

Проектная деятельность осуществляется в несколько этапов:

Аналитический: анализ литературы; подбор дидактического материала; разработка перспективного плана.

Практический: изготовление дидактического материала; оборудование центра «Патриотического воспитания», игры, пособия, презентации о России, Крае, городе; организация мини-музея «Русский национальный костюм», «Народные промыслы России», «Русская национальная кукла».

Обобщающий: сбор, систематизация и анализ результатов, анкетирование, опрос детей.

Реализуя проект «Патриотическое воспитание дошкольников средствами приобщения к истории родного Края и русской народной культуре» был оборудован центр «Патриотического воспитания», который создавался совместно с родителями и детьми содержит информацию о России, Крае, городе. В группе организованны мини-музей «Русский национальный костюм». Экспонаты для музея собираются на протяжении нескольких лет.

Игры и пособия направленные на приобщение детей к традициям и обычаям народов России, бережному отношению к природе и всему живому, уважения к труду для наполнения центра «Патриотического воспитания» и уголка «Русская горница» сделаны совместно с детьми и родителями. Игровой материал яркий, красочный и привлекательный. Все игры и пособия хранятся на открытых полках-стеллажах, дети используют их по своему усмотрению для самостоятельной игры и находятся в доступном для них месте.

Разработан дидактический материал:

- цикл игровых занятий, направленных на формирование представлений дошкольников об истории и культуре России и родного Нижегородского края;

- систематизирован литературно-художественный и игровой материал: «Русские народные приметы», «Русские народные пословицы и поговорки», «Русские народные игры».

Площадка мини-музея позволяет проводить интерактивные занятия, викторины, ставить спектакли, все это очень нравится детям и родителям и они с удовольствием принимают в этом участие.

В рамках проекта для родителей был проведен круглый стол «Традиции нашего народа».

Проводила совместно с родителями и детьми выставки, конкурсы, праздники.

Особый отклик от детей и родителей получили совместные мероприятия:

«Мой Нижегородский край», «Вечерние посиделки», «Знакомство с русской национальной куклой, «Колядки», «Народы России», «Россия, белая береза», «Зимушка, зима», «Русские народные игры».

Знакомство детей с родной страной, культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества. Одно из самых важных достижений считаю осознание важности семейных традиций и ценностей.

Участие в проекте позволило родителям, освоить некоторые педагогические приемы, необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами.

Для анализа и мониторинга результатов ежегодно проводилось анкетирование с родителями и опрос детей, анализ результата показал, что музейная педагогика способствует эффективному формированию активной гражданской позиции дошкольников.

В конце проекта было проведено анкетирование, которое показало что:

данный проект позволяет эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, формировать предпосылки учебной деятельности, развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения, умение взаимодействовать друг с другом.

Список литературы:

1. В. И. Савченко Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников» - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 320 с.

2. Современное дошкольное образование. Теория и практика №1/ 2010г.

3 Ботякова О. А. : Традиционный костюм в культуре народов России /Санкт –Петербург/ ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017 г.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР»Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР» Коллеги, сегодня я Вас приглашаю – НАЗАД В СССР. Побывать в окружении вещей советского быта, послушать тиканье часов «Звезда», подержать.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 2 Уважаемые коллеги предлагаю посетить музей «Легенды СССР» Часть Вторая Мебель 60-х-70-х годов еще можно найти в старых квартирах, но.

Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3Знакомство с бытом русского народа как средство патриотического воспитания детей. Обзор экспонатов музея «Легенды СССР». Ч. 3 Уважаемые коллеги предлагаю вернуться в легендарную эпоху СССР и посетить музей «Легенды СССР» Часть третья Предлагаю Вашему вниманию экспонаты.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством организации мини-музея
Опубликовано: 22 сентября 2023 в 14:01
+40Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД