Лучший педагог года

О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира

Юлия Подгорная
О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира

О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира

Познавательный интерес характеризуется как положительно эмоционально окрашенное отношение личности к познанию окружающей действительности, проявляющееся в направленности на активное усвоение субъективно значимых объектов учебно-познавательной деятельности.

Публикация «О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира» размещена в разделах

Интерес к познанию, т. е. познавательный интерес, являющийся основой познавательной деятельности, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов, а также умениями и навыками, при помощи которых обучаемые получают образование. В то же время познавательный интерес, будучи включённым в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжён с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в ней, общению с соучастниками познания [5, 10].

Познавательный интерес – важнейшее свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека, в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения.

В реальном учебном процессе познавательный интерес представляет собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи в отношении школьника к учению, к познавательной деятельности в области одного, или ряда учебных предметов.

Поступление в школу переломный момент в жизни ребенка. Для успешной учебы ребенку нужно иметь развитые познавательные интересы и достаточно широкий умственный кругозор. Познавательные интересы складываются постепенно, в течение длительного времени и не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось достаточного внимания. Для преодоления интеллектуальной пассивности требуется углубленная индивидуальная работа с ребенком.

Отличительная черта любого младшего школьника – интерес к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и достаточно абстрактных. Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младших школьников, как целостное восприятие мира. Для ребенка этого возраста окружающий мир представлен не отдельными сторонами действительности, а очень важными для познания ощущениями– звуками, формами, красками и др.

Что же даёт ребёнку познание окружающего мира? Во-первых, познание даёт растущему человеку возможность изучить на копленную в обществе информацию, отобрать из неё самое важное, выработать на её основе систему жизненных ориентиров. Во-вторых, именно на основе познания окружающего мира и отношения к нему формируется мировоззрение, миропонимание, мироощущение, способность к саморегуляции, которая выражается в возможности оценивать своё взаимодействие с окружающей действительностью, чему способствует познавательный интерес.

Младший школьный возраст наиболее благоприятен для усвоения знаний, умений, навыков. Дети в этом возрасте любознательны, эмоциональны, любят играть и фантазировать, имеют свои взгляды и убеждения, которые нередко не совпадают с мнением взрослых. Однако далеко не всегда врождённое детское любопытство перерастает в любознательность, и уж тем более приобретает характер познавательной потребности, обеспечивая ребёнку любовь к знаниям [6]. Тенденция последних лет заставляет пересмотреть образовательные технологии, так как у многих учащихся начальных классов наблюдается не только отсутствие желания учиться, но и негативное отношение к школе. Причины этого нередко кроются в том, что учителю сложно увлечь учебным материалом современных школьников, внимание которых поглощено различного рода электронными техническими средствами и компьютерными играми. Пропадает интерес к обучению и из-за однообразия форм организации учебного процесса. В современный период опытом работы учителей и педагогической наукой накоплен большой арсенал методов, форм, средств, направленных на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательный интерес и познавательную деятельность учащихся. Для ознакомления с окружающим миром младших школьников широко используются игровые технологии, которые включают обширную группу методов и приёмов организации учебного процесса в форме различных педагогических игр. При этом игры должны выступать как средство, будящее мысль, увлекать на путь поиска ответов на волнующие вопросы. Добиться этого можно умело подбирая, постепенно усложняя и увязывая игры с материалом учебной программы по окружающему миру, побуждая учащихся к волевому напряжению, проявлению интереса. Познавательные игры требуют сообразительности, наблюдательности, умения ориентироваться в определённых условиях, вызывают максимум активности. Развивают внимание, мышление, зрительную память [4]. В практике начальной школы довольно популярны настольные игры: кроссворды, ребусы, чайнворды, дидактические игры природоведческого содержания; сюжетно- ролевые, деловые и подвижные игры. Важную роль в развитии познавательного интереса младших школьников играют интеллектуальные игры, которые по своему механизму требуют от обучающихся активной познавательной деятельности. К этой группе игр относятся так называемые

«задачи на сообразительность»: загадки, головоломки, шарады, вызывающие у учащихся большой интерес, так как они заключают в себя проблему, которую надо решить. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. Природа, окружающая человека, даёт огромные возможности для создания загадок о растениях, животных, отдельных природных явлениях. Учителю важно продумать, на каком этапе урока лучше всего применять загадки. Использование игровых технологий безусловно способствует развитию у младших школьников фантазии, сообразительности, мышления, познавательного интереса и активизирует познавательную деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования нацеливает на решение проблемы качественного усвоения учащимися учебного материала через овладение универсальными учебными действиями (УУД, то есть, способностями к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Одной из целевых установок системы начального образования является развитие у учащихся умения учиться. Оно выступает как первый шаг к развитию познавательных интересов, инициативы, любознательности, мотивов познания и творчества и способности в организации своей деятельности [9]. Современный человек вынужден каждый день проявлять поисковую активность. Имеющегося запаса знаний и способов действий, как правило, уже не хватает. Ценным становится не само знание, а владение способами его получения и умение использовать его. Поэтому система образования заинтересована в развитии УУД, а также в учителе, который будет не просто транслятором учебного материала, а исследователем, способным организовать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся. Для этого педагог должен стать носителем исследовательской культуры, овладеть исследовательскими методами и умением организовывать исследовательскую деятельность обучающихся, которая является мощным стимулом развития познавательного интереса. Компетенции, формируемые у младшего школьника в процессе исследовательской деятельности, позволяют не только сформировать прочные знания об окружающем мире, но и заложить основу исследовательской позиции по отношению к миру, степень развития которой будет зависеть от уровня развития познавательной самостоятельности и познавательного интереса [3, 7, 8].

Организовывать учебно-исследовательскую деятельность младших школьников учитель может на уроках, во внеурочной и внеклассной работе, в помещении школы и за пределами её стен. Но, по мнению многих педагогов, если содержание образования направлено на формирование знаний у учащихся об окружающем мире и отношения к нему, то и сам процесс образования должен определяться окружающей средой. Природа не может оставить человека равнодушным, встречи с ней всегда эмоциональны, так как будят врождённые интуитивные представления о мире, поэтому в детском возрасте важен непосредственный контакт с природой, и чем более продолжительным и частым он будет, тем успешнее будет развиваться познавательный интерес и богаче становиться духовный мир ребёнка. К сожалению, именно такого прямого контакта с природой лишены многие городские дети. Несмотря на то, что в вариативных образовательных программах по предмету «Окружающий мир» предусмотрены обязательные экскурсии в природу, исследования показывают, что большинство учителей начальных классов их не проводят по разным причинам. Отчасти потому, что у них не хватает времени на это, а часто потому, что недостаточно опыта и знаний. Поэтому преподавание окружающего мира оторвано от действительности. В настоящее время ФГОС НОО предусмотрены часы на внеурочную образовательную деятельность, которые и могут использоваться учителями для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся. Приобщать младших школьников к исследовательской деятельности надо начинать с первого класса. В этом возрасте они уже по своей природе являются исследователями, проявляют любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. При изучении окружающего мира в начальных классах учебное исследование может проводиться в разных формах работы: наблюдения в природе, экскурсий, выполнения учебно-исследовательских проектов, работе на пришкольном учебно-опытном участке и др.

Исследование включает пять основных этапов [3, 7].

Первый этап – постановка проблемы. Этот этап стимулирует интерес и любопытство учеников. Этого можно добиться, если задавать учащимся вопросы, на которые нет готового ответа, чтобы ответить на них, надо провести наблюдение или эксперимент. Но сначала надо ознакомиться с предметом исследования, поэтому проблемным вопросам должны предшествовать ознакомительные, чтобы привлечь внимание учащихся. Вопросы должны быть чётко сформулированы, чтобы учащиеся поняли не только то, что они должны узнать, но и как им самостоятельно найти ответ.

Второй этап – формулировка рабочей гипотезы, предположения для того, чтобы впоследствии сравнить её с полученными результатами. Эксперимент целесообразен только если есть рабочая гипотеза.

Третий этап – собственно исследование. На этом этапе предстоит ответить на вопросы: Что необходимо для проведения эксперимента? За какими признаками надо наблюдать? Какие данные надо фиксировать?

Четвёртый этап – анализ и оценка результатов. Была ли выдвинутая гипотеза правильной? Нужны ли дополнительные исследования? Как интерпретировать результаты?

Пятый этап – выводы, оформление результатов исследования и представление работы к защите.

Тема исследования должна быть интересна младшему школьнику, выполнима и соответствовать его возрастным психолого-педагогическим особенностям.

При организации учебного исследования следует учитывать, что младшим школьникам бывает трудно самостоятельно найти материал по теме, в этом случае нужно обратиться за помощью к родителям. Итогом исследовательской работы может быть доклад, отчёт о проделанной работе, коллекция природных объектов с их описанием, макет, фотоальбом и др.

Важным этапом исследовательской работы является оформление её результатов и представление к защите. В ходе выступления учащиеся учатся излагать результаты исследования, доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

Таким образом, у учителя начальных классов имеется в арсенале множество способов развития интереса младших школьников к познанию окружающего мира. Предпочтение следует отдавать тем из них, которые направлены на овладение научными методами и способами познания окружающего мира. Именно они дают возможность учащимся не только углублять и расширять знания о многообразии окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи в нём, но и самостоятельно проводить систематические исследования в природе и социуме, ставить опыты и эксперименты. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности. Непосредственное общение с природой, овладение исследовательскими умениями и навыками являются предпосылками побуждения этических и интеллектуальных чувств, формирования у младших школьников познавательного интереса к окружающему миру и тем самым помогают учащимся чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях и повышают их адаптивные возможности.

Список литературы

1. Бабанский Ю. К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении. Избр. педагог. труды. – М. : Педагогика, 1989. – 560 с.

2. Ляхова Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 68–71.

3. Мифтакова Л. Н. Игры и игровые задачи на уроках природоведения. // Начальная школа. – 2005. – №9. – С. 15–20.

4. Мухина В. С. Возрастная психология. – М. : Академия, – 2000. – 56 с.

5. Мякишева Н. М. особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную потребность. // Начальная школа плюс до и после. – 2014. – №2. – С. 18–24.

6. Подоляк Д. О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной работе по окружающему миру. // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 57-61.

7. Семенова Л. В. Исследовательская деятельность как развитие познавательной активности младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. – 2013. – №1. – С. 68-71.

8. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М., 1997. – 173 с.

9. Шаповалов В. В. О познавательном интересе и приёмах его активизации. // Начальная школа. – 2009. – №7. – С. 26-29

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише»Дидактическая игра по развитию интереса к природным явлениям окружающего мира «В гости к Мише» Мой материал на осеннюю тему -это мастер - класс дидактической игры " В гости к Мише" Цель игры: развивать интерес к природным явлениям.

Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа»Развитие познавательного интереса к многообразию окружающего мира через речевое общение на «языке соседа» «Учите ребенка каким – ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Конспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группеКонспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группе КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО МУЗЫКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ) И ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ ПОДЛАТАТЬ.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для родителей «Роль творческих объединений дополнительного образования в развитии младших школьников» Работая в Центре дополнительного образования с учениками начальных классов,я всегда нахожу много нового и интересного в детях,их отношении.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
О развитии интереса младших школьников к познанию окружающего мира
Опубликовано: 24 января 2022 в 23:44
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД