Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования

Кошелева Ольга
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования

Введение ФГОС ДО существенно изменило всю образовательную ситуацию в ДОУ, посредством организации психологического сопровождения и развития психологической культуры педагогов.

Особое внимание во ФГОС ДО уделяется психолого-педагогическим условиям реализации образовательной программы, поэтому большую значимость приобретает организация взаимодействия педагога-психолога с воспитателями и специалистами как условие интеграции и согласованности их действий.

В реализации психолого-педагогического сопровождениязадействованы все структуры:

• администрация ДОУ;

педагоги;

• медицинский работник ДОУ;

• специалисты ДОУ.

Деятельность педагога – психолога способствует повышению психологической компетентности всех участников образовательных отношений.

Принципами психолого-педагогического сопровождения являются:

- научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической дошкольной практике технологий и методик;

- системность – организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса;

- комплексность – совместная деятельность различных специалистов, всех участников учебно-воспитательного процесса в решении задач сопровождения: администрации, воспитателей, специалистов ДОУ;

- превентивность – обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций;

- открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнерства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих работников ДОУ;

- технологичность – использование современных технологий, интерактивной стратегии в работе.

Главная цель организации взаимодействия – максимальное использование потенциала каждого педагога и объединение усилий для получения требуемого результата.

Поэтому мной было намечено решение следующих задач:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус педагога;

– снимать психоэмоциональное напряжение педагогов через снижение негативных переживаний, их трансформацию в положительные;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи педагогам, имеющим проблемы;

– помощь воспитателю в целях осознания им своего профессионализма и личностного роста, формировать у педагогов потребности к самообразованию, саморазвитию.

Вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса разнообразна:

Психологическая диагностика;

• Консультирование;

• Коррекционно-развивающая деятельность;

• Профилактическая и просветительская деятельность.

Отправной точкой в выборе стратегии психолого-педагогического сопровождения в ДОУ является анализ образовательной деятельности и профессиональный стандарт педагога.

На мой взгляд, важно знать свой педагогический коллектив, сильные и слабые стороны каждого. Опираясь на них, стараюсь формировать такую систему психологического сопровождения деятельности педагогов, в которой поддержка будет адресной (дифференцированной, следовательно, более эффективной.

Как вы думаете какими качествами должен обладать педагог по ФГОС? (профессиональная направленность, эмпатия, педагогический такт, педагогический оптимизм, культура профессионального общения, педагогическая рефлексия, авторитетность).

Данные бесед, наблюдений, анкетирования педагогов и родителей нашего сада, позволили нам сопоставить факторы, выявить ряд личностных качеств, которые нуждаются в коррекционной работе.

Так, спецификой работы педагогов с большим стажем работы является недостаточная мобильность, у кого-то завышенная самооценка, у некоторых имеет место быть авторитарный стиль общения, кто-то подвержен синдрому эмоционального выгорания, у кого-то недостаточный уровень эмпатийности и толерантности.

Педагог дошкольного образования по ФГОС должен владеть новейшими технологиями в области обучения и воспитания детей, а также обладать широкой эрудицией, педагогической интуицией, высокоразвитым интеллектом и высоким уровнем нравственной культуры.

Мы находимся на завершающей стадии введения ФГОС и в условиях психолого-педагогического сопровождения компетентность воспитателей должна в полном объеме перейти от традиционной модели просвещения к модели развития педагогов в соответствии с ФГОС.

Для решения поставленных задач разработан проект: «Жить здорово!», направленный на профилактику профессионального эмоционального выгорания педагогов, т. е. профилактику физического, эмоционального и умственного истощения. В рамках проекта проведены консультативная, просветительская и профилактическая работа (индивидуальные и групповые консультации, психолого-педагогические консилиумы, дискуссии, оформление стендовой информации, а также развивающая и коррекционная работа (тренинговые занятия).

Хотелось бы отметить о пользе данных мероприятий, направленных на взаимодействие с педагогами, создающих условия для доверительных отношений в коллективе, активного участия каждого из них в его жизни, удовлетворенности работой. Кроме того, участие в тренингах открывает возможности для свободного мышления, творчества, что позволяет педагогам использовать психотехники в работе с детьми (релаксационные упражнения, психогимнастики, игровые упражнения в рамках сказкотерапии, мульттерапии, арт-терапии, упражнения телесно-ориентированной терапии, упражнения музыкальной терапии и т. д.).

В ходе своей работы посещаю открытые просмотры занятий воспитателей, провожу психологический анализ занятия, в ходе которого коллективно выявляются те или иные проблемы с которыми педагоги периодически сталкиваются в своей работе. Выявленные педагогические ситуации разбираем на педсоветах, семинарах, дискуссиях, во время проведения деловых игр, что помогает педагогам в их дальнейшей работе.

Выявлена такая проблема, как слабая готовность работать над своими профессиональными качествами, планируется организовать работу кружка «Успешный воспитатель». Основной задачей требующей обязательного решения сегодня - стимулирование интереса педагогов к повышению психологической компетентности и нахождение внутреннего резерва для преодоления неконструктивного поведения. Основным принципом деятельности кружка является принцип превентивности, т. к. его работа направлена на предупреждение возникновения проблемных ситуаций.

В течение учебного года в ДОУ 1 раз в месяц планируется проведение занятий кружка, что способствует развитию единой образовательной среды и возможности учитывать годовые задачи и основные направления деятельности ДОУ.

Ожидаемым результатом психолого-педагогического сопровождения можно считать:

Предупреждение профессионального выгорания и деформации личности педагога;

Повышение психологической компетентности педагога;

Предупреждение профессиональных конфликтов во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами;

Обретение профессиональной самоидентичности.

Итак, психологическое сопровождение педагогов сегодня - это преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с ФГОС, обусловленными новыми социокультурными условиями страны. Сопровождение педагога – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди.

Публикации по теме:

Программа психолого-педагогического сопровождения семьи с ребёнком-инвалидом дошкольного возраста Пояснительная записка Актуальность. Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема.

Обеспечение доступности качественного дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования Калимуллина Сания Фагимовна - воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Светофорик» города Буинска Буинского муниципального.

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования. «Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает» Георг Зиммель. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Карта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ___ Тема недели: «Осень. Признаки.

Модель психолого-педагогического сопровождения дошкольников 6–7 лет на этапе подготовки к школе Поступление дошкольника в школу означает смену социальной позиции, изменение всей социальной ситуации его развития. Учебная деятельность.

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС ноо и ФГОС до ГБОУ ВО «Самарский Государственный Социально – педагогический университет» Факультет психологии и специального образования Программа.

Организация социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ментальной инвалидностью Областной реабилитационный центр для детей-инвалидов "Надежда" функционирует в г. Волжский с 1993 года. Именно здесь дети с особенностями.

Программа психолого-педагогического сопровождения детей 6 года жизни Вашему вниманию хотела бы представить программу психолого - педагогического сопровождения своей группы. На современном этапе развития образования.

Программа психолого-педагогического сопровождения. Анкеты для родителей Май № Название занятия Источник Цель Материалы 33 Мы такие разные И. А. Пазухина «Давайте познакомимся!» стр. 117 Учить различать индивидуальные.

Программа психолого-педагогического сопровождения эмоционально-коммуникативной сферы дошкольников (старшая группа) Пояснительная записка Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Обеспечение психолого-педагогического сопровождения педагогов по реализации ФГОС дошкольного образования
Опубликовано: 2 февраля 2017 в 10:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 апреля. День звёздного неба на МААМ

Звёздное небо в ясную погоду – это самая грандиозная и завораживающая картина, которую только можно придумать. Мы ещё так мало знаем об этих далёких мирах! Но этих знаний хватит, чтобы сформировать у...

11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения
Развивающая среда в нашей группе. Уголок уединения. В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и...
Физкультурный досуг «Наши ножки топают, а ладошки хлопают» с детьми раннего возраста
Цель. Развитие двигательной активности. Задачи. Развивать умение повторять движения за воспитателем. Воспитывать активность в ходе досуга. Закрепить...
Групповая работа «На просторах Вселенной»
К 60-летию со дня первого полета человека в космос мы с ребятами на занятиях кружка сделали групповую работу, которую назвали «На просторах Вселенной»....