МААМ-картинки

Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»

Нажия Момогид
Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»

Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».

Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.

Публикация «Обмен опытом работы на тему „Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР“» размещена в разделах

Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:

• Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;

• Формирование понятий;

• Раскрытие многозначности слов;

• Расширение запаса синонимов и антонимов;

• Формирование правильного употребления слов в связной речи.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».

В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря является:

- уточнение понимания смысла слов;

- активизации лексики.

В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.

У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.

Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:

• Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).

• Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам

(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая

газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т. д.)

• Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это

за ягода). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и

уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.

• Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,

а говори меньше.

• Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом… Этот мальчик добрый, а

этот …

Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны :

• С трудностями в выделении существенных признаков слов.

• С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.

• С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.

• С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т. д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.

При работе с синонимами использую такие приёмы, как:

• Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.

• Подбор синонимов к данному слову.

• Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)

• Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и

т. д.

Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.

Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т. д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.

Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:

Зябнет осинка, дрожит на ветру

Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный

Значит дуб выносливый, значит закалённый.

Упражнение «Доскажи словечко».

Простое слово промежуток

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все…. антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем …перерыв

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим передышку;

После урока непременно

Нужна ребятам…перемена.

Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.

Публикации по теме:

«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка Цели: Познакомить, развивать речь, любознательность, воспитывать уважение к труду взрослых, познакомить с профессиями людей,расширять кругозор.

Развитие познавательной активности как условие обогащения словарного запаса ребенка «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (Дорис.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

«Обмен опытом». Анализ работы РМО«Обмен опытом». Анализ работы РМО Обмен опытом. В нашем Сергачском районе вот уже третий год работает РМО для воспитателей разновозрастных групп. Методобъединения проходят.

Обмен опытом «Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста» В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения» Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» - Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».

Обмен опытом «Предметно — развивающая среда в старшей группе» Микроцентр «Спортивный островок» Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков: скакалка Для катания, бросания, ловли: мяч Атрибуты.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка. Дошкольный возраст –.

Обогощение словарного запаса детей дошкольного возвраста при ознакомлению с произведениями разных видов искусства В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 17:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД