Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»

Нажия Момогид
Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»

Доклад из личного опыта учителя-логопеда на тему: «Обогащение словарного запаса детей с ОНР антонимами и синонимами».

Большое значение для развития дошкольника имеет предметный мир, который окружает его с момента рождения и сопровождает всю жизнь. Вместе с ознакомлением дошкольников с окружающей действительностью одновременно идёт и расширение словаря. Словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и активизация словарного запаса. Ведущее место в усвоении многозначности слов отводится синонимам и антонимам. Начиная с младшего возраста нужно уделять внимание качественной стороне развития словаря.

Работа по обогащению словаря у детей с ОНР включает в себя следующие задачи:

• Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;

• Формирование понятий;

• Раскрытие многозначности слов;

• Расширение запаса синонимов и антонимов;

• Формирование правильного употребления слов в связной речи.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, наряду с занятиями широко использую и моменты повседневной жизни, которая даёт большие возможности для закрепления речевых навыков, полученных детьми на занятиях. В средней группе учимся правильно понимать слова и употреблять их, расширяю активный словарь детей. В этой группе продолжаю работу по формированию обобщающих понятий, большое внимание уделяю вычленению качеств, свойств и правильному обозначению их соответствующими словами. В этой же возрастной группе вводится задача использования слов с противоположным значением (антонимы). С этой целью использую сравнение игрушек, предметов, лексические упражнения, словесные дидактические игры. Для формирования умения вычленять качества, свойства предметов, игрушек использую приём сравнения. Так, например, при сравнении двух кукол задаётся вопрос: «Что у них одинаковое, что разное? Чем ещё куклы отличаются друг от друга».

В группах старшего возраста и в подготовительной ведущей задачей в развитии словаря является:

- уточнение понимания смысла слов;

- активизации лексики.

В этих целях провожу лексические упражнения и словесные игры длительностью по 5-7 минут на каждом занятии. Цель этих упражнений заключается в развитии у детей внимания к слову и умении точно употреблять слова в спонтанной речи. При проведении таких упражнений использую такой приём, как вопрос. Ставя вопрос учу детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать.

У детей с ОНР отмечается бедность словаря, преобладает в основном предметно-бытовая лексика. Словарь отстаёт от возрастной нормы, как количественно, так и качественно. Всё это ограничивает речевое общение детей. Слабая память, быстрая утомляемость, неумение сосредоточиться- характерные особенности детей с ОНР.

Подробно останавливаясь на теме обогащение словарного запаса синонимами и антонимами, хочу напомнить что антонимы- это слова с противоположным значением или «слова-враги». Антонимы в силу своей полярности их значений легче осознаются детьми, поэтому работа над ними начинается раньше. Для развития умения употреблять и отбирать слова-антонимы я использую разные приёмы:

• Отбор антонимов ("Назови лишнее слово»: тонкий, длинный, короткий, толстый, красный).

• Подбор антонимов- глаголов, антонимов-прилагательных, к многозначным словам

(поднимается-спускается, горячий-холодный, грустный-весёлый, свежая газета-старая

газета, свежие яблоки-сушеные яблоки и т. д.)

• Нахождение антонимов в загадках, отгадках (в сенокос горька, а в мороз сладка, что это

за ягода). «Найди слова-неприятели в стихотворении»: Мы поссорились с подружкой и

уселись по углам. Очень скучно друг без друга! Нужно помириться нам.

• Нахождение антонимов в пословицах: Не бойся врага умного, а бойся глупого; Знай больше,

а говори меньше.

• Дополнение предложения антонимом: зимой дни короткие, а летом… Этот мальчик добрый, а

этот …

Так же в работе с антонимами использую картинный материал. Данная работа полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Кроме того, они являются и средством выразительности речи.

В процессе словарной работы на занятиях дети встречаются с таким явлением, как синонимия. Синонимы- слова разные по звучанию, но близкие по значению. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять наиболее подходящие слова, а главное избегать повторений. Дети-дошкольники с ОНР допускают ошибки в подборе синонимов и антонимов к большинству слов. Эти ошибки связаны :

• С трудностями в выделении существенных признаков слов.

• С недоразвитием мысленных операций сравнения и обобщения.

• С неустойчивостью связей внутри лексической системы языка.

• С ограниченностью объёма словаря, что затрудняет выбор нужного слова.

Характерная ошибка детей с ОНР- воспроизведение слов другой грамматической категории. На существительное они часто воспроизводят прилагательное, а на прилагательное- наречие и т. д. Синонимы в речи часто используются для точного выражения мыслей, для выражения эмоциональной окраски, как способ связи соседних предложений в тексте.

При работе с синонимами использую такие приёмы, как:

• Замена группы синонимов одним, но наиболее выразительным словом.

• Подбор синонимов к данному слову.

• Упражнение «Подумай какое слово не подходит» (4 лишний)

• Упр-е «Надо сказать по-другому», «Найди другое слово» «Скажи похоже», «Найди синоним» и

т. д.

Исходя из своего личного опыта, хочу сказать, что работа над синонимами доставляет детям с ОНР массу трудностей. Дети не могут придумать слова, расширить их значение. Для того чтобы работа была эффективной, использую картинки, предметы, игрушки, задания словесного характера.

Учу подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным в игре «Скажи похоже». Ребёнку даю платок и называю глагол (думать, открыть, зябнуть, шалить мчаться и т. д). Ребёнок отдаёт платок, называя глагол-синоним.

Предлагаю найти слова-синонимы в стихотворении:

Зябнет осинка, дрожит на ветру

Стынет на солнышке, мёрзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится

Кто сказал, что дубу страшно простудиться

Ведь до поздней осени дуб стоит зелёный

Значит дуб выносливый, значит закалённый.

Упражнение «Доскажи словечко».

Простое слово промежуток

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все…. антракт.

На время что-то прекратив,

Мы объявляем …перерыв

В борьбе, в труде устали слишком-

Дают уставшим передышку;

После урока непременно

Нужна ребятам…перемена.

Все эти игры и упражнения я использую на логопедических занятиях, как подгупповых, так и на индивидуальных. Воспитатели используют их на занятиях лепкой, рисованием, конструированием, а также на развитии речи.

Публикации по теме:

«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка«Когда я вырасту, я стану…» Игра для расширения словарного запаса и кругозора ребенка Цели: Познакомить, развивать речь, любознательность, воспитывать уважение к труду взрослых, познакомить с профессиями людей,расширять кругозор.

Развитие познавательной активности как условие обогащения словарного запаса ребенка «В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность» (Дорис.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Консультация «ОНР. Коррекционная работа: активизация и обогащение словарного запаса» Коррекционная работа при формировании правильной речи ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) должна включать в себя.

«Обмен опытом». Анализ работы РМО«Обмен опытом». Анализ работы РМО Обмен опытом. В нашем Сергачском районе вот уже третий год работает РМО для воспитателей разновозрастных групп. Методобъединения проходят.

Обмен опытом «Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста» В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения» Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» - Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».

Обмен опытом «Предметно — развивающая среда в старшей группе» Микроцентр «Спортивный островок» Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков: скакалка Для катания, бросания, ловли: мяч Атрибуты.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка. Дошкольный возраст –.

Обогощение словарного запаса детей дошкольного возвраста при ознакомлению с произведениями разных видов искусства В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря, которое в дальнейшем существенно не меняется. Анализируя словарный состав дошкольников,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Орфография
  • Орфография
Автор публикации:
Обмен опытом работы на тему «Обогащение словарного запаса антонимами и синонимами у детей с ОНР»
Опубликовано: 19 марта 2016 в 17:50
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Тема: «Мастерская игрушек»
«Мастерская игрушек» Задачи занятия: — Закреплять у детей знания об игрушках: их значение, правила пользования. — Воспитывать бережное отношение к игрушкам,...
Фотоотчет «Яблоки с узорами из семечек дыни» поделки к Яблочному Спасу
Уважаемые коллеги! Каждый год к Яблочному Спасу мы с детками своими руками украшаем яблочки. Мне приятно посмотреть какие были яблочки в прошлом году....
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Мышки очень любят сыр».
Образовательные задачи: -учить передавать в лепке сходство и характерные особенности мышки; -закрепить приемы лепки туловища ( скатывания большого шара,...
Двигательные навыки
Двигательные навыки - это определенные функциональные образования, своеобразные формы управления движениями. К закономерностям формирования двигательных...
Планирование в средней группе с 13.08–17.08.2018 г по теме: «Что такое хорошо и что...
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо». Цель: Развивать коммуникативные навыки детей, учить играть дружно, делиться игрушками, вежливо обращаться друг к...