Получи документы

Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе

Надежда Божанова
Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе

Цели: - Закрепить и обобщить знания по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание, основные понятия и термины темы.

Образовательные:

- систематизировать базовые знания о речных системах,

- научиться определять бассейны рек, типы питания рек России;

- сформировать понятия: падение реки, уклон реки, режим реки, годовой сток;

- формировать умение определять падение и уклон рек;

- формирование представлений о влиянии рельефа и климата на реки.

Публикация «Конспект обобщающего урока-игры по географии „Внутренние воды и водные ресурсы России“ в 8 классе» размещена в разделах

Развивающие: продолжить формирование умения работать с географическими картами и другими источниками информации, развивать ОУУ и Н.

Воспитательные: воспитывать чувство гордости за красоту родной природы; формировать коммуникативные качества. Способствовать экологическому воспитанию учащихся; умению работать в группе; воспитывать чувство ответственности.

Тип урока : комбинированный.

Структура и ход урока

Оборудование: физическая карта России, атласы, карточки – задания к игре. Презентация к уроку «Реки России»

учебник В. П. Дронова, И. И. Баринова, В. Я. Рома, А. А. Лобжанидзе “География России” 8 класс — М. : Дрофа, 2010

атлас России 8-9 класс,

физическая карта России

Занятие начну со слов геохимика Ферсмана Этот минерал является самым важным на земле, без которого невозможна жизнь.

«Вода является самым важным минералом на Земле,

без которого нет жизни».

Геохимик А. Е. Ферсман

-Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Возникает закономерный вопрос: Богата ли наша страна водными ресурсами?

-Какие виды водных ресурсов имеются на территории России? Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, искусственные водоемы. (на доске вывешиваются эти понятия)

Чтобы ответить на эти вопросы поработайте с физической картой России в атласе (обсуждение ответов учащихся). Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными водами.

-Сколько рек протекает на территории нашей страны? (130 тысяч рек длиной от 10 км и более, но если считать и реки длиной менее 10 км, то их уже будет более 2 млн).

-А есть ли какое либо различие между всеми реками России?

Ответить на этот вопрос поможет первое задание-разминка

1 задание. Игра «Третий лишний».

Печора, Волга, Енисей.

Днепр, Дон, Амур.

Обь, Енисей, Анадырь

Ответы команды Все реки относятся к разным бассейнам океанов.

-Значит кокой вывод можно сделать? Все реки, протекающие на территории России, относятся к бассейнам трех океанов. (На доске вывешиваются названия трех океанов)

Задание 2 «Знатоки карты»

Задание следующего этапа покажет, насколько вы можете ориентироваться по карте

Показать на карте данные реки. – 1-5 баллов. (за 2минуты)

I команда

Индигирка, Обь, Шилка, Калыма, Мезень.

II команда

Кубань, Ангара, Северная Двина,Нева, Амур.

III команда

Иртыш, Печора, Кама, Дон, Лена.

Задание 3 «Определи реку по описанию».

Читаю характеристику реки для каждой команды. Вы должны определить, что это за река. Дается время для обсуждения. Если команда не может определить реку, то возможность переходит к следующей команде.

Эту реку нашей Родины называли «красавицей», «матушкой», «колыбелью». И все эти эпитеты вполне заслужены могучей рекой – самой длинной и многоводной в Европе. Бассейн её занимает около трети Восточно-Европейской равнины. Назовите эту реку. (Волга). Покажите эту реку на карте.

«Паспорт» этой реки, в который вошли самые важные сведения о Волге.

Антон Павлович Чехов так сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость». А поэт И. Кокарев посвятил ей стихи:

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в гордый океан. (Енисей)

Выступление ученицы о Енисее, о его хозяйственном использовании.

М. Лермонтов «Дары Терека» :

… воет, дик и злобен,

Меж утёсистых громад,

Буре плач его подобен,

Слёзы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит. Река Терек.

Выступление ученицы о Тереке.

- Какой вывод можно сделать о реках по той характеристики, которую мы сейчас с вами слышали?

Все реки отличаются по своему характеру. Есть равнинные реки - спокойные, есть горные - бурные (На доске вывешиваются понятия горные, равнинные)

- От чего зависит характер течения реки? (Рельефа).

-Сейчас вам нужно будет определить падение и уклон реки.

Задание 4 «Определить уклон и падение реки».

1-команда - Определите падение и уклон реки Ангары, если высота истока-456м., а устье76м., длина реки – 1826 км.

Решение: 456-76=380м. ; 38000см. /1826км. =20,8см/км. Ответ: 380 м., 20,8 см/км.

2 -команда - Определите падение и уклон реки Лены, если высота истока – 930 м., устья -176 м., длина – смотреть таблицу.

Ответ: 754м, 17,2 см/км.

3-команда - Определите падение и уклон реки Волги, если высота истока – 226 м., устья – (-28 м., длина - смотреть таблицу.

Ответ: 254м, 7,1 см/км.

Вот и следующее задание покажет насколько точно вы можете описать реку. Для этого у вас есть план. На работу отводится 5 минут.

Задание 5 «Характеристика реки» 6 - 10 баллов

По плану:

- в какой части страны протекает?

- где исток?

- куда впадает?

- в каком направлении течет?

- характер течения

- питание и режим

- притоки

I команда - Амур

II команда - Волга

III команда – Терек

-Итак, давайте сделаем вывод, чем еще могут отличаться реки друг от друга? (питанием)

После данной характеристики реки, учащиеся делают презентацию по данной реке.

- А каково вообще значение рек для человека? (Источник пресной воды, рыба,

речные пути, электроэнергетика.

Следующее задание покажет, как вы знаете понятия, которые связаны с реками.

Задание 6 «Найдите соответствие между термином и понятием»

Понятие термин

1. 1. Ежегодно повторяющийся ожидаемый подъём уровня воды в реке.

2. 2. Превышение истока реки над устьем.

3. 3. Поведение реки в течение года.

4. 4. Стихийное бедствие, сопровождается затоплением местности.

5. 5. Грязекаменные потоки.

6. 6. Низкий уровень воды в реке.

7. 7. Крупные искусственные водоёмы, созданные на реках.

8. 8. Время, когда реки покрыты льдом.

9. 9. Воды, пригодные для хозяйственного использования

10. 10. Слой горных пород, не оттаивающий в течение длительного времени, до тысячи лет. А) Водохранилище

Б) Водные ресурсы

В) Межень

Г) Половодье

Д) Падение реки

Е) Режим реки

Ж) Наводнение

З) Сель

И) Ледостав

К) Многолетняя мерзлота

Ответы: 1- Г, 2- Д, 3- Е, 4- Ж, 5- З, 6- В, 7- А, 8 – И, 9- Б, 10 – К

Пока жюри подводит итоги мы с вами сделаем выводы

Итак делая вывод мы можем сказать, что Россия - принадлежит к группе стран мира, которые хорошо обеспечены водными ресурсами.

Но это не означает, что мы должны нерационально их использовать. Мы цивилизованные люди и должны думать о будущем. Охрана вод на сегодняшний день – одно из важнейших экологических мероприятий. На данный момент вы члены экологической организации. В каждую группу пришло «письмо-обращение» за помощью или советом. Давайте попробуем разобраться в ситуации.

1. Группа.

После весеннего разлива рек в старицах и понижениях остаётся много рыбы и особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь можно им оказать? (Когда старицы мелеют, вы можете вылавливать мальков и мелкую рыбу и выпускать их в большую реку)

2. Группа.

Скажите, какие отрицательные последствия могут возникнуть при создании водохранилища?

(Замедляется скорость течения воды и увеличивается концентрация грязных стоков. Вода теряет способность самоочищаться. Водохранилища приводят к заболачиванию окрестностей, т. к. происходит подъём уровня грунтовых вод. Происходит затопление пойменных земель, обладающих плодородием).

3 Группа.

Прочитайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова

…Я по неделе гощу у него.

Нравится мне деревенька его:

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция). Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Старый Мазай разболтался в сарае:

«В нашем болотистом, низменном крае

В пятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками ее не давили;

Зайцы вот тоже, — их жалко до слез!

Только весенние воды нахлынут,

И без того они сотнями гинут, —

Нет! еще мало! бегут мужики,

Ловят, и топят, и бьют их баграми.

Где у них совесть?. Я раз за дровами

В лодке поехал — их много с реки

К нам в это время весной нагоняет

-О каком природном явлении идёт речь?

- Как жители приспосабливаются к этому, для того, чтобы пережить это время?

- Какая возникает проблема?

- Предложите пути решения этой проблемы.

(Речь идёт о наводнении (во время половодья). Жители строят дома на сваях (столбах). Затопляет территорию, постройки, страдают животные.)

- Как сохранить воду чистой для нас и будущих поколений Россиян?

- Строить очистные сооружения, а многие очистные сооружения реконструировать.

- Совершенствовать технологию производства на предприятиях. Например, ввести оборотную систему водоснабжения. Отработанные воды очищаются и снова используются на том же предприятии.

- Экономия потребления воды, плата за каждый метр кубический по счетчику.

Рефлексия.

Мне хотелось бы закончить сегодняшнее занятие рассказом одного поучительного предания, которое напомнит нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри – Ланка в 5 веке н. э. правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привел своих врагов к искусственному озеру, созданному им. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал : «Друзья мои, это и есть мое богатство». Давайте будем беречь богатство, данное нам природой – пресную воду!

Публикации по теме:

Конспект урока в 1 классе «Всероссийский урок чистой воды» Цели: - познакомить детей с источниками воды в природе, с процессами загрязнения и очищения воды; - развивать мышление, связную речь;.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект НОД «Водные ресурсы Земли» старшая группа Тема: «Водные ресурсы Земли» Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря. Задачи:.

Конспект урока географии в 8 классе коррекционной школы «Тикси — северные ворота Якутии» Конспект урока географии в 8 классе по теме: «Тикси – северные ворота Якутии» Е. К. Андреева, учитель С (К)ОШ-4 Цель: Познакомить учащихся.

Конспект обобщающего урока литературного чтения в 4 классе по разделу «Природа и мы» ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ "ПРИРОДА И МЫ". ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ ПО РАЗДЕЛУ. Тип урока: обобщение и систематизация знаний Педагогические задачи:.

Конспект урока по русскому языку «Наречие» в 4 классе по УМК «Школа России» Тема: «Наречие». Цели: обобщение и систематизация знаний о наречии как части речи. Задачи: Образовательные: • научить находить наречие.

Конспект урока по русскому языку «Все падежи» в 3 классе УМК «Школа России» 1. Орг. момент. 2. Самоопределение к деятельности. Минутка чистописания на доске слоги де жи па Ребята, какое слово можно составить из записанных.

Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования «Водные ресурсы Земли» Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны. Расширять представления.

Проект «Водные ресурсы Земли» Проект "Водные ресурсы Земли" во второй младшей группе Цель проекта: Поддержка детской познавательной инициативы, развитие предпосылок.

Открытое мероприятие в старшей группе «Водные ресурсы Земли» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «БЕРЕЗКА». Открытое мероприятие: Ознакомление с окружающим миром в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе
Опубликовано: 22 августа 2019 в 11:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД