Елена Михайловна Стрельникова
Обобщение опыта «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи
Каким будет новый век, во многом будет, зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание сегодняшних малышей.
У людей, живущих в современном обществе, множество проблем. Но, пожалуй, одной из самых острых и насущных является проблема сохранения окружающей среды. Мы уже привыкли к разговорам о том, что мир стоит на грани экологической катастрофы, что ежедневно на Земле исчезают все новые и новые виды растений и животных. Мы физически страдаем от загрязненности воздуха, почвы и воды. И погруженные в повседневные дела и заботы, мы, к сожалению, забываем, что мир живой природы не вечен, он не может бесконечно сопротивляться пагубному влиянию человека. Мы хорошо владеем культурой поведения в обществе. Но далеко не всегда умеем правильно вести себя по отношению к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания – это единственный выход из сложившийся ситуации.
Публикация «Обобщение опыта „Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическая культура – это знание, практические навыки, эстетические переживания, эмоциональное отношение и практические поступки, поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе умение любоваться ее красотой).
1. Роль экологического воспитания в формировании личности ребенка
Формирование экологической культуры следует начинать с дошкольного детства. Это ответственный период в жизни человека, в нём закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям).
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей
В настоящее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. В последние годы идет целенаправленный процесс обновления содержания форм и методов дошкольного образования. В нашей стране формировалась общая концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которого является сфера дошкольного образования. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка сами обладают экологической культурой, понимают общие для всех людей проблемы, беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
2. Экологические игры в воспитании дошкольников
Таким образом, в связи с тем, что проблема экологического воспитания постоянно совершенствуется и обновляется стало необходимо, уточнение содержания и форм работы нам (воспитателям, поиск наиболее эффективных методов экологического воспитания детей в нашем детском саду. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать? Поскольку игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, особое место в нашей работе по экологии oтвoдитcя играм экологического содержания. Эти игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. Передавая в игре свои впечатления о жизненных ситуациях, дети заново переживают их и своё отношение к ним, при этом их впечатления углубляются, уточняются, осмысливаются по-но
2.1 Исследовательская работа. Изучение уровней знаний детей по экологии в старшей группе д/с №6
Для того что бы определить как игры с экологическим содержанием способствуют формированию экологической культуры, я провела исследования. Объектом исследования выступают дидактические игры с экологическим содержанием, используемые в формировании экологической культуры детей старшей группы детского сада №6.
Предметом исследования является роль экологических игр в процессе формирования экологических знаний детей.
Гипотеза – если постоянно применять дидактические игры с экологическим содержанием не только в детском саду, но и в семье причем в сочетании их с другими методами работы по экологическому воспитанию, то формирование экологической культуры дошкольников будет проходить более эффективно.
Учитывая объект, предмет и гипотезу исследования я сосредоточила внимание на решение следующих задач:
1. Изучить и проанализировать, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень экологического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Подобрать дидактические игры для формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста;
4. Проверить результативность экспериментального исследования.
Начиная работу по этой теме, мне хотелось узнать и понять каковы же знания детей по экологии. Для анализа проведенного исследования я использовала диагностическую карту знаний, умений и навыков детей по разделу «Экологическое воспитание : «Мир природы и ребенок» (См. приложение). Разработаны уровни сформированности знаний и умений по этой теме.
1 уровень - высокий - Ребенок проявляет выраженный интерес к выполнению заданий.
Хорошо владеет навыками и умениями экологического! воспитания. Без затруднений справляется с заданиями. С интересом занимается в уголке природы, экологической комнате; самостоятельно при возникновении трудностей прилагает усилия, но не требует посторонней помощи.
2 уровень- средней - Ребенок не проявляет собственной инициативы при выполнении задний. Владеет большинством умений и навыков экологического воспитания. Изредка проявляет интерес самостоятельной деятельности в уголке природы, экологической комнате. При выполнении заданий требуется незначительная посторонняя помощь, подсказка воспитателя. К преодолению трудностей ярко выраженных усилий не прилагает
3 уровень- низкий - Интерес ребенка к предстоящей работе ограничивается обстановкой, в выполнении заданий возникают значительные затруднения. Практически не владеет экологическими навыками. Не проявляет инициативы для самостоятельной деятельности в уголке природы. Для выполнения поставленных задач требуется посторонняя помощь, наводящие вопросы. Долго вникает в суть поставленной задачи. Преодолевать трудности не стремится. Нет заинтересованности экологически направленной деятельностью.
Диагностика показала, что уровень представления детей об экологии во многом зависит от того, какое содержание, доступность и количество материалов для восприятия и понимания мною отобрано.
В начале учебного года уровень знаний по этой теме оценивался как низкий. К концу первого года сделав следующую диагностику я увидела, что уровень знаний детей изменился по всем критериям диагностики, он стал выше. Дети научились пользоваться знаниями в играх с экологическими содержаниями. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.
2.2 Виды дидактических игр и их применение в моей работе
В своей работе я применяю предметные игры, настольно-печатные и словесные (по характеру используемого материала).
Предметные игры - это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). Например: «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» и т. д. В предметных играх мы уточняем, конкретизируем и обогащаем представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы. В игре «Детки на ветке» ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру мы проводим с засушенными листьями и плодами, которые собирали сами дети.
Настольно-печатные игры - это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др. В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Например: в игре «Четыре картинки» из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, цветов, листьев, ягод и грибов каждый играющий должен подобрать 4 одинаковых по содержанию карточки (4 карточки с птицами или 4 карточки с грибами).В этой игре закрепляю представления детей об окружающей природе, развиваю внимание и наблюдательность. В игре «Что необходимо растениям» набор карточек на каждого ребёнка, предлагаю выбрать карточки с условиями необходимыми для жизни растений и доказать.
Словесные игры - это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово.
Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно - не нужно» и др. Проводим мы их для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Например: в игре «Когда это бывает?» я читаю вперемешку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. Или другой вариант: я называю времена года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Тем самым уточняю и углубляю знания детей о временах года.
Дидактические игры я провожу с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учётом возраста детей. Перед детьми 6-7 лет ставлю более сложные дидактические задачи, требующие умения выделять отдельные части растений, сравнивать их, объединять похожие, устанавливать последовательность изменений по мере роста и развития. Проведя диагностику и используя жизненный опыт детей, а также разнообразные сведения о жизни растений и животных я определила задачи игр с экологическим содержанием :
1 .Знакомство с жизнью растений.
а) овощи и фрукты,
б) комнатные растения,
в) деревья и кустарники.
2.3накомство с жизнью животных
3. Знакомство с неживой природой.
4. Овладение практическими навыками поведения в природе.
Со старшими детьми игры с овощами и фруктами организуем
начиная с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них
достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их
выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами и
сами принимают посильное участие в работе взрослых
(перебирают овощи и фрукты на засолку, варенье, консервирование). Последовательность игр я определяю постепенно усложняющимися дидактическими задачами. Так, вначале провожу игры на узнавание предметов по одному признаку (на вкус, по форме, на ощупь) Например: «Угадайте, что в мешочке», «Загадай, мы отгадаем», «Почтальон принёс посылку». Затем ввожу более сложную задачу, требующую знания частей растений- составлять целое из частей. Используя игры «Вершки и корешки», «Детки на ветке».
И наконец, самое сложное задание- определить степень зрелости овощей и фруктов.
Например: «Созрело - не созрело», «Что сначала, что потом» и др. Для более последовательного углубления знаний, игры я объединяю в серии, связанные определённой темой. Например: Сначала проводится игра «магазин Семена». Дети различают и называют семена разных овощей, описывают способы их посева в зависимости от величины. Затем в игре «Съедобное- несъедобное» дошкольники уточняют, какие части овощных культур человек использует в пишу. В играх «Овощехранилище» и «Консервный завод» определяют спелость овощей и фруктов по хорошо заметным признакам (окраска, величина, плотность) и решают, в каком виде и где запасать их на зиму. И наконец, детям предлагаю игру «магазин Овощи- фрукты», в ходе которой уточняют, как овощи и фрукты попадают к покупателю. Важное место в таких играх занимает сюжет. Чем интересней ситуация, чем больше она захватывает ребёнка, тем выше его умственная и творческая активность, тем лучше усваиваются знания. Проводя игры с комнатными растениями, учу детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Например, говоря о листьях дети должны определить их форму, окраску. Основные задания этих игр - описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений. Это такие, как «Найди что опишу», «отгадай, что за растение», «магазин Цветы».3накомясь в играх с деревьями и кустарниками дети постепенно запоминают их, учатся находить отличительные признаки, называют отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому я подбираю игры, в которых задачи постепенно усложняются: от нахождения растений по названию(«К названому дереву - беги», «угадай, какой наш дом» и др.) до более полного описания и выделения растения из группы других, на основе характерных внешних признаках («Лесник», «Найди дерево по семенам».
Перед игрой со старшими детьми я провожу беседу, чтобы выяснить и уточнить знания, необходимые для данной игры. Это помогает детям понять игровое задание и более осознано его выполнить. Например: Во время игры я постоянно контролирую, как дети выполняют правила игры, тактично направляю игру, подсказываю в случае затруднения. Но помогая выполнять задание, ни в коем случае не делаю за них, не лишаю детей инициативы. Например: дети затруднялись в группировке овощей, я задаю дополнительный вопрос «Где растет?».Попутно уточняя, что овощи растут на грядках, фрукты- в саду. После такого уточнения дети легко справляются с заданием.
Очень часто при организации игр использую элемент соревнования. Например: ребёнку, справившемуся с заданием вручаю фишку - нарисованные цветы или листья. В конце игры, при подведении результата тому, у кого больше фишек, присваиваю звание «знатока природы», или какое- либо др. Вводя элемент соревнования, я слежу за тем, чтобы дети достигали лучших результатов в честной борьбе, помогали друг другу справиться с заданием. А перед игрой я напоминаю детям о бережном отношении к природе, указав на то, что, они сохраняют красоту любимой полянки, своего края. Понимание последовательных сезонных изменений растений вызывает некоторое затруднение у детей старшего возраста. Дети приходят с небольшим запасом знаний о сезонных явлениях. Часто они пропускают одно из звеньев процесса, указывают на первое и последнее, выделяя лишь самое яркое, привлекающее их внимание. Разные варианты дидактической игры «Что сначала, что потом?» помогают детям уяснить последовательность времён года (осень-зима, весна- лето).
Даю задание: Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше
(сначала, а что потом, и расскажи почему ты так разложил, -требую от ребёнка не только предметного действия, но и его объяснения.
В подготовительной группе эти игры тоже проходят интересно, но я повышаю требования к выполнению задания, оно должно быть более самостоятельным, быстрым, объяснения - более полным. Например: рассказывает Катя : «Сначала вырастает кустик земляники. Потом на кустике появляются цветочки. Потом на кустике появляются цветочки. Это бывает весной. А из цветочков - земляничка. Сначала она зелёная, а потом краснеет. Ягодку срывают. А осенью кустик завял».
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводим игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима - лето», «Когда это бывает».
Наши дети часто не могут объяснить, почему картинка относится к тому или иному сезону. Потому что наши дети с общим недоразвитием речи, им это сложно. Чтобы помочь ребёнку объяснить свой выбор, я еще раз напоминаю ему задание и предлагаю дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» или «летнюю» выставку, «вспомни, когда это бывает». Если ребёнок и после этого затрудняется ответить, даю образец объяснения, помогаю оформить высказывание. Приобретение умения классифицировать, сравнивать и обобщать в большой степени способствует развитию речи детей, которая становится к подготовительной группе уже связной и довольно выразительной. Примером могут служить рассказы наших детей, небольшие по объёму, но точно передающие типичные явления неживой и живой природы: «На моей картинке нарисовано: сосны стоят, кругом вода, тает снег. Уже кончается зима, и наступает время весны. В лесу спасают зверей от воды, потому что они могут погибнуть. Скоро начнут распускаться деревья. Эту картину надо повесить на выставку, где весна».
Для закрепления и уточнения представлений детей о животных использую такие дидактические игры «Голоса животных», «Узнай какое животное задумали» (по описанию, «Кто больше назовёт признаков какого-либо животного», «Кто как кричит» «Узнай, чей след» (карточки на каждого ребёнка, показать стрелкой направление следа) «Какие звери спрятались» «Что напутал художник». Для обобщения знаний о животных и растениях используем игры на модулирование. Узнать чем питаются животные и птицы нам помогают такие игры «Меню для птиц» и «Птички на кормушках». Цель которых уточнить представления о том, чем питаются пернатые, и научить составлять «меню» для конкретной птицы.
Большое место в работе занимают игры на закрепление представлений о явлениях неживой природы. Такие игры как «Живая и неживая природа», «Угадай» учат детей различать объекты живой и неживой природы, видеть её существенные отличия, развивают связную речь, внимание, память. Мы проводим несколько вариантов этой игры, чтоб поддержать интерес к этой теме, и как часть занятия «Что такое природа». Используем карточки на каждого ребёнка, задание: заштриховать зелёным- живую, коричневым- неживую природу, или вариант с фишками - поставить зелёную фишку на живую природу, синюю - на неживую.
В играх «Чья тень?», «Волшебный лучик», «День- ночь» знакомим детей с солнцем как источником света и тепла, с понятиями света и тени. Дети всегда интересуются небом : там плывут облака, летают самолёты, туда запускают космические корабли, там находятся таинственные планеты. Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Дети интересуются, можно ли увидеть воздух, услышать его или осязать. На помощь приходят игры «Ищем воздух» «Слушаем воздух». Знакомя со свойствами воздуха, выясняем, что воздух постоянно перемещается. Движение воздуха - это ветер. В играх «Найди ветер», «Хорошо-плохо» дети на картинках находят ветер и определяют пользу ветра и вред.
Свойства воды, песка, почвы закрепляем в играх «Волшебные капельки», «Что растёт в воде», «Кто живёт в воде», «На земле, в воде, в воздухе».
Для закрепления у дошкольников представления о природе, как едином целом использую игру «Пирамидки». Задача этой игры -развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев,- экологическую пирамидку; объяснить, к чему приводит отрицательное воздействие на одно из звеньев природы. (Ставлю картинку с изображением дятла.) Эти знания служат мотивацией детских поступков по отношению к предметам и объектам природы.
Продолжением данной работы является знакомство дошкольников
с правилами поведения в природе. В игре «Угадай правило» учим
детей описывать поведение человека по отношению к объектам
природы, объяснить эти действия.
Например:
1. Береги муравейники. Помни: муравьи - санитары леса!
2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут
отыскать и разорить хищники.
Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы- родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряйте птичьих гнёзд!
З. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!
6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения останутся в природе! Для лучшего усвоения этого правила я читаю детям стихотворение В. Викторова «Цветок» Цветок на лугу Я сорвал на бегу. Сорвал, А зачем - Объяснить не могу. В стакане он день постоял и завял. А сколько бы он на лугу простоял?
7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие
растения и насекомые!
10. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детёнышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Мне важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознано, а не как строгие указания. Предлагаю дошкольникам самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при реальном общении с природой. Например: показываю картинку, а дети своими словами передают смысл правила.
Наша задача осложняется тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и с природой. В таких случаях нам помогают игры, которые дают установку на правильное поведение в природе, формируют у детей соответствующее эмоциональное отношение к такому поведению.
Например: игра «Выбери правильную дорогу». В своей работе я использую игры из пособия Л. П. Молодовой «Игровые экологические занятия с детьми» :
«Не топчи травку», «Берегите воду», «Цветы», «Посади дерево», «Любите землю- матушку» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Широкое использование дидактических игр даёт возможность научить детей анализировать окружающий мир, уточнять, закреплять, расширять, имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной, приятной им деятельности.
И уже к моменту поступления в школу наши дети становятся зрелыми не только в физическом и социальном отношении, но и достигают определенного уровня умственного и эмоционально - волевого развития. На этой основе и формируется экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.