Лучший педагог года

Обобщение опыта работы по правовому воспитанию детей

Eлена Крюкова
Обобщение опыта работы по правовому воспитанию детей

Обобщение опыта работы по правовому воспитанию детей.

Воспитатель ГБУСОН РО «СРЦ Пролетарского района», г. Пролетарск

«По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь-дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете»

Публикация «Обобщение опыта работы по правовому воспитанию детей» размещена в разделах

Мы живём в стране, в которой у нас нет ни уверенности в будущем, ни чётко обозначенных ориентиров. Сегодня в мире нет глобальной войны, но постоянно происходит множество локальных конфликтов, в которых в первую очередь (по данным ЮНИСЕФ) страдают женщины и дети. Даже там, где не рвутся бомбы, есть от чего защищать наших детей, а значит и наше будущее.

Раздражение, авторитарность, бесконечные запреты, недоверие, ложь и равнодушие градом сыплется в открытые миру детские сердца.

В нашей стране лицо детских страданий становится всё выразительнее. Безусловно, низкая зарплата, неустроенность, социальные противоречия и неравенство в обществе влияют на людей. Доброта, терпимость, самопожертвование ради ближнего, сострадание к родным, к детям всё чаще покидают нас. Об этом говорить необходимо. И только от нас зависит желание что-то исправить, изменить, когда мы знаем, что для этого надо сделать.

Педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы - как защитить права детей? Знакомство с Конвенцией о правах ребёнка стало объектом пристального внимания только в последние несколько лет. А в нашей стране делаются лишь первые шаги в этом направлении.

Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей - сирот, 2 миллиона подростков неграмотные, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.

Зачастую, права ребёнка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители – не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства, но и унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

В результате подобных действий растёт отрешенность детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформировавшуюся личность из нормальной жизни общества. Именно такие дети, обделённые со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла, находятся у нас в отделении социальной реабилитации.

И поэтому мы считаем эту проблему наиболее актуальной в настоящее время. Прежде чем приступить к работе, мы изучили опыт работы по данной проблеме.

Теоретический анализ литературы и проведенные на его основе диагностические мероприятия позволили поставить цель работы:

формирование основ правового сознания детей.

Мы определили, что оптимальным возрастом формирования правовой грамотности является дошкольный возраст, т. к. именно в это время закладывается основа личности, в том числе ее правовой стороны.

Определение уровня знаний детьми своих прав показало, что общее представление о своих правах имеют далеко не все дети.

На основании темы исследования, проанализировав все результаты, нами была составлена программа по правовому воспитанию детей «Я – человек, и я имею право».

Исходя из вышесказанного, я поставила следующие задачи:

создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

разъяснять общественные нормы и правила поведения, взаимодействие со взрослыми и сверстниками;

познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

обеспечить комплексный подход при знакомстве детей с правами.

В процессе правового воспитания детей применялись разнообразные организационные формы и методы работы:

организованные занятия: «Имею право жить», «По – разному зовутся дети», «Моя семья», «Мой дом – моя крепость», «Я самый – самый», «Не обижай меня», «Грамоте учится – всегда пригодится», «Расти здоровым», «Моя родина – Россия», «Отдых, игры, развлечения»;

настольные, напольные и настенные игры - путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте - ковру;

беседы «Что означает твоё имя», «Расскажи о своей семье», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила школьной жизни»;

экскурсии в детскую библиотеку, школу, по городу;

чтение и обсуждение сказок «Три поросёнка», «12 месяцев», А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», Ш. Перро «Спящая красавица», «Красная шапочка», А. Толстого «Приключения Буратино» и т. д. ;

хороводные игры, “игры-братания”, “игры-похвалы”, коммуникативные игры «Назови ласково», «Узнай по голосу», игра- импровизация «Вызов врача», «Вызов службы «01», сюжетно –ролевые игры;

отгадывание загадок, разучивание различных стихов, обсуждение пословиц, придумывание творческих рассказов;

спортивные праздники и физкультурные досуги «Мы сильные, смелые, ловкие»;

составление стенгазет «Правила этикета школьника», «Законы дружбы», «Семья глазами ребёнка»;

театрализованная постановка сказки «Теремок», отрывка из сказки «Золушка»;

развлечение «АБВГДейка – волшебная страна», «Наши именинники»;

рисование, лепка и аппликация на различные темы;

просмотр мультфильмов «Рыжий, рыжий, конопатый», «Винни Пух в гостях у кролика»;

конкурсы, викторины «Права литературных героев»;

КВН «Времена года»;

изготовление альбома «Я и мой родной край»;

проведение открытого занятия «Мы на свет родились, чтобы радостно жить», «Маленькие дети с большими правами»;

обсуждение проблемно - правовых ситуаций с инспектором ПДН ОМВД России, юрисконсультом нашего учреждения.

Все формы работы с детьми включали в себя - игровое обучение, проблемное, личностно – ориентированный подход.

Параллельно проводилась и работа с родителями– это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня правовых знаний, умений, навыков родителей; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение защиты прав, помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

Первым и решающим условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между воспитателем и родителями.

Прежде всего, были проведены анкетирование «Мой ребёнок», «Причины и характер нарушений прав ребёнка», «Наказания в воспитании», «Какой вы родитель?», которое позволило выявить их отношение к нарушению прав ребенка, их юридическую и психолого - педагогическую грамотность и компетентность. Затем состоялись цикл бесед и встреч с родителями, индивидуальные консультации по вопросам правовой культуры в клубе «Семейный очаг»:

«Воспитание ребёнка в семье»;

«Право на жизнь без насилия» (о недопустимости физических наказаний в семье);

«Родительские обязанности» (о том, что оба родителя несут общую и одинаковую ответственность перед государством за воспитание ребёнка).

Мною были оформлены информационные стенды:

информационный листок «Декларация о правах ребёнка», «Конвенция о правах ребёнка»;

«Четыре заповеди мудрого родителя»;

«Искусство быть родителем»;

«Наказывая, подумай: зачем? ; 7 правил для всех (Владимир Леви)»;

Выставки детских работ «Я рисую мои права».

Таким образом, обобщая вышесказанное, отмечаем, что проблема изучения прав ребенка остается достаточно актуальной в современном образовании и требует особого внимания и изучения. Работая по программе с детьми разного возраста, мы понимаем, что детям это интересно, они научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые, и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать, научились разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей; формирует у детей нравственные личностные качества: активность; инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения, позволит сформировать гражданские навыки: индивидуальность суждений, открытость к диалогу, толерантность.

Детям важно давать не только знания, но и создавать условия для их практического применения. С этой целью необходимо организовать поисковую деятельность (работа по разрешению ситуаций, создать условия для продуктивной деятельности (изготовление альбомов).

Правовое воспитание детей предполагается сделать постоянным, системным с постоянным вовлечением новых общественных объединений, заинтересованных учреждений и лиц, изучение новинок методической литературы, пополнение развивающей среды и методического обеспечения, встреч с ведущими специалистами, сотрудниками и ветеранами правоохранительных органов и расширением этой деятельности.

1. Борисова О. Правовое образование дошкольников// Ребёнок в детском саду. 2002, №4//

2. Голицына Н. С. «Ознакомление старших дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». - М., 2006 г.

3. Гринь И. «Правовое воспитание несовершеннолетних» //Беспризорник 2012, №2//

4. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребёнка. – М., 2008.

5. Доронова Т. Н. Защита прав и достоинства ребёнка в дошкольном образовательном учреждении и семье//Дошкольное воспитание 2001.

6. «Дошкольное образование» 2004, № 20.

7. Жукова Р. А. Правовое воспитание. – В., 2011.

8. Зеленова Н. Г. «Я – ребёнок, и я… и я имею право.» - М., 2007.

10. Козлова С. Мы имеем право. – М., 2010.

11. Копытова Н. Н. Правовое образование в ДОУ. – М., 2006.

12. Кочергина В. Правовое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание 2004, №6//

13. Мячина Л. К. Маленьким детям – большие права. – С. -П., 2007.

14. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка. - М., 2007.

Публикации по теме:

«День Конституции». Музыкальное занятие в подготовительной группе«День Конституции». Музыкальное занятие в подготовительной группе Цель: познакомить детей с понятием "закон"; дать представление о Конституции как основном документе, в котором отражены права и обязанности.

Отчет по правовому воспитанию По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Рядом мама крепко за руку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по правовому воспитанию детей
Опубликовано: 14 сентября 2014 в 18:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД