Папки-передвижки

Обобщение опыта работы по самообразованию «Правовое воспитание дошкольников»

Руфия Нажмутдинова
Обобщение опыта работы по самообразованию «Правовое воспитание дошкольников»

Содержание:

1. Актуальность проблемы правового воспитания у дошкольников.

2. Цели, задачи, принципы организации деятельности.

3. Практическая значимость правового воспитания у дошкольников.

4. Организация воспитательно-образовательной деятельности с дошкольниками по формированию основ правовой культуры.

5. Выводы.

6. Перспектива работы.

7. Список литературы.

Публикация «Обобщение опыта работы по самообразованию „Правовое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых.

Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстроменяющемся мире.

С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Всё это является основой правового воспитания дошкольников. На доступном уровне детям прививают навыки того, как выражать себя, общаться между собой и заботиться об окружающих. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации. Однако это мало способствует изменению правовой культуры, которой Россия, к сожалению, не может похвастаться. Наша страна встала на путь становления правового государства, а в цивилизованном демократическом обществе права и интересы человека должны быть поставлены на первое место. Необходимым условием этого является информированность людей, знание ими своих прав и обязанностей. Благодаря правам человек получает возможность не только что- либо делать, действовать, но и требовать соблюдения своих прав.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам. К сожалению, в программах дошкольного воспитания, этому вопросу отводится мало времени. Таким образом, недостаточная разработка данной проблемы в теории педагогики, востребованность грамотной правовой личности определили мою тему:

«Правовое воспитание дошкольников».

Цель: формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

1. Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности.

3. Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности.

При отборе материала по правовому воспитанию мною учитывались возрастные особенности дошкольников, в частности, их особая восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывала то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Разрабатывая концептуальную модель педагогического процесса в своей группе, я исходила из следующих принципов, которые я считаю важными:

1. Принцип личностно-ориентированного общения. Дети выступают в роли активных исследователей; формы общения педагога с детьми - партнерство, соучастие и взаимодействие.

2. Принцип последовательности: материал планируется и дается детям последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе.

3. Принцип наглядности - широкое представление иллюстраций, фотографий, наглядного материала.

4. Принцип занимательности: изучаемый материал интересен и увлекателен, т. к. это формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результатов.

5. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях : "Я и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей".

Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы, осуществление правового воспитания детей входит в образовательную область "Социально-коммуникативное развитие" .Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности, но так, же прослеживается интеграция образовательных областей по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, изодеятельности, музыкальному воспитанию, свободной, игровой и театрализованной деятельностью, сотрудничество взрослых и детей.

Непосредственно организованная мной деятельность на тему "Я и моя семья" включал цикл мероприятий: «Мое право на имя», «Мое право на имя, отчество и фамилию», «Я имею право жить и воспитываться в семье», «Моя семья»,направленные на элементарное ознакомление с правом ребенка, как общечеловеческой ценностью, условием жизнедеятельности и регулятором общественных отношений. Цикл включал непосредственно организованную деятельность, беседы-размышления, игры-путешествия, проблемно-поисковую деятельность, индивидуальные образовательные мероприятия с детьми. Воспитательно-образовательный процесс проходил в форме игровых и познавательных ситуаций, способствующих осмыслению детьми прав ребенка, развитию у них чувства собственного достоинства, терпимости и уважения ко всем людям. Учитывая возрастные особенности детей, я проводила ознакомление с правами ребенка на примере хорошо знакомых литературных произведений, подобрала знакомые детям сказки, в которых сюжет отражает определенные социальные явления. Этим требованиям отвечают многие произведения, например, «Три поросенка» - право на жильё, «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят»- право на жизнь, «Буратино» - право на образование, «Заюшкина избушка» - право на неприкосновенность жилища, «Золушка» - право на отдых, «Доктор Айболит» - право на медицинскую помощь и т. д.

Проводила беседы на этические темы: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!», «Приятного аппетита», «Не подарок дорог, а внимание», «Чтобы гости не скучали». Проводила сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Экскурсия» и т. п., дидактические игры: "Я имею право», Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право".

Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков: «Обратись по имени», «Назови имя девочки (мальчика)», «Мои друзья, мои родственники» и т. п.

При организации самостоятельной деятельности детей подготавливала задания для самостоятельных наблюдений : где детям предлагала понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствовал развитию эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.

В организацию воспитательно-образовательного процесса по данной теме были вовлечены не только дети, но и их родители.

Правовая и педагогическая культура большинства родителей находится на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление.

С целью изучения данной проблемы я разработала анкету для родителей, позволяющую определить необходимость изучения прав ребенка.

Анализ анкет родителей показал, что из всего количества опрошенных? :

• знакомы с правами человека и документами, в которых прописаны эти права 35%;

• согласны со всеми перечисленными правами – 20%;

• 45% отмечают, что детям необходимо знать свои права;

• 40% считают это необязательным;

• 15% воздержались;

• в 65% случаев родители согласны оказывать помощь в процессе изучения прав ребенка при соответствующей помощи со стороны воспитателей.

Для того, чтобы работа с семьей оказалась эффективной, я разработала план мероприятий по организационно - просветительской работе с родителями. Для родителей я создала папки – передвижки с нормативно – правовыми документами, изготовила буклеты и памятки, консультации на темы:

• "Охрана прав и интересов детей"

• "Восемь правил для взрослых - поощрение и наказание"

• "Уважение членов семьи"

• "Детская ложь - за и против"

• "Жестокое отношение с детьми"

• "Давайте детям возможность помогать себе дома"

• "Роль бабушки в воспитании ребёнка"

• "Понимаем ли мы своих детей"

• "Ребёнок на улице"

Мною в группе проведено родительское собрание на тему: «Права ребенка», организован краткосрочный проект «Детский сад - волшебная страна, все детские права знает и защищает она».

Все родители приняли активное участие в выполнении домашних заданий, они вместе с детьми оформляли альбомы: «Как мы отдыхаем», «Ребенок имеет право», «История имени».

Настоящим открытием стали совместные детско-родительские проекты и их презентации. Изготовление «Генеалогического древа», по словамродителей, подарило много радости и удовольствия от общения со своимидетьми и другими членами семьи.

В результате проводимой работы видны позитивные изменения в поведении, как взрослых, так и детей, в том числе осознание своих прав, развитие самооценки; дети приобрели устойчивые представления о своих правах (на любовь, заботу и внимание со стороны взрослых, на приемлемый уровень жизни, на отдых, на защиту от всех форм насилия и пр.).Дети научились относить свои поступки и поступки других людей к хорошим или плохим, усвоили оценки поступков, которые дают взрослые и сами начали правильно оценивать их и правильно поступать; дети переживают случаи нарушения прав героев сказок или реальных детей (например, в случаях, когда дети остаются без родителей или подвергаются жестокому обращению, помнят о них, стремятся сами быть лучше.

Особенно хотелось отметить, что совместная работа с семьями воспитанников по проблеме правового воспитания дошкольников, помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга.

В заключение хотелось бы отметить, что практические наблюдения доказывают эффективность проведенной работы и необходимость ее проведения, т. к. знание ребенком своих прав позволяет нам с детских лет формировать правовую грамотную личность и наметить дальнейшие пути эффективного изучения прав ребенка с использованием разработанных и представленных в работе материалов.

Перспективу дальнейшей работы я вижу :

• в использовании возможностей дифференцированного и индивидуального подходов в процессе формирования основ правовой культуры детей дошкольного возраста

выработке действенного механизма правового просвещения родителей и создания условий для правового воспитания в условиях семьи.

Литература:

1. Н. С. Голицина "Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребёнка

2. О. И. Давыдова "Беседы об ответственности и правах ребёнка"

3. С. А. Козлова "Мы имеем право"

4. Т. А. Шорыгина "Беседы о правах ребёнка"

5. Журнал "Воспитатель ДОУ" №11/2012г.

Публикации по теме:

Воспитание детей дошкольного возраста на основе мордовской национальной культуры (обобщение опыта работы) В этом месяце в МАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №90» прошёл семинар. Тема круглого стола – «Ознакомление детей с родным языком.

Из опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 6 лет я работаю над темой «Духовно-нравственное воспитание дошкольников». В настоящее время нас не может не тревожить духовное состояние.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Консультация для педагогов. Воспитание основ безопасного поведения. Правовое воспитание дошкольников. Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа.

НОД «Правовое воспитание дошкольников в подготовительной группе» Программное содержание: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность.

Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики»Обобщение опыта работы «Развитие творческого потенциала дошкольников с использованием экопластики» Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». (В. А. Сухомлинский) Актуальность В современном российском.

Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников»Из опыта работы «Экологическое воспитание дошкольников» Природа удивительна и прекрасна. Она встречает ребёнка морем звуков, запахов, сотней загадок и тайн, заставляет смотреть, слушать, думать.

Педсовет «Правовое воспитание дошкольников» Педсовет «Правовое воспитание дошкольников» Цель: повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Задачи: 1. Уточнить, закрепить и углубить.

Перспективный план работы «Правовое воспитание дошкольников» Тема: «Правовое воспитание дошкольников». Цель: воспитание нравственных норм поведения, формирование у ребёнка положительного самоощущения.

Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников» Сообщение из опыта работы «Трудовое воспитание дошкольников» Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский – «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы по самообразованию «Правовое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 9 января 2017 в 19:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД