Лучший педагог года

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Татьяна Бутова
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема духовно - нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Публикация «Обобщение опыта работы „Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности“» размещена в разделах

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы на темы: «Жадность», «Злой язычок».

Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

Театр формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребёнка к подражанию позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная игра - одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т. д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей я использую в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает - в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших - это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко», мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка», забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Понимая значение театрализованных игр в воспитании и обучении ребёнка дошкольного возраста, я использую это в своей работе. Задачи, которые я ставила перед собой, состояли в том, что создать условия для развития творческой активности; приобщить к театральной культуре; обеспечить её взаимосвязь с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.

В своей группе в первую очередь я создала определённые условия для развития театральных способностей детей : театрализованную зону- мини музей «Кукольный театр», в котором постаралась представить разновидности кукольного театра, подбор соответствующей литературы, изготовление различных кукол, шапочек-масок.

Так же проводилась работа с родителями : беседы: «Как привить дошкольникам интерес к театральному искусству», консультации: «Театрализованная игра, как средство развития речи дошкольников», «Игра и театр», конкурс «Лучшая кукла для театра». Родители проявляли живой интерес к театрализованной деятельности, оказывали помощь в изготовлении кукол для театра, исполняли роли в постановке сценки на выпускном утреннике.

В младших группах проводятся обычно простейшие игры: импровизации «Курочка и цыплята», «Кошка и котята», используются народные потешки и песенки, стихотворения А. Барто, русские народные сказки «Репка», «Колобок». В коротких этюдах дети учатся простейшим способам владения театрализованной игрушкой, ведения ее по столу, меняя направление. Подобные игры способствуют развитию речи, внимания, воображения, памяти, координации и мимики. В младшем возрасте наиболее простой и самый интересный вид театра- пальчиковый. Игра с пальчиками- первый шаг, знакомство с первой игрой условностью. Это театр без атрибутов, но с самым главным – героем и его жизнью. Также большое значение уделяем уголку ряженья. Маленькие дети - замечательные актё ры: стоит кому - то из них надеть хотя бы часть какого - то костюма, как он сразу же входит в образ.

Организовывая игры-драматизации с детьми младшей группы, прежде всего, хотелось сформировать интерес к театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов, сказок. Использование сказочных персонажей во время организационных моментов в НОД, в режимных моментах, что способствует активизации внимания малышей.

В своей работе, часто использую театр в самостоятельной игровой деятельности : игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т. д.)

В ходе театрализованных игр использую дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений.

В своей работе с детьми над драматизацией сказок использую упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»).

В средних группах детям предлагаются обучающие упражнения, сочетающие в момент воплощения сказочного образа движения и слова, драматизация простейших сказок. Основная задача - увлечь ребёнка играть дальше, вместе, повести в игре за собой, давая возможность сделать что-то по своему, дать свободу выбора. Только тогда игра может состояться и постепенно превратиться в целый спектакль.

Овладеть средствами интонационной выразительности старшим дошкольникам помогают специальные упражнения на произношение слов, фраз и предложений с выражением удивления, вопроса, восторга, грусти, страха, составляются ролевые диалоги. Дети с помощью жестов учатся передавать ощущения «горячо», «холодно», «больно», а также различные действия: вяжет, моет посуду, катает снежный ком, топит печь.

В старшем дошкольном возрасте дети уже сами показывают кукольные спектакли. Эта форма работы очень интересна и полезна. Такие показы глубже развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

С большим желанием показывают спектакли малышам и родителям, среди которых : «Гуси-Лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка».

Подводя итог проводимой работы, можно отметить результат, начиная с младшей группы. У детей значительно обогащается словарный запас. Они заметно выросли в нравственном плане. Дети становятся внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей, их поступки. Далее заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных игр приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они становятся свободнее, раскрепощённые в общении, а главное, они испытывают эмоциональный подъём. При слове «театр» их глаза загораются радостными искорками, а лица светятся улыбкой.

Пусть с нашего доброго начала театральные действия и полюбившиеся сказочные герои сопровождают ребенка всю его жизнь!

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников»Выступление на педагогическом совете из опыта работы «Социально-нравственное воспитание дошкольников» Первоначальное отношение ребенка к самому себе возникает на основе безграничной родительской любви. Именно она закладывает фундаментальную.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа «Духовно-нравственное воспитание дошкольников среднего возраста на основе традиций русского народа». на 2018-2019 учебный год. Кокорина.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности»
Опубликовано: 15 апреля 2020 в 11:06
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД